Развитие творческого потенциала дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
методическая разработка (младшая группа)
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленный на разрешение проблемной ситуации и завершающийся созданием творческого продукта. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tvorchestvo_cherez_proektnuyu_deyatelnost.docx | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленный на разрешение проблемной ситуации и завершающийся созданием творческого продукта. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Непременным условием для развития творческих способностей и организации проектной деятельности является создание психологической атмосферы свободы и безопасности. Взрослый проявляет симпатию и теплоту к творческим опытам ребенка, он доброжелателен, избегает оценок, не критикует ребенка и его творческие продукты. Он постоянно обращает внимание детей на оригинальные идеи, удачные находки, принимает любой творческий продукт независимо от его качества. Он поощряет любые вопросы со стороны ребенка, пробуждает фантазию ребенка вопросами, имеющими множество ответов. Взрослый демонстрирует творческий стиль поведения, предлагает свои варианты решения задачи.
Чтобы работать над проектом, следует придерживаться особых требований: Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Проблема может быть обозначена и воспитателем, и самими детьми. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Каждый проект требует исследовательской работы детей, т. е. поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участникам проектной группы. Результатом проектной деятельности является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, видим, что работа над всяким проектом есть ответ на вопрос пяти «П»: проблемы, планирования, поиска, проекта и презентации.
Использование методов проектирования позволяют активизировать познавательную и практическую деятельность воспитанников. Формировать у них умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно принимать решения. Для детей проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности ребенка и дает возможность принести пользу и публично показать достигнутый результат.
Важно научить детей самостоятельно находить и подбирать нужные материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым развивать собственную активность детей.
В младших группах главная роль отводится воспитателю. Исходя из проблемы, создаются специальные условия для практики меж личного общения и сотрудничества.
Идет пополнение пространства новыми материалами и предметами.
Используются моделирование исследовательской деятельности возможности- для развития навыков экспериментирование у детей младшего возраста.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративного – прикладного искусства, видео, фильмы и т.п. Работая над творческими проектами дети делают много удивительных открытий через игру и творчество.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
В нашей группе были реализованы следующие проекты:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ - «Волшебница-вода», «Растения в нашей жизни», «О чем расскажут следы на снегу», «Волшебник-невидимка».
ИНФОРМАЦИОННЫЕ – «Мой город», «История создания лампочки», «Герб моей семьи», «Любимые животные», «Мир наших увлечений», «Что было до… часов»
ТВОРЧЕСКИЕ – «Бумажная пластика», «Парад шляпок», драматизация сказок, досуг, концерт спектакль.
ИГРОВЫЕ (ролевые) – «Путешествие в сказку», «Сочиняем сказку»
Хотелось бы остановится на одном из проектов реализованном в группе раннего возраста. Краткосрочный проект «Синичкин день».
В ходе бесед с детьми было выявлено, что дошкольники имеют не достаточный словарный запас знаний по теме «Зимующие птицы». Нет представления о том, ка помочь птицам выжить в зимних условиях.
В связи с эти м была поставлена цель:
Исходя из цели были выявлены задачи:
Разработали этапы проекта, в ходе которых были подобраны материалы для бесед, пословицы, поговорки по теме, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественная литература по теме проекта.
Дети рисовали, лепили, отгадывали загадки по теме, слушали рассказы, на прогулке наблюдали за поведением синичек, кормили птиц, совместно с родителями изготовили кормушки. Также конструировали синичек из бумаги, создали коллективную работу «Покорми птиц зимой».
На 4 этапе было проведено открытое мероприятие с участием родителей и детей.
К концу реализации проекта дети имеют начальное представление о приспособлении птиц к среде обитания. Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление о зимующих и перелетных птицах. Обогатился словарь по данной теме. Развит творческий потенциал детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитии творческого потенциала дошкольников через инновационные технологии в музыкальной деятельности.
Опыт работы по развитию творческого потенциала дошкольников...
Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в детском саду»(обмен опытом)
презентация по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду...
Опыт работы: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Данная работа ...
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....