«Развитии творческого потенциала дошкольников через инновационные технологии в музыкальной деятельности.
материал на тему

Опыт работы по развитию творческого потенциала дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         

Тема моего опыта работы «Развитии творческого потенциала дошкольников через инновационные технологии в  музыкальной деятельности.

Приоритетное направление образовательной программы нашего детского сада   - художественно – эстетическое развития детей.

   Проблема музыкального творчества, над которой я работаю, актуальна и соответствует потребностям моих воспитанников  и детского сада, а так же подтверждается нормативными документами: Законом Р. Ф. «Об образовании» и «Концепцией дошкольного воспитания».

  В ходе работы над развитием музыкального творчества, мои наблюдения за деятельностью детей показали: что некоторые дети не проявляли интереса к творческим заданиям и затруднялись в творческом самовыражении и выразительном исполнении. Исходя из данных наблюдений,  мной была определена идея системного развития творческих детей во всех видах музыкальной деятельности, которые обусловливают накопление опыта детского исполнительства (с установкой: придумать, сочинить, переживая при этом чувство удовлетворения). Такая позиция дала мне  возможность осуществить поставленную  цель: создать условия для развития творческого потенциала дошкольников в музыкальной деятельности.

Основные задачи: 

  1. Воспитать потребности к самовыражению через различные виды музыкальной деятельности.
  2. Развить воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
  3. Раскрыть потенциал ребёнка, его возможности, талант.

Планируемый результат:

  1. Возможность проявлять творчество в выразительном исполнении песен.
  2. Умение самостоятельно находить свои оригинальные решения и выразительно передавать их в движениях.

   На поиск новых путей в развитии креативности на основе музыкального творчества меня вдохновила встреча с авторами программы  «Ладушки» И. А. Новоскольцевой  и И. М. Каплуновой.

  Я разработала модель музыкального развития творческой активности дошкольников, которая включает комплексность, интегративность. Музыкально – педагогический процесс я строю на личностно – ориентированном подходе взаимодействии ребёнка и педагога. Стараюсь создать атмосферу доверия, доброжелательности, пробудить желание детей в необходимости общения со мной.  Для активизации творческих проявлений ребёнка и его эмоционального настроя я использую такой эффективный прием как приветствие  (я встречаю ребят с игрушкой прошу их поздороваться с различными заданиями, со сменой интонацией, жестов, характера. Вот и сегодня я принесла зайчика давайте с ним поздороваемся ласково, хитреньким голосом, весёлым). 

   Для развития песенной импровизации детей я применяю элементы технологии ТРИЗ. Предлагаю детям сочинить и исполнить мелодию на знакомые стихи и потешки. А затем предлагаю придумать «Клип», где дети проявляют свои чувства через пластику. (Сейчас вы посмотрите «Клип» по фрагменту сказки «Федорино горе», где дети на знакомые стихи сочинили мелодию и обыграли её). Работу над вокальными навыками с детьми продолжаю в свободное от занятий время. Дети исполняют песни сольно и ансамблем.  Я обучаю их петь не только под инструментальное сопровождение, но и под фонограммы современных аранжировок. Песенный репертуар включает: русские народные песни и произведения детских композиторов. Дети с удовольствием выступают не только на праздниках в детском саду, в спектаклях музыкального детского театра, но и на городских концертах посвящённые: «Дню победы», «Дню защиты детей».

   Знакомя детей с ритмом, я опираюсь на личный опыт ребёнка и в процессе совместного экспериментирования мы приходим к выводу, что ритм есть в жизни,  ритм есть в музыке. Развить у детей музыкальное чувство ритма мне помогает уникальная технология «Этот удивительный ритм» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой построенная на методе моделирования ритма. Давайте с вами попробуем прочувствовать этот удивительный ритм. (Я попрошу вас спеть долгий звук «у», а поможет нам в этом волшебный клубок).  Этот  приём, на мой взгляд является эффективным, поскольку дети очень быстро осваивают длительность звука,  так как они  воспринимают его не только на слух, но и визуально.  

  Прочувствовать детям ритм помогает танцтерапия, которая предполагает психологическое раскрепощение ребёнка. Ее составной частью является технология А. И. Бурениной. В ней подобрана музыка, под которую  дети испытывают ощущение радости, полёта при исполнении танцевальных композиций.  Мне приятно, когда мои воспитанники так легко и артистично выступают на сцене и становятся победителями в конкурсах «Самая лучшая в мире», «Маленькая мисс».

 Используя метод элементарного музицирования  Карла Орфа, который предполагает комплексный  и  интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, даёт мне возможность экспериментировать,  нетрадиционно организовывать взаимодействия с ребёнком, а ребёнку возможность выразить себя. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, а особенно на самодельных,  которые изготовила сама из бросового  материала.  Отличительной особенностью этой работы является  творческое озвучивание сказок.

Вот одна из них сказка – шумелка «Заяц в лесу». А помогут мне воспитатели из нашего детского сада.

Жил – был заяц – трусишка. И всего этот заяц боялся (инстр.)

Вышел однажды он из дома.  Не успел и трёх шагов сделать, а ёж вдруг как зашуршит в кустах!

Испугался заяц и бежать.

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

Бросился заяц бежать.

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

Побежал заяц из леса к речке.

А на берегу лягушки сидели.  Увидели они зайца и скок в воду.

Тут заяц остановился и говорит:

-А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

(спасибо, а я продолжаю дальше)

Таким образом, у ребёнка помимо пения, музыкально – ритмических движений, появляется ещё одна возможность практического выражения своих произведений в процессе музицирования.

  Для оценки результативности своей деятельности я использовала диагностический инструментарий по определению уровня развития творческих способностей  детей. В результате проведенных исследований за последние 3 года были получены следующие результаты.  Из данных  диаграммы видно, что творческий уровень развития детей по сравнению с 2008 годом повысился в танцевальном творчестве на 15%; В песенном творчестве на 10%; в элементарное музицировании на 5%.

    На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:

  1. Дети стали намного активнее,  общительнее и внимательнее друг к другу.
  2. Дети передают в пластике разнообразные оттенки настроения.
  3. У детей сформировался интерес к самовыражению через различные виды деятельности.
  4. Они  стали  свободнее высказывать свои мысли, научились выражать свои эмоции в музыке.
  5. Дети научились находить оригинальные движения при выполнении творческих заданий.

   Мои выпускники продолжают развивать свои творческие способности, посещая эстрадные студии, танцевальные кружки, музыкальную школу.

 Раскрывать в детях талант мне помогают мои партнёры – коллеги и родители,  они активно участвуют в оформлении декораций, в изготовлении костюмов, и в исполнении ролей. Совместно с ними был реализован проект «Праздник без проблем».

  Опыт моей работы на тему: «Развитие творческих способностей детей в музыкальной и театральной деятельности» был представлен на педагогических чтениях «Творческо-инновационная деятельность как ресурс модернизации системы образования» в 2008 году.

Открытое занятие по развитию вокальных навыков с детьми средней и старшей группы я показала на городском методическом объединении для музыкальных руководителей.

                         Новизна и практическая значимость:

Мой опыт и методические материалы, разработанные и составленные по данной теме, могут быть использованы в практике детского сада не только музыкальным руководителем, но и воспитателями.

 Свой опыт работы я хочу закончить такими прекрасными словами:

«Чтобы изобразить птицу надо почувствовать себя этой птицей, пропустить образ через себя. Ощутить полёт, взмах крыльев, рассказать о птице голосом, телом, руками, движениями». И пусть  птица счастья принесёт вам на крыльях радость творчества.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....

Развитие творческого потенциала дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок п...

Педагогический совет "Современные подходы к развитию творческого потенциала дошкольника через анализ его продуктивной деятельности"

Совершенствовать работу по художественно-эстетическому развитию воспитанников, выявить и активизировать наиболее интересные подходы в работе.  Первая часть педсовета пройдет как мини-отчет  ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное дошкольное образование обозначает проблему формирования музыкально-эстетической культуры дошкольников как одну из актуальных проблем развития личности. В Федеральном государственном станда...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное дошкольное образование обозначает проблему формирования музыкально-эстетической культуры дошкольников как одну из актуальных проблем развития личности. В Федеральном государственном станда...

Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Мастер класс для педагогов  "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"...