Статья "Повышение профессионального уровня педагога дошкольной образовательной организации через систему наставничества".
статья
Как организовать систему настваничества в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nastavnichestvo.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пономарева Людмила Анатольевна,
заведующий МАДОУ № 3 «Журавушка»,
город Бердск.
Чернова Ольга Владимировна,
старший воспитатель МАДОУ № 3 «Журавушка»,
город Бердск.
Повышение профессионального уровня педагога дошкольной образовательной организации через систему наставничества.
Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня педагога. Это один из приоритетов в Национальном проекте «Образование 2018-2024» и подпроектах «Учитель будущего», «Молодые профессионалы».
Педагоги нашего учреждения повышают свой профессиональный уровень через:
- обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками;
- привлечения к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок;
- вовлечения в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы педагогов до 35 лет.
Так же учитывается национальная система учительского роста педагогических работников, в том числе внесенные изменения в номенклатуру должностей педагогических работников.
Инновационной деятельностью за последние три года можно считать развитие системы наставничества в учреждении. Под развитием мы подразумеваем все процессы, способствующие полному раскрытию потенциала сотрудников. Основными элементами системы развития персонала являются приобретение опыта, обучение и наставничество. Институт наставничества не нов. Идея получила широкое распространение в нашей стране еще в советское время. Сегодня для многих организаций наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры.
В общем виде наставничество можно определить как способ передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному. В более широком, современном значении наставник — это квалифицированный специалист, имеющий достаточный опыт работы в учреждении, который:
- помогает новым сотрудникам адаптироваться в организации;
- содействует их профессиональному развитию, карьерному росту;
- участвует в оценке результатов их деятельности.
Наставник, с одной стороны, представляет интересы сотрудника в отношениях с учреждением, а с другой — является ее представителем для сотрудника.
Педагогическое наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОО или имеющими трудовой стаж не более 3 лет (или имеющие большой перерыв в педагогической деятельности).
Какие качества педагога-наставника мы рассматриваем:
- обладает высоким уровнем лояльности к ДОО, является носителем ключевых ценностей корпоративной культуры;
- имеет системное представление о работе своего ДОО и педагогическом сообществе города;
- обладает значительным опытом в сфере педагогической деятельности;
- имеет желание быть наставником, иначе наставничество будет восприниматься как дополнительная нагрузка, а это скажется на качестве. Что важно — от наставника требуется искреннее стремление помогать подопечному, а не просто от случая к случаю оценивать результаты его работы;
- готовность инвестировать свое время в развитие другого человека. Это один из самых тонких вопросов: стать хорошим наставником невозможно, если стремление помогать не является для человека безусловной ценностью;
- способность к конструктивной критике: главное слово здесь — «конструктивная». Когда наставник дает оценку действий того или иного сотрудника, это не должно напоминать критический анализ — оценка в первую очередь должна содержать конкретные предложения по улучшению работы;
- проявлять инициативу и регулярно предоставлять обратную связь. Хороший наставник — всегда в курсе проблем сотрудника. Если у подопечного появляются проблемы в работе или взаимоотношениях, он не дожидается окончания учебного года, а принимает меры немедленно, чтобы своевременно скорректировать действия сотрудника.
Нормативная база наставнической работы в МАДОУ № 3 «Журавушка»:
- Приказа № 1091 от 17.05.2017 г. МинОбрНауки НСО «Об утверждении примерного положения о наставничестве в государственных учреждениях НСО, подведомственных МинОбрНауке НСО».
- Положение о наставничестве в МАДОУ № 3 «Журавушка».
- Приказы по личному составу «Об утверждении наставников в МАДОУ № 3 «Журавушка» ежегодно (или по мере необходимости).
Управление эффективностью деятельности. Этот процесс включает в себя две составляющие:
- План наставничества (индивидуальной адаптации педагога).
- Заключение об итогах выполнения адаптации (индивидуальной программы).
Объективно оценить эффективность работы наставника достаточно сложно. Формальными критериями оценки могут служить:
- количество встреч наставника со своим подопечным;
- своевременность заполнения оценочных форм и т. п.
В то же время формальные показатели мало что говорят о качестве работы наставника, поэтому для оценки эффективности оправданно использовать косвенные показатели, такие как:
- успешность адаптации нового сотрудника в ДОО;
- эффективное выполнение подопечным своих профессиональных обязанностей;
- очевидный профессиональный рост и развитие сотрудника и т. п.
Однако успехи подопечного не могут быть единственным критерием оценки, поскольку в работе наставника очень многое зависит, прежде всего, от самого сотрудника. Это как раз тот случай, когда нужно ценить не только результат, но и усилия по его достижению.
Что дает наставничество каждому участнику процесса?
Наставник-педагог: развивает навыки управления; повышает свой статус в ДОО; завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег; принимает участие в формировании профессиональной команды (это очень важно, поскольку эффективность всей команды зависит от эффективности работы каждого ее члена).
Сотрудник-педагог: получает своевременную помощь на этапе интеграции в коллектив ДОО; поддержку в профессиональном и карьерном развитии; желание работать именно в этом коллективе ДОО.
Для организации: стабилизирует численность коллектива (снижается текучесть кадров); формирует команду высококвалифицированных лояльных сотрудников; наставники задействованы практически во всех основных педагогических мероприятиях.
По статистике МАДОУ № 3 «Журавушка» с 2017-2020 годы наставниками состоялись: 10 воспитателей; 1 учитель-логопед. Стали участниками профессионального конкурса «Воспитатель года» - 2 педагога. Прошли как сотрудник-педагог: 15 педагогов, из которых аттестовались на соответствие занимаемой должности – 4 педагога; аттестовались на первую категорию - 5 педагогов; стали участниками профессионального конкурса молодых специалистов «Траектория Успеха» – 1 педагог.
Таким образом мы видим, что, через систему наставничества нашего учреждения мы, обеспечиваем точки роста для профессионального и карьерного лифта педагогических работников. Внедряем эффективные механизмы выявления и восполнения профессиональных дефицитов своего учреждения, а также формируем индивидуальные траекторий профессионального совершенствования каждого педагогического работника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».
Данный материал помогаем выяснить, при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение профессионального мастерства педагогов. А та...
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) Вариативный модуль
«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...
презентация на тему: "Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации"
Итоговый практико-ориентированный проект«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...
Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации – как условие повышения эффективности работы организации, стимулирование качества.
Выступление на педагогическом совете ...
Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной педагогической компетенци...
ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»
Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...
Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций
Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....