Наставничество в дошкольной образовательной организации
статья
Организация работы с молодыми педагогами в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_v_doo.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Бережная Лариса Николаевна, воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №80 «Светлячок».
Организация работы с молодыми педагогами в дошкольной образовательной организации.
Наставничество, наставник, стажер, молодые специалисты, критерии отбора наставников.
В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:
слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;
недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
В этих условиях очень важна грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов сотрудниками ДОО, не только администрацией, но и коллегами, в первую очередь опытными воспитателями.
Наставничество - одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных навыков и знаний от более опытного работника - менее опытному. Практически каждому молодому педагогу или вновь поступившему педагогу в становлении педагогической деятельности требуется помощь, кому-то она понадобится несколько месяцев, кому-то годы.
В дошкольной образовательной организации можно выделить две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю).
Наставничество способствует становлению молодого педагога на всех уровнях:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство,
- профессиональное самоопределение,
- творческая самореализация,
- проектирование профессиональной карьеры.
Наставником может являться опытный педагогический работник (воспитатель), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника.
Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения молодых специалистов, которая поможет им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.
Многолетний опыт работы педагогического коллектива позволяет наметить следующие направления деятельности по введению молодого специалиста в профессию педагога:
- Индивидуальные и групповые беседы администрации, методической службы, педагогов - наставников о цели, назначении, принципах и содержании деятельности данной ОО, о личностной позиции и педагогической миссии воспитателя детского сада.
- Создание в организации условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.
- Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.
- Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.
- Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.
- Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.
- Организация индивидуального наставничества (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя).
Педагог-наставник:
содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство.
Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности. Система наставничества планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и индивидуальных особенностей педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой ДОО, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного образования.
Литература
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис - Пресс, 2008.
- Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
- Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Повышение профессионального уровня педагога дошкольной образовательной организации через систему наставничества".
Как организовать систему настваничества в детском саду....
Статья " Формы наставничества, реализуемые в современной дошкольной образовательной организации"
В статье рассматриваются формы наставничества в дошкольной организации, которые способствуют профессиональному развитию молодых специалистов, а также обеспечивают преемственность поколений и пом...
«Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении»
laquo;Организация системы наставничествав дошкольном образовательном учреждении»...
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении.
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении....
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении...
Организация наставничества в дошкольной образовательной организации
В статье раскрывается понятие "наставничество", что в себя оно включает, цели и задачи наставника....
«Наставничество в дошкольных образовательных организациях, как форма работы с молодыми специалистами и фактор становления их профессиональной деятельности». - 2023
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педаг...