Сообщение на мастер класс «Эффективность практик во взаимодействии с семьёй в контексте ФГОС ДО»
методическая разработка
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
С.Ю.Степурка
старший воспитатель
МБДОУ №27
г.Канск
«Эффективность практик во взаимодействии с семьёй
в контексте ФГОС ДО»
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Цель: обеспечение психолого - педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии ФГОС.
Основные задачи работы:
- осуществлять психолого -педагогическое просвещение родителей;
-приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Индивидуальный подход.
Сотрудничество, а не наставничество.
Мы активно используем следующие формы работы с семьей:
Анкетирование;
С целью получения более полного анализа степени удовлетворенности родителями качеством деятельности МБДОУ были опрошены в сентябре родители и проанализированы ответы 5 возрастных групп, кроме 1 младшей, т.к. они вновь прибывшие дети. Всего было опрошено 84 родителя (133ч - без. 1 мл.группы) , что составило 63%.
При анализе анкетирования выявлено следующее:
94% утверждают, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад и они спокойны во время работы за пребывание ребенка в детском саду. А также, довольны работой специалистов ДОУ – 91 %.
Наибольшее количество утвердительных ответов было получено на вопрос «Удовлетворены ли вы качеством организации воспитательно-образовательного процесса и питанием в ДОУ?»: занятия с детьми – удовлетворены 90 %.
Проведением прогулок – удовлетворены 85 %.
Организацией питания в детском саду удовлетворены – 69 %.
Санитарно-гигиеническими условиями удовлетворены 95%.
Состоянием материально-технической базы учреждения удовлетворены 70 %.
По результатам анкетирования об информационной обеспеченностью родителей воспитанников ДОУ выявлено, что 91 % семей получают систематическую и в достаточную информацию о целях и задачах детского сада в области развития и воспитания своего ребенка.
В целом все родители воспитанников ДОУ считают, что педагоги дошкольного учреждения выстраивают образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Только 3 % дают отрицательный ответ и 10 % затрудняются ответить на данный вопрос. Возможно, это объясняется отсутствием контакта данных родителей с воспитателем группы.
85% опрошенных родителей принимают участие в образовательной деятельности ДОУ - активные родители 50%, малоактивные 35%,15 % родителей признали, что не принимают вообще участия в деятельности ДОУ - неактивные. В связи с этим воспитатели групп обращают особое внимание на тех родителей, которые недостаточно контактны и привлекают их к совместной деятельности.
По итогам анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство родителей удовлетворяет деятельность детского сада. Это свидетельствует о том, что созданная система работы ДОУ позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей. Таким образом, уровень и содержание образовательной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении в целом удовлетворяет 85% опрошенных родителей, что является высоким показателем результативности работы коллектива.
Поскольку родители являются полноправными участниками образовательного процесса, их мнение должно учитываться при организации деятельности ДОУ.
Проведение родительских собраний (методы - лекция, дискуссия, тренинг, деловая игра, круглый стол);
Консультации специалистов;
Семейные спортивные встречи;
Большую работу с родителями проводит инструктор по физическому воспитанию. Стали традиционными мероприятия «Мама, папа, я — спортивная семья», дружеские встречи между родителями разных групп.
С целью морального стимулирования наиболее активные родители отмечены, на общих собраниях вручены благодарственные письма, грамоты.
Праздники и развлечения ( в новогоднем утренники принимали активное участие родители, они были задействованы в сказочных персонажах).
Семейные проекты; (в том году был реализован проект "Домашний питомец" в старшей группе совместно с семьёй Шулюмовых и Саша его презентовал на демонстрационной площадке в городе).
День открытых дверей (открытые занятия для просмотра родителям);
Участие в конкурсах;
Субботники по благоустройству;
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены новые «Уголки для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами , психологом и специалистами ДОУ.
Оформлены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
Организуются выставки совместного творчества детей и родителей, тематические выставки, фотовыставки. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали традиционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми.
Наш детский сад принимал участие в проекте по РППС, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
На родительских собраниях мы стремимся уделять большое значение развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Раскрываем ее возможности и значимость в жизни детей дошкольного возраста. Воспитатели предложили родителям быть непосредственными участниками, создающими развивающую предметно-пространственной среду. Объясняя ,раскрывая их цели и задачи, мы непосредственно вовлекаем родителей в этот процесс. Индивидуальный и дифференцированный подходы оказываются наиболее эффективными.
С помощью родителей пополняются наши центры, прогулочные участки.
В этом году подготовительная группа "Колокольчики" принимали участие в краевом конкурсе "Как мы меняемся". Благодаря только помощи родителей у них получился многофункциональный прогулочный участок.
Мы понимаем, что игрушка сделанная руками родителей при непосредственной помощи ребенка бесценна. Совместные работы оказываются очень разнообразными, интересными, творческими.
Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании и развития детей.
В каждой группе имеется страничка в соц.сетях, где родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни группы.
Предлагаю Вашему вниманию опыт проведения «Дня самоуправления в группе», как инновационной формы работы с родителями. Этот мини-проект будет интересен педагогам дошкольных учреждений и родителям.
В ФГОС ДО (п. 3.2.5.) говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Переход к новым формам отношений родителей и педагогов сделает педагогический процесс более свободным и гибким. Использование нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников детского сада способствует более эффективному взаимодействию педагогов с родителями, их профессиональному сближению. Поэтому в нашем детском саду было решено провести «День самоуправления в группах».
Не всегда семье и детскому саду хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.
Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.
Гипотеза – при зарождении новой инновационной формы взаимодействия с родителями, повысится уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, даст возможность привлечь родителей к жизни детского сада. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Цель: привлечение родителей к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ через инновационную форму.
Зарождение новой традиции ДОУ – День родительского самоуправления в группах.
Задачи:
-повысить педагогическую культуру родителей.
-расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ.
-укрепить партнерские отношения между ДОУ и родителями.
-подготовить родителей-участников к Дню самоуправления – предоставить информацию о ОД, дать рекомендации по использованию различных методов и приёмов для проведения режимных моментов, занятий, прогулок.
-привлечь детей к участию в рамках мероприятия проекта «День самоуправления в группах».
Участники: педагог, родители, дети.
Срок реализации проекта: 26.10.2017г.
Тип проекта: социальный.
Распределение обязанностей:
Педагог – подготовка участников к Дню самоуправления (знакомит родителей с режимом дня, комплексом утренней гимнастики, с организацией ОД и режимных моментов, с совместной деятельностью (дидактические и подвижные игры).
Родители – проводят утренний прием, утреннюю гимнастику, режимные моменты, прогулку, дидактические и подвижные игры.
Дети – участвуют в мероприятиях в рамках проекта «День самоуправления в группах».
1 этап: Подготовительный.
1.Родительское собрание - обсуждение вопросов, связанных с организацией
« Дня самоуправления в группах»;
2.Составление плана , подготовка к проведению мероприятия;
3.Индивидуальные встречи с родителями.
Для подготовки к проведению «Дня самоуправления в группах» была организована следующая работа:
– подготовлены участники образовательного процесса;
– ознакомлены родители с деятельностью педагогов;
– проведены индивидуальные встречи с родителями по проведению образовательной деятельности;
– распределены роли между родителями;
– проведен инструктаж родителей – участников по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности, правилам пожарной безопасности;
– составлен план мероприятия, где родители распределили свои обязанности для участия в разнообразных режимных моментах:
2 этап: Основной.
Проведение «Дня самоуправления».
С начала рабочего дня воспитатели – дублёры (родители воспитанников групп ) активно включились в педагогическую деятельность. На первый взгляд, все было как всегда: зарядка, образовательная деятельность, прогулка. Но! Все эти режимные моменты проводили не педагоги, а родители. Родителям представилась уникальная возможность побывать на месте воспитателя и посмотреть на жизнь детского сада «изнутри».
1. Провести утренний приём детей;
2. Утреннюю гимнастику;
3. Режимные моменты;
4. подвижные игры;
5. дидактические игры;
6. творчески подойти к организации ОД;
7. умело организовать прогулку с детьми.
3 этап: Заключительный.
Проведенное мероприятие показало, что:
– расширяются представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ, формируется понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя;
– укрепляются партнерские отношения между детским садом и родителями;
– повышается педагогическая культура родителей (имеют представления об особенностях детской возрастной психологии, владеют элементарными знаниями, как организовать свободное время детей);
– происходит сближение и объединение педагогов с родителями по вопросам воспитания детей.
Таким образом, использование нетрадиционных форм работы в детском саду обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей.
Ожидаемый результат:
В современных условиях задачей модернизации дошкольного образования является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад – семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь детского сада. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение к мастер-классу для педагогов ДО "Техника сухого и мокрого валяния"
С помощью представленной в сообщении техники валяния можно быстро и легко создать валяное полотно – основу для множества изделий. ...
Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»
На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности? И на эту тему, я предлагаю вам...
Мастер - класс «Эффективное использование математики для развития детей в рамках реализации ФГОС ДО»
Цель моего мастер - класса: познакомить с системой работы по раннему математическому развитию дошкольников в нашем детском саду....
Сообщение с мастер-классом для воспитателей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»
В мастер - классе представлены логосказки для развития мелкой и артикуляционной моторики, фонетические, лексико-грамматические сказки и сказки по обучению грамоте....
Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО
Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...
Мастер-класс ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ ДЕТЬМИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Воспитатель: Чернова Марина ВладимировнаМБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония» Поэзия, как один из жанров литера...
Мастер-класс «Эффективное взаимодействие с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»...