Статья "Повышение профессионального уровня педагога дошкольной образовательной организации через систему наставничества".
статья
Как организовать систему настваничества в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пономарева Людмила Анатольевна,
заведующий МАДОУ № 3 «Журавушка»,
город Бердск.
Чернова Ольга Владимировна,
старший воспитатель МАДОУ № 3 «Журавушка»,
город Бердск.
Повышение профессионального уровня педагога дошкольной образовательной организации через систему наставничества.
Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня педагога. Это один из приоритетов в Национальном проекте «Образование 2018-2024» и подпроектах «Учитель будущего», «Молодые профессионалы».
Педагоги нашего учреждения повышают свой профессиональный уровень через:
- обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками;
- привлечения к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок;
- вовлечения в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы педагогов до 35 лет.
Так же учитывается национальная система учительского роста педагогических работников, в том числе внесенные изменения в номенклатуру должностей педагогических работников.
Инновационной деятельностью за последние три года можно считать развитие системы наставничества в учреждении. Под развитием мы подразумеваем все процессы, способствующие полному раскрытию потенциала сотрудников. Основными элементами системы развития персонала являются приобретение опыта, обучение и наставничество. Институт наставничества не нов. Идея получила широкое распространение в нашей стране еще в советское время. Сегодня для многих организаций наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры.
В общем виде наставничество можно определить как способ передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному. В более широком, современном значении наставник — это квалифицированный специалист, имеющий достаточный опыт работы в учреждении, который:
- помогает новым сотрудникам адаптироваться в организации;
- содействует их профессиональному развитию, карьерному росту;
- участвует в оценке результатов их деятельности.
Наставник, с одной стороны, представляет интересы сотрудника в отношениях с учреждением, а с другой — является ее представителем для сотрудника.
Педагогическое наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОО или имеющими трудовой стаж не более 3 лет (или имеющие большой перерыв в педагогической деятельности).
Какие качества педагога-наставника мы рассматриваем:
- обладает высоким уровнем лояльности к ДОО, является носителем ключевых ценностей корпоративной культуры;
- имеет системное представление о работе своего ДОО и педагогическом сообществе города;
- обладает значительным опытом в сфере педагогической деятельности;
- имеет желание быть наставником, иначе наставничество будет восприниматься как дополнительная нагрузка, а это скажется на качестве. Что важно — от наставника требуется искреннее стремление помогать подопечному, а не просто от случая к случаю оценивать результаты его работы;
- готовность инвестировать свое время в развитие другого человека. Это один из самых тонких вопросов: стать хорошим наставником невозможно, если стремление помогать не является для человека безусловной ценностью;
- способность к конструктивной критике: главное слово здесь — «конструктивная». Когда наставник дает оценку действий того или иного сотрудника, это не должно напоминать критический анализ — оценка в первую очередь должна содержать конкретные предложения по улучшению работы;
- проявлять инициативу и регулярно предоставлять обратную связь. Хороший наставник — всегда в курсе проблем сотрудника. Если у подопечного появляются проблемы в работе или взаимоотношениях, он не дожидается окончания учебного года, а принимает меры немедленно, чтобы своевременно скорректировать действия сотрудника.
Нормативная база наставнической работы в МАДОУ № 3 «Журавушка»:
- Приказа № 1091 от 17.05.2017 г. МинОбрНауки НСО «Об утверждении примерного положения о наставничестве в государственных учреждениях НСО, подведомственных МинОбрНауке НСО».
- Положение о наставничестве в МАДОУ № 3 «Журавушка».
- Приказы по личному составу «Об утверждении наставников в МАДОУ № 3 «Журавушка» ежегодно (или по мере необходимости).
Управление эффективностью деятельности. Этот процесс включает в себя две составляющие:
- План наставничества (индивидуальной адаптации педагога).
- Заключение об итогах выполнения адаптации (индивидуальной программы).
Объективно оценить эффективность работы наставника достаточно сложно. Формальными критериями оценки могут служить:
- количество встреч наставника со своим подопечным;
- своевременность заполнения оценочных форм и т. п.
В то же время формальные показатели мало что говорят о качестве работы наставника, поэтому для оценки эффективности оправданно использовать косвенные показатели, такие как:
- успешность адаптации нового сотрудника в ДОО;
- эффективное выполнение подопечным своих профессиональных обязанностей;
- очевидный профессиональный рост и развитие сотрудника и т. п.
Однако успехи подопечного не могут быть единственным критерием оценки, поскольку в работе наставника очень многое зависит, прежде всего, от самого сотрудника. Это как раз тот случай, когда нужно ценить не только результат, но и усилия по его достижению.
Что дает наставничество каждому участнику процесса?
Наставник-педагог: развивает навыки управления; повышает свой статус в ДОО; завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег; принимает участие в формировании профессиональной команды (это очень важно, поскольку эффективность всей команды зависит от эффективности работы каждого ее члена).
Сотрудник-педагог: получает своевременную помощь на этапе интеграции в коллектив ДОО; поддержку в профессиональном и карьерном развитии; желание работать именно в этом коллективе ДОО.
Для организации: стабилизирует численность коллектива (снижается текучесть кадров); формирует команду высококвалифицированных лояльных сотрудников; наставники задействованы практически во всех основных педагогических мероприятиях.
По статистике МАДОУ № 3 «Журавушка» с 2017-2020 годы наставниками состоялись: 10 воспитателей; 1 учитель-логопед. Стали участниками профессионального конкурса «Воспитатель года» - 2 педагога. Прошли как сотрудник-педагог: 15 педагогов, из которых аттестовались на соответствие занимаемой должности – 4 педагога; аттестовались на первую категорию - 5 педагогов; стали участниками профессионального конкурса молодых специалистов «Траектория Успеха» – 1 педагог.
Таким образом мы видим, что, через систему наставничества нашего учреждения мы, обеспечиваем точки роста для профессионального и карьерного лифта педагогических работников. Внедряем эффективные механизмы выявления и восполнения профессиональных дефицитов своего учреждения, а также формируем индивидуальные траекторий профессионального совершенствования каждого педагогического работника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».
Данный материал помогаем выяснить, при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение профессионального мастерства педагогов. А та...

Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) Вариативный модуль
«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...
презентация на тему: "Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации"
Итоговый практико-ориентированный проект«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации – как условие повышения эффективности работы организации, стимулирование качества.
Выступление на педагогическом совете ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»
Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций
Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....

Рабочая тетрадь педагогов «Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации"
Рабочая тетрадь адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, предназначена для развития у педагогов профессиональной компетентности....