«Развитии творческого потенциала дошкольников через инновационные технологии в музыкальной деятельности.
материал на тему
Опыт работы по развитию творческого потенциала дошкольников
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема моего опыта работы «Развитии творческого потенциала дошкольников через инновационные технологии в музыкальной деятельности.
Приоритетное направление образовательной программы нашего детского сада - художественно – эстетическое развития детей.
Проблема музыкального творчества, над которой я работаю, актуальна и соответствует потребностям моих воспитанников и детского сада, а так же подтверждается нормативными документами: Законом Р. Ф. «Об образовании» и «Концепцией дошкольного воспитания».
В ходе работы над развитием музыкального творчества, мои наблюдения за деятельностью детей показали: что некоторые дети не проявляли интереса к творческим заданиям и затруднялись в творческом самовыражении и выразительном исполнении. Исходя из данных наблюдений, мной была определена идея системного развития творческих детей во всех видах музыкальной деятельности, которые обусловливают накопление опыта детского исполнительства (с установкой: придумать, сочинить, переживая при этом чувство удовлетворения). Такая позиция дала мне возможность осуществить поставленную цель: создать условия для развития творческого потенциала дошкольников в музыкальной деятельности.
Основные задачи:
- Воспитать потребности к самовыражению через различные виды музыкальной деятельности.
- Развить воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
- Раскрыть потенциал ребёнка, его возможности, талант.
Планируемый результат:
- Возможность проявлять творчество в выразительном исполнении песен.
- Умение самостоятельно находить свои оригинальные решения и выразительно передавать их в движениях.
На поиск новых путей в развитии креативности на основе музыкального творчества меня вдохновила встреча с авторами программы «Ладушки» И. А. Новоскольцевой и И. М. Каплуновой.
Я разработала модель музыкального развития творческой активности дошкольников, которая включает комплексность, интегративность. Музыкально – педагогический процесс я строю на личностно – ориентированном подходе взаимодействии ребёнка и педагога. Стараюсь создать атмосферу доверия, доброжелательности, пробудить желание детей в необходимости общения со мной. Для активизации творческих проявлений ребёнка и его эмоционального настроя я использую такой эффективный прием как приветствие (я встречаю ребят с игрушкой прошу их поздороваться с различными заданиями, со сменой интонацией, жестов, характера. Вот и сегодня я принесла зайчика давайте с ним поздороваемся ласково, хитреньким голосом, весёлым).
Для развития песенной импровизации детей я применяю элементы технологии ТРИЗ. Предлагаю детям сочинить и исполнить мелодию на знакомые стихи и потешки. А затем предлагаю придумать «Клип», где дети проявляют свои чувства через пластику. (Сейчас вы посмотрите «Клип» по фрагменту сказки «Федорино горе», где дети на знакомые стихи сочинили мелодию и обыграли её). Работу над вокальными навыками с детьми продолжаю в свободное от занятий время. Дети исполняют песни сольно и ансамблем. Я обучаю их петь не только под инструментальное сопровождение, но и под фонограммы современных аранжировок. Песенный репертуар включает: русские народные песни и произведения детских композиторов. Дети с удовольствием выступают не только на праздниках в детском саду, в спектаклях музыкального детского театра, но и на городских концертах посвящённые: «Дню победы», «Дню защиты детей».
Знакомя детей с ритмом, я опираюсь на личный опыт ребёнка и в процессе совместного экспериментирования мы приходим к выводу, что ритм есть в жизни, ритм есть в музыке. Развить у детей музыкальное чувство ритма мне помогает уникальная технология «Этот удивительный ритм» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой построенная на методе моделирования ритма. Давайте с вами попробуем прочувствовать этот удивительный ритм. (Я попрошу вас спеть долгий звук «у», а поможет нам в этом волшебный клубок). Этот приём, на мой взгляд является эффективным, поскольку дети очень быстро осваивают длительность звука, так как они воспринимают его не только на слух, но и визуально.
Прочувствовать детям ритм помогает танцтерапия, которая предполагает психологическое раскрепощение ребёнка. Ее составной частью является технология А. И. Бурениной. В ней подобрана музыка, под которую дети испытывают ощущение радости, полёта при исполнении танцевальных композиций. Мне приятно, когда мои воспитанники так легко и артистично выступают на сцене и становятся победителями в конкурсах «Самая лучшая в мире», «Маленькая мисс».
Используя метод элементарного музицирования Карла Орфа, который предполагает комплексный и интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, даёт мне возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействия с ребёнком, а ребёнку возможность выразить себя. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, а особенно на самодельных, которые изготовила сама из бросового материала. Отличительной особенностью этой работы является творческое озвучивание сказок.
Вот одна из них сказка – шумелка «Заяц в лесу». А помогут мне воспитатели из нашего детского сада.
Жил – был заяц – трусишка. И всего этот заяц боялся (инстр.)
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёж вдруг как зашуршит в кустах!
Испугался заяц и бежать.
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
Бросился заяц бежать.
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
Побежал заяц из леса к речке.
А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца и скок в воду.
Тут заяц остановился и говорит:
-А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
(спасибо, а я продолжаю дальше)
Таким образом, у ребёнка помимо пения, музыкально – ритмических движений, появляется ещё одна возможность практического выражения своих произведений в процессе музицирования.
Для оценки результативности своей деятельности я использовала диагностический инструментарий по определению уровня развития творческих способностей детей. В результате проведенных исследований за последние 3 года были получены следующие результаты. Из данных диаграммы видно, что творческий уровень развития детей по сравнению с 2008 годом повысился в танцевальном творчестве на 15%; В песенном творчестве на 10%; в элементарное музицировании на 5%.
На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:
- Дети стали намного активнее, общительнее и внимательнее друг к другу.
- Дети передают в пластике разнообразные оттенки настроения.
- У детей сформировался интерес к самовыражению через различные виды деятельности.
- Они стали свободнее высказывать свои мысли, научились выражать свои эмоции в музыке.
- Дети научились находить оригинальные движения при выполнении творческих заданий.
Мои выпускники продолжают развивать свои творческие способности, посещая эстрадные студии, танцевальные кружки, музыкальную школу.
Раскрывать в детях талант мне помогают мои партнёры – коллеги и родители, они активно участвуют в оформлении декораций, в изготовлении костюмов, и в исполнении ролей. Совместно с ними был реализован проект «Праздник без проблем».
Опыт моей работы на тему: «Развитие творческих способностей детей в музыкальной и театральной деятельности» был представлен на педагогических чтениях «Творческо-инновационная деятельность как ресурс модернизации системы образования» в 2008 году.
Открытое занятие по развитию вокальных навыков с детьми средней и старшей группы я показала на городском методическом объединении для музыкальных руководителей.
Новизна и практическая значимость:
Мой опыт и методические материалы, разработанные и составленные по данной теме, могут быть использованы в практике детского сада не только музыкальным руководителем, но и воспитателями.
Свой опыт работы я хочу закончить такими прекрасными словами:
«Чтобы изобразить птицу надо почувствовать себя этой птицей, пропустить образ через себя. Ощутить полёт, взмах крыльев, рассказать о птице голосом, телом, руками, движениями». И пусть птица счастья принесёт вам на крыльях радость творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....
Развитие творческого потенциала дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок п...
Педагогический совет "Современные подходы к развитию творческого потенциала дошкольника через анализ его продуктивной деятельности"
Совершенствовать работу по художественно-эстетическому развитию воспитанников, выявить и активизировать наиболее интересные подходы в работе. Первая часть педсовета пройдет как мини-отчет ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное дошкольное образование обозначает проблему формирования музыкально-эстетической культуры дошкольников как одну из актуальных проблем развития личности. В Федеральном государственном станда...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное дошкольное образование обозначает проблему формирования музыкально-эстетической культуры дошкольников как одну из актуальных проблем развития личности. В Федеральном государственном станда...
Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"...