«Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении»
статья (подготовительная группа)
«Организация системы наставничества
в дошкольном образовательном учреждении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_nastavnichestvo.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57»
Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Тема: «Организация системы наставничества
в дошкольном образовательном учреждении»
Подготовила: воспитатель высшей категории
Влазнева И.С.
г. Энгельс, 2023
«Леча больного, доктор только помогает природе;
точно так же и наставник должен
только помогать воспитаннику бороться
с трудностями постижения того или другого предмета;
не учить, а только помогать учиться».
Ушинский К.Д.
Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте представить вам опыт работы по организации системы наставничества в дошкольной организации. Тема выбрана не случайно. В нашем детскому саду большой и дружный коллектив, но число сотрудников со стажем работы более 15 лет растет, а молодые специалисты приходят, к сожалению, редко. Педагогический состав дошкольного учреждения стремительно «взрослеет». Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором.
А если молодые воспитатели и приходят в ДОУ, то нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется невыполнимым.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Поэтому воспитатели, которые в первый год своей работы не получают поддержки от коллег и администрации, могут чувствовать себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывать шок.
Поэтому мы задумались – как же организовать продуктивную систему работы с молодыми кадрами? Кто и как должен помочь молодому воспитателю? Как организовать работу педагогов-наставников, чтобы своим примером, своими знаниями и энтузиазмом они могли «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе?
Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.
Наставничество, на наш взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы.
Одним из основополагающих моментов здесь является обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.
Каким должен быть наставник: критерии.
Компетентность,
стрессоустойчивость,
коммуникабельность,
толерантность,
ответственность,
непредвзятость,
пунктуальность,
лидерство.
Что же является целью наставнической работы?
Оказание помощи молодому специалисту в профессиональном становлении, формирование уверенности в собственных силах, мотивация на дальнейшее саморазвитие.
Задачи:
1. Установить доброжелательный контакт (комфортную эмоциональную атмосферу) для продуктивного общения.
2. Способствовать успешной адаптации начинающего специалиста к корпоративной культуре (правилам поведения, нормам, традициям в ДОУ и т.д.).
3. Оказывать помощь и поддержку молодому педагогу в организации взаимоотношений с детьми, коллегами, родителями воспитанников, в планировании и реализации образовательной деятельности.
4. Вызвать у начинающего педагога интерес и мотивацию к педагогической деятельности. 5.Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него должностные обязанности. Способствовать профессиональному развитию и раскрытию творческого потенциала.
Какие этапы становления молодого специалиста мы рассматриваем?
Этапы реализации
1 этап – адаптационный «Добро пожаловать! Мы все тебе рады!»
На этом этапе мы работаем над определением степени ответственности и компетентности молодого воспитателя, выявляем пробелы в знаниях и навыках специалиста. Разрабатываем индивидуальный план работы с молодым педагогом. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
2 этап – основной, развивающий «Попробуй себя! Я тебе помогу»
На втором этапе разрабатывается и реализуется программа, корректируются навыки специалиста, оказывается помощь молодому педагогу в выстраивании программы собственного развития.
3 этап – контрольно-оценочный «У тебя всё получилось! Я горжусь тобой!»
Именно на третьем этапе происходит самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации: освоение воспитателем новых педагогических методик, технологий, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование.
Деловая игра «Опыт + молодость = успех»
Решение педагогических ситуаций:
- Администрация выбрала для молодого педагога наставника, который не нравится тому своими личными качествами и внешним видом. Что посоветуете молодому педагогу?
- Педагог – наставник составил расширенный план работы с молодым педагогом, но тот считает, что он и так всё знает, всё умеет. На встречу с наставником не настроен, отговаривается нехваткой времени для общения. Что посоветуете наставнику?
Как правильно представить новую коллегу в коллективе:
Кейс-ситуация №1. В коллектив пришел новый педагог без опыта работы.
Кейс-ситуация №1. К чему приведет такое представление: Новенькую уже не уважают, относятся к ней как к незрелой, несамостоятельной, некомпетентной. Новенькая чувствует себя чужой, обязанной учиться у коллег против своей воли, униженной. Новенькая отделяется от коллектива, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность, и чаще ошибается и становится «жертвой»: часто требует помощи. перекладывает свои обязанности на других.
Как избежать ошибки. Главное: говорить о новенькой то, что соответствует записи в ее трудовой книжке, не акцентировать внимание на ее неопытности. Дать ей понять, что коллеги помогут в сложных ситуациях, но не будут работать за неё. Нейтрально назовите имя отчество, фамилию коллеги, должность, на которую она пришла. Скажите об образовании: «Выпускница педколледжа, только закончила», - и добавьте коротко: «К работе готова». Скажите всем: «У нас есть люди, которые охотно помогут советом, если возникнут какие-то нестандартные ситуации. Один из этих людей – я». В слове «совет» больше конкретики, чем в слове «помощь», да и многие люди любят советовать. Закончите представление фразой типа: «Впереди много работы, идем дальше».
Кейс-ситуация №2. В коллектив пришел новый педагог-звезда.
Кейс-ситуация №2. К чему приведет такое представление: Новенькая без оснований сразу противопоставлена остальным педагогам в коллективе. Новенькая тревожится из-за того, что ей нужно доказывать «звёздность», кого-то насильно учить. Коллектив придирается к новенькой, чтобы найти у нее недостатки и «принизить» до уровня коллектива или ниже.
Как избежать ошибки. Главное: не противопоставлять нового педагога коллективу в том хорошем, что в ней есть. Назвать хорошее в ней и сходное хорошее в коллективе. Представьте: имя, отчество, фамилия, должность в детском саду. Коротко назовите главные регалии или достижения: победитель конкурса, автор разработок и т.д. Сразу же скажите хорошее о коллективе: «У нас профессиональный и эффективный коллектив, множество талантливых педагогов, ярких идей, и я считаю, что не случайно еще один талантливый профессионал пришел именно к нам». Не призывайте учиться у новенькой или использовать ее наработки - сейчас это не нужно. Постепенно поймете именно на ее опыте работы в вашем детском саду, чем она может поделиться и как это сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях
презентация для родителей...
"Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников."
Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.Просвещение родителей в области педегогики и детской психологии....
Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Комплексный подход к организации деятельности предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению качества предоставляемых на...
Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях
Комплексный подход к организации деятельности предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению качества предоставляемых населени...
Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...
Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением как условие повышения его качества
Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением - функция управления, направленная на установление соответствия реального положения дел в дошкольном учреждении, деятельности его п...