Мастер - класс «Эффективное использование математики для развития детей в рамках реализации ФГОС ДО»
методическая разработка по математике на тему

Мовчан Ольга Вячеславовна

Цель моего мастер -  класса:  познакомить с системой работы по раннему математическому развитию дошкольников в нашем детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_matematika.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -  класс «Эффективное использование математики для развития детей в рамках реализации ФГОС ДО»

Здравствуйте, коллеги!

Актуальность проблемы раннего обучения дошкольников математике обусловлена целым рядом причин: обилием информации, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи, проводить опыты и наблюдения.

Президент России В. В. Путин неоднократно высказывался о необходимости сделать физико-математическое образование лучшим в мире, что даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества.  Данная задача успешно решается в образовательных организациях нашего региона.

      Цель моего мастер -  класса:  познакомить с системой работы по раннему математическому развитию дошкольников в нашем детском саду.

     Наш детский сад участвует в эксперименте по раннему физико-математическому развитию дошкольников. Под раним физико - математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Для успешного решения этой задачи в нашем детском саду выстроена определенная система работы по данному направлению: оформлена  предметно – пространственная среда, разработана программа «Физико-математическое развитие для детей с 2 до 7 лет».

      ФГОС ДО предъявляет определенные требования к развивающей предметно – пространственной среде. Во всех группах детского сада имеются математические уголки с наборами дидактических игр, числовыми фризами, ЛЕГО- и ТИКО- конструкторами, палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша, имеются квадраты Воскобовича, игры-головоломки типа «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо».

        Для успешного решения задачи раннего математического развития используется способ погружения детей в соответствующую математическую среду.   Так, уже при входе в детский сад на лестнице, дети видят приборы, без которых жизнь современного человека невозможна, и своим появлением в жизни человека эти приборы обязаны прежде всего такой науке как математика, а именно: фотоаппарат, лупа, магнит, часы, мобильный телефон, электрическая лампа, калькулятор, компьютер.  

Ранний возраст.

Работу мы начинаем в раннем возрасте. У самых маленьких детей, интерес к математике мы прививаем непроизвольно:

  1.  знакомим их с разными видами сенсорных эталонов: цвет, геометрические фигуры, понятиями много - мало, большой - маленький),
  2. учим малышей ориентироваться в пространстве групповой комнаты, на участке детского сада,

Особенность развития мышления ребенка в этом возрасте связана с предметными действиями в игре и в бытовой деятельности. У малыша формируются первые представления о свойствах предметов: размере (большой маленький; длинный, короткий), об их форме (как мячик, как кирпичик, как квадрат). (Слайды). Детей этого возраста мы знакомим с ЛЕГО – конструированием, начиная с конструктора ДУПЛО для самых маленьких. Освоить такие сложные для малышей математические понятия как ориентация в пространстве, и количество нам помогает большой строительный конструктор (Слайды: лего Дупло, напольный конструктор Лего, напольный большой строительный конструктор).

2 младшая группа

Во второй младшей группе закрепляем уже имеющиеся знания у детей и усложняем задачи развития математического и физического развития. Освоение задач осуществляется в активных практических действиях  сравнения, упорядочивания, обобщения, распределения.

  1. знакомство с геометрическими телами: шар, куб
  2. дети учатся группировать предметы по двум – трем свойствам: форме, размеру, обобщают по признакам.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета. Для успешного различения свойств предметов детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом (держать фигуру в руках, хлопать, ощупывать). Для этих целей предпочтительны игры типа мозаика. Использую новую технологию обучения - стол игровой ландшафтный многофункциональный (Слайд из стола мал наборы стол), для усвоения формы предмета, его  математических свойств использую геометрические бусы из развивающих материалов «Дары Фребеля» (Слайд набор Фребеля «Цветные тела»).  

Кроме этого, приобретены игры  нового поколения в соответствии с требованиями ФГОС. Игра «Мыльные пузыри» дает возможность получить мыльные пузыри разного размера, цепочку из мыльных пузырей и даже пузырь в пузыре, дети даже могут рисовать мыльными пузырями.

Трафаретные карточки и объемные пластиковые фигуры игры «Формы и цвета» помогают детям легко запомнить геометрические формы, игра «Логическая мозаика» способствует развитию воображения, логического мышления, мелкой моторики, координации движения рук и ориентировки на плоскости.

В математическом уголке во  второй младшей группе  подобраны вкладыши геометрические, фигуры шар, куб, выполненные из различных материалов (мягких, твердых), различных по весу (легче, тяжелее), различных по форме и цвету, предметы с отверстиями, предметы с крючками для подвешивания. (Слайды Дары Фребеля и др.)

В этом возрасте, кроме Лего – Дупло, мы используем «Гигантский Полидрон». С помощью конструктора дети 3-х лет моделируют среду в зависимости от игрового замысла: дети играют в домике (Слайд «Гигантский Полидрон», строят Зоопарк (Лего Дупло), что-нибудь из Лего Дупло «Моя первая история». С помощью конструкторов дети продолжают изучать геометрические формы, учатся различать величины, считать, ориентироваться в пространстве.

Средняя группа

Дети средней группы осваивают умение пользоваться схематическими изображениями, используют новыми знаками – символы. 

  1. осваивают практическое деление целого на части, соизмерение величин, формируем умение, ориентироваться в числах, увеличивать и уменьшать, создавать группы предметов по сходным признакам.  

Дети 4-5 лет осваивают умения пользоваться эталонами с целью определения форм предметов окружения. Для этих целей использую игры  нового поколения, типа Лото. Игра позволяет научить малыша сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке (слайд)

             Дети учатся характеризовать объект,  сравнивая его  с другими предметами:  слева - справа, впереди - сзади,  выше - ниже. Я использую новую технологию - стол игровой ландшафтный многофункциональный (Слайд Стол «Пчелка») магнитный театр. Программируемый робот «Пчелка»  помогает детям с легкостью изучать азы программирования, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).  Робот программируется с помощью 6 кнопок: движение «вперед», «назад», «вправо», «влево», «пауза», «начать движение».

     Мы учим детей умению пользоваться схематическим изображением действий, свойств, замещение конкретных признаков моделями, разгадывать и осмысливать их значение, предлагать новые знаки-символы. (Слайд Стол «Математика» «Мозаика»)

     Для легкости усвоения деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов-заместителей использую игру: «Магнитная математика» и развивающий материал «Дары Фребеля» (Слайд, Дары Фребеля модуль 7)

     Числа становятся для детей показателем количества, итогом счёта. Игра «от одного до 10» позволяет детям закреплять навыки счета, соотносить число с количеством (Слайд «Набор для счета»)

         Интерактивное развивающее пособие «Игры для маленького гения» для индивидуальных и групповых занятий умение, позволяет ребенку, ориентируясь на числа, увеличивать и уменьшать, создавать группы предметов, делить их на подгруппы (части). (Слайд «Игры для маленького гения»).

В этом возрасте предлагаем детям новые конструкторы LEGO BAUER, ТИКО Многообразие игровых возможностей  способствует  развитию творческих способностей и воображения ребенка. Конструкторы ТИКО, соединяющиеся между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку), позволяют одной детали поворачиваться вокруг другой на 220 градусов. В результате ребенок наглядно видит процесс перехода  плоскостной фигуры в объемную.

Старший дошкольный возраст

Освоение задач математического развития детей старших групп осуществляется в организованных видах детской деятельности (в детских проектах, развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях, досугах), а так же в свободной  самостоятельной деятельности детей.  

Из игр нового поколения в этом возрасте используем  «Логическую мозаику» эта игра способствует развитию умения мыслить, осваивать логические приемы: анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, обобщение. Обучающий набор «Играем в математику», который  помогает детям изучить цифры, выполнять простейшие математические действия: сложение и вычитание, научится обозначению координат местонахождения предмета, подходит, как для индивидуальных игр, так и для коллективной игры. Игра «Волшебный поясок» помогает развитию словесно-логического мышления, познавательной деятельности, памяти, внимания, навыков общения и партнерства, восприятия, комбинаторных способностей, абстрактного мышления, сенсомоторной координации. Предметно – игровая система «Соты Кайе» используется в игре как мозаика или графический конструктор, во время игры у детей развивается пространственное и образное мышление.  Интерактивное развивающее пособие «Игры маленького гения» игровые упражнения которого направлены на развитие познавательной сферы: зрительное восприятие (форма, цвет, размер), зрительно-пространственное восприятие, зрительная память, внимание, логику. Так блок «Игры с числами» способствует формированию у детей элементарных математических представлений: знакомство с цифрами, сравнение количества предметов (оперирование понятиями «больше», «меньше», «столько-же», прямой и обратный счет, знакомство с составом числа, сложением и вычитанием, знакомство с геометрическими фигурами. Игровой набор «Дары Фрёбеля» способствует формированию у детей элементарных математических представлений, развитию логических способностей. Программируемый робот «Пчелка» позволяет ребенку приобрести первоначальные навыки программирования и развития пространственного и структурного мышления.

В старшем возрасте дети осваивают новые виды конструкторов и схематическое программирование. Имеющийся у детей опыт игры с конструкторами  LEGO WEDO, ROBOLAB позволяет им перейти на новый этап конструктивного развития. Дети учатся собирать, программировать и испытывать созданные модели. Изменять поведение модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организовывать мозговые штурмы для поиска новых решений.

По окончании реализации программы физико – математического развития мы прогнозируем следующие результаты:

Для воспитанников:

Сформированность у воспитанников интереса к математике и физике в повседневной жизни.

Развитие  у воспитанников целеустремлённости, настойчивости при поиске решения проблем, стремление доводить начатое дело до конца.

Воспитание инициативы, сообразительности и самостоятельности.

Для педагога:

Повышение профессиональный уровня педагога.

Внедрение  современных форм и методов работы по познавательному  развитию.

Для родителей:

1. Активизация участия родителей в развитии познавательной деятельности дошкольников.

В школу придет выпускник c детского сада, у которого сформированы

компетентность, позволяющая ему применить полученные знания,

чувство успешности,

целевые ориентиры,

предпосылки учебной деятельности, что и предполагает Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Спасибо за внимание!

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках реализации муниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования»

Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках реализациимуниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования»...

«Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть насыщена игровыми материалами, ...

Презентация "Развитие цветотворчества у детей в рамках реализации ФГОС ДО"

Творчество детей – естественный компонент их развития. Оно способствует раскрепощению детей, духовному укреплению, развитию волевых качеств. Задача современной педагогики — найти сред...

Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» «Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС»

Педагогический проект  «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» Составили:  старший воспитатель И.Б. Симонова,   педагог-психолог Л.В. Савуляк,  ...

Мастер-класс для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социально – коммуникативных навыков у  дошкольников....

«Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС» Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (с детьми старшей группы)

laquo;Эффективность работы по речевому развитию детейв рамках реализации ФГОС»Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»(с детьми старшей группы)...

Мастер – класс «Эффективность использования регионального компонента для развития познавательных способностей детей»

Воспитание у дошкольников региональной культуры   соответствует не только принципам ФГОС дошкольного образования, но и несомненно способствует воспитанию у подрастающего поколения любви к ро...