Опыт работы: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
материал по окружающему миру (старшая группа)
Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Данная работа посвящена для развития творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
Тема опыта: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Актуальность темы:
Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Конструирование можно рассматривать как универсальный способ активного взаимодействия человека с окружающим миром в целях его познания и преобразования. Это взаимодействие развивается постепенно. Изначально действительность даётся человеку в его конкретной деятельности, имеющей чувственный характер. Ощущения вызывают эмоциональную реакцию, волнение, приводящие к переживанию или ответному действию. Предельная зависимость человека от окружающего мира «снимается» - формируется способность конструирования образов восприятия как представлений, понятий, знаков, образов, символов; в результате появляется возможность изменения предметного мира, его переустройства «по себе», «под себя».
Конструирование традиционно рассматривается как познавательная деятельность человека (в т.ч. ребёнка раннего и дошкольного возраста). Среди видов познавательной деятельности можно выделить обыденно-практическую, научную и эстетическую, связанную с попыткой осмысления окружающего мира с помощью эстетических категорий. В дошкольном возрасте эти виды имеют свою специфику и проявляются в таких формах, как наблюдение, сравнение, обследование, моделирование, размышление (элементарное философствование) и др. В ансамбле видов детской познавательной деятельности следует отметить поисково-исследовательскую и экспериментирование, значимые для развития конструирования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. в разных видах и формах познавательной деятельности ребёнок осваивает рационально-логический способ познания мира, при этом предметом познания является окружающий мир (реальность), универсальным инструментом выступает понятие (представление, информация, знание), а прогнозируемым результатом – естественно-научная картина мира (миропонимание)
Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Новизна опыта:
Новизной и отличительной особенностью опыта является развитие у детей творческого и познавательно-исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость конструктивной деятельности существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель: развитие у детей познавательной активности, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию и конструктивному творчеству.
Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:
Задачи:
для детей:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
- Развивать понимание взаимосвязей в природе.
- Развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
для педагога:
- Повышать теоретический и профессиональный уровень по данной теме.
- Внедрять современные формы и методы работы по экспериментальной деятельности дошкольников.
- Поддерживать у родителей уверенность в собственных педагогических вопросах.
для родителей:
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
- Повышать уровень экологического сознания.
- Расширять опыт взаимодействия с детьми.
Ожидаемый результат:
для детей:
- Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
- Развитие мышления, речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
для педагога:
- Повышения теоретического опыта и профессионализма.
- Внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников.
- Поддержание у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
для родителей:
- Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
- Повышение уровня экологического сознания.
- Расширение опыта взаимодействия с детьми.
Методы и технологии в работе с детьми:
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов.
ИГРОВОЙ МЕТОД - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:
Рассказы воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей - совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Беседы - уточнения, коррекция знаний, их обобщения и систематизации
ПРОБЛЕМНО-МОТИВАЦИОННЫЙ МЕТОД - стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации.
СОТВОРЧЕСТВО - взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.
Принципы составления опыта:
- Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем, что позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
ФОРМЫ работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
Способы и направления поддержки детской инициативы:
(Отражение учета ФГОС)
- Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
- Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
- Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.
- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательно-исследовательской деятельности детей.
Использование здоровьесберегающих технологий:
- Валеологические песенки-распевки
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика
- Пальчиковые игры
- Игровой массаж
- Речевые игры с движениями (логоритмика)
- Музыкотерапия.
Методы активации родителей.
- Вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом.
- Анкетирование.
- Консультации.
- Обращение к опыту родителей (изготовление поделок из различного материала: природного, бросового, проведение опытов и экспериментов и т.п.).
- Привлечение к совместной деятельности (Совместные экскурсии, сбор природного, бросового материала, участие в мастер-классах).
Условия реализации
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон, в том числе в центре продуктивной деятельности, что дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
- условия для свободного выбора деятельности;
- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
- проведение опытов и экспериментов.
Этапы работы.
Этапы: | |
Первый этап подготовительный | Изучение, обобщение методической литературы по познавательно-исследовательской деятельности и конструированию. Продумывание, проблемы и игровой ситуации. |
Разработка перспективного планирования по теме проекта | |
Организация предметно-пространственной среды. | |
Подбор дидактического и игрового материала. Разработка картотеки. | |
Второй этап основной | Подготовка приборов, специальных лабораторных материалов, спец. одежды индивидуально для каждого ребенка. Знакомство детей с терминологией. |
Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом. | |
Организация самостоятельной, творческой и совместной игровой деятельности детей. | |
Информирование и привлечение родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность. | |
Разработка диагностического инструментария. | |
Третий этап творческий | Обобщение опыта работы. |
Участие в конкурсах; опытах и экспериментах. | |
Открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ | |
Ресурсы: | |
Временные | В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей |
Информационные | Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская познавательная литература (энциклопедии). |
Материально-технические | Аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат |
Художественно-изобразительные средства | Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков. |
Продукт деятельности детей | Выставка творческих работ детей. Изготовление макетов, книг, альбомов. Проведение опытов. Огород на окошке. |
Результат деятельности педагога | Систематизация работы по познавательно-исследовательской деятельности и конструированию с детьми в рамках ДОУ. |
Развитие творческой и познавательно-исследовательской активности у детей дошкольного возраста во время совместных мероприятиях с родителями. | |
Активность родителей в реализации данного вида деятельности. |
Содержание системы реализации.
Основные этапы:
Первый этап «Подготовительный» | |
Цель | Выявить исходный уровень развития творческих, конструктивных и познавательных способностей дошкольников. |
Содержание работы | Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач. |
Диагностика включает в себя | Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное познание окружающей среды и применение знаний в творческой деятельности. |
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления познавательной и конструктивной активности дошкольников. | |
Индивидуальные беседы с детьми. | |
Результат | Разработка комплекса методических материалов по реализации данной работы в образовательном процессе. Обогащение знаний по познавательно-исследовательской деятельности, заинтересованность родителей и активное взаимодействие. В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе познавательно-исследовательской деятельности для самостоятельного творчества ребёнка, о необходимости включения её в образовательный процесс. В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения. |
Второй этап – основной | |
Цель | Апробировать результативность разработанного содержания в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, через познавательно-исследовательскую деятельность. |
Анализ данных по комплексным критериям | Проявление интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности. |
Особенности процесса исследовательской деятельности. | |
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе проведения опытов и экспериментов | |
Отношение ребенка к результату творческой и исследовательской деятельности и его оценка. | |
Виды деятельности | Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом. |
Развитие творческих способностей через наблюдения, трудовую деятельность, опыты и эксперименты, продуктивную деятельность. | |
Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ | |
Третий этап – творческий заключительный | |
Цель | Выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, показать динамику |
Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития | |
Диагностика включает в себя | Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие |
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления творческой и познавательной активности дошкольников | |
Индивидуальные беседы с детьми | |
Анализ данных по комплексным критериям | Проявление интереса ребенка к экспериментированию |
Особенности процесса экспериментирования | |
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе проведения опытов и экспериментов | |
Отношение ребенка к результату экспериментирования и конструирования и его оценка |
Взаимодействия с сотрудниками ДОУ:
- Участие в педагогических советах и стажировочных площадках с целью обменом опытом.
- Проведение консультаций, мастер – классов.
- Проведение индивидуальных консультаций по разделу познавательно-исследовательской деятельности и конструирования.
Вывод
В результате проводимой работы дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.
Обеспечение:
- Природные материалы (песок, камни, ракушки, глина, грунт, образцы древесины, ореховая скорлупа, листья, семена);
- Приборы (линейки, магниты, линзы, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы);
- Сосуды и ёмкости (баночки, мензурки, колбы, стаканы, миски);
- Медицинские материалы (резиновые перчатки, пинцет, шприц, вата, бинт, марля, пипетки);
- Сыпучие вещества (сахар, соль, перманганат калия, пищевые красители, мука);
- Специальная одежда (халаты, фартуки, защитные очки, шапочки);
- Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.
- Развивающие игры.
- Наглядно-дидактические пособия.
- Специальная методическая литература.
Методическое обеспечение:
- ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Конструирование в детском саду. Парциальная программа «Умные пальчики» / И.А. Лыкова.
- Конструирование в детском саду. Старшая группа (Учебно-методическое пособие) / И.А. Лыкова.
- О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. М.: 2018 Мозаика – Синтез.
- Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2015. Мозаика – Синтез.
- С.Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет. - М.: 2013 Мозаика – Синтез.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ «Сфера»
- Дыбина О.В. Творим. Измеряем. Преобразуем. Игры-занятия для дошкольников. – М.: 2010 ТЦ «Сфера»
- Н.А. Гуриненко. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2017.
- Л.В. Рыжова. Методика детского экспериментирования. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2017.
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2016.
- Интернет-ресурсы.
Приложение 1
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Месяц | Содержание работы | Цель |
Октябрь | Тема: «Чудеса растений» | |
|
| |
Ноябрь | Тема: «Песок. Глина. Камни». | |
|
| |
Декабрь | Тема: «Волшебные свойства магнита» | |
|
| |
Тема: «В мире животных» | ||
|
| |
Январь | Тема: «Снег – снежок» | |
|
| |
Февраль | Тема: «Волшебница вода» | |
|
| |
Тема: «Воздух невидимка» | ||
|
| |
Март | Тема: «Огород на окошке» | |
|
|
Приложение 2
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц | Форма работы / Мероприятие | Цель проведения |
Сентябрь |
|
|
Октябрь |
|
родителей. |
Ноябрь |
|
|
Декабрь |
|
|
Январь |
|
|
Февраль |
|
|
Март |
|
|
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через тестопластику»
Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:Приобщить детей к народному искусству;Реализовать духовные, эстетические и творческие способности...
Конспект открытого занятия «Развитие математических способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
laquo;Друзья спешат на помощь или приключения кота Леопольда»...
Развитие творческого потенциала дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок п...
«Развитие математических способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
Обучение детей классификации геометрических фигур по двум признакам одновременно (величина, форма); выделение тех фигур, которые соответствуют данным признакам; упражнять в порядковом счете.Создание м...
Презентация "Развитие познавательных способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность"
Презентация...
Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...
- Мне нравится (3)