Развивающая предметно-пространственная среда детского сада
консультация
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetno.docx | 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это педагогически организованное пространство детского сада (п. 3.2 примерной ООП ДО), которое функционирует как средство развития детей дошкольного возраста (п. 3.6.3 ФГОС ДО) и выступает условием их социализации (п. 2.4 ФГОС ДО).
РППС описывают в организационном разделе ООП ДО наряду с календарным графиком и режимом дня (п. 2.11.3 ФГОС ДО).
В РППС входит:
- групповое пространство;
- межгрупповое пространство;
- территория детского сада.
Основные требования к РППС установлены ФГОС ДО:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность и безопасность для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ (п. 3.3.4 ФГОС ДО).
Групповое пространство РППС
Для организации группового пространства РППС используют:
- мобильные центры детской активности;
- зонирование.
Мобильный центр детской активности – это передвижной оборудованный комплекс, наполнение которого зависит от педагогических задач.
Различают:
- центр логики и математики: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
- центр экспериментирования и организации наблюдения: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
- центр конструирования: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
- центр познания и коммуникации: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;
- центр театрализации: интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
- центр двигательной активности «Спортивный уголок»: интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
- центр творчества: интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;
- центр музыкального творчества: интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Основа мобильного центра – передвижные модули: полки, стеллажи, контейнеры с колесиками. Такую мебель выкатывают от стен или подоконников во время использования и убирают обратно, чтобы освободить место для игр.
Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы.
Внимание: мягкие игрушки для детей дошкольного возраста используют только в качестве дидактических пособий (п. 6.10 СанПиН детсадов).
Игровые материалы выбирают соразмерно емкостям для их хранения, доступным для детей. Предпочтение отдают оборудованию и материалам, которые позволяют организовать рисование, лепку, конструирование.
Внимание: размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается (п. 6.11 СанПиН детсадов).
Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики НОД, тематики игр, мероприятий.
Если нет возможности поменять наполнение, меняют местоположение игрового оборудования и инвентаря. При постоянной и целенаправленной смене элементов РППС дети начинают относиться к пространству с любопытством, что стимулирует их познавательную активность.
Наряду с мобильными центрами используют зонирование.
Традиционно предусматривают зоны:
- игр и подвижной занятости;
- творчества;
- познавательного развития;
- уединения.
Зона игр и подвижной занятости необходима, чтобы удовлетворить потребность детей в движении, в активных играх, научить их безопасному поведению в ходе игр, сформировать первичные навыки контроля своих эмоций.
Зону творчества организуют, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью.
Совет: проектируйте зону творчества с учетом гендерного подхода.
Зону познавательной активности организуют с применением игровых пособий, которые побуждают детей к освоению грамоты, начальных математических знаний, освоению правил безопасного поведения, например:
- алфавит;
- дорожные знаки;
- ноты;
- развивающие игры;
- модели и макеты;
- предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки;
- иллюстрированные альбомы.
Зону уединения организуют в свободной форме. Здесь главное – создать условия для того, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один.
Совет: создайте в зоне уединения «Уголок настроения»
Планируйте зоны таким образом, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу.
Межгрупповое пространство РППС
К межгрупповому пространству РППС относят:
- фойе здания детского сада;
- коридоры и проходы между групповыми и служебными помещениями;
- помещения для музыкальных занятий, занятий танцами, ритмикой;
- помещения для физкультурно-оздоровительных занятий;
- прочие помещения, специально организованные для занятий с воспитанниками.
Для организации межгруппового пространства используют:
- стендовую наглядность;
- выставки.
Стендовую наглядность различают по назначению:
- информация для родителей;
- наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников.
В информацию для родителей включают:
- ежегодно обновляемую информацию, которая дублирует обязательную для размещения на сайте образовательной организации;
- еженедельно обновляемую информацию, которая отражает содержание воспитательно-образовательных мероприятий на неделю;
- ежедневно обновляемую информацию: объявления, оповещения.
В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников, включают:
- детские поделки и рисунки;
- образовательно-развивающие плакаты, например по правилам безопасного поведения.
Совет: организуйте «Стену творчества», где воспитанники знакомятся с работами друг друга
Выставки могут быть временными и постоянно действующими.
Временные выставки посвящают:
- памятным датам, юбилеям, праздникам, например выставка ко Дню космонавтики;
- отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;
- региональной тематике, например: «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».
Постоянно действующие выставки организуют как мини-музеи, панорамы, центры.
Пример постоянно действующей выставки
Внимание: оборудование и материалы, которыми наполняют РППС групп и межгруппового пространства, проверяют на предмет соответствия требованиям безопасности.
Территория детского сада как часть РППС
Для организации РППС на территории детского сада используют:
- зонирование;
- тематические уголки.
Зонирование территории отличается от зонирования группы материалами, с помощью которых зоны выделяют, и педагогическим назначением выделенной зоны.
В оформлении зон территории используют малые скульптурные фигуры и макеты, например фигуры животных, макет светофора; декоративные растения и кустарники, специальные снаряжения.
Предпочтение отдают зонам оздоровительно-развивающего назначения, например:
- автогородок;
- фитополяна;
- аптекарский огород;
- экосистема «Луг».
Возможны протяженные зоны для активных физических занятий, например тропа здоровья; детская лыжня.
Тематические уголки схожи с зонами территории по способам организации, но имеют особое педагогическое назначение. Различают:
- сезонные тематические уголки, например «Зимние забавы»;
- стационарные тематические уголки, например «В мире сказок», «Мой друг Светофор».
Тематические уголки могут стать частью зоны. Например, зона «Метеорологическая станция», где воспитанники под руководством воспитателей проводят наблюдения за изменениями погоды; измеряют высоту снежного покрова, наблюдают за выпавшими осадками.
Методическая работа с воспитателями
Чтобы РППС эффективно функционировала, организуйте методическую работу с воспитателями.
Привлекайте воспитателей к проектированию РППС, для чего создавайте рабочие группы. Задачи рабочим группам ставьте исходя из потребностей.
Пример задач рабочим группам
Проводите смотры-конкурсы, например смотр-конкурс на лучший уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге. Инициируйте участие воспитателей в мероприятиях регионального и федерального уровней.
Пример регионального мероприятия в области РППС
Организуйте внутрисадовские мероприятия по повышению компетентности воспитателей по вопросам РППС. Это могут быть:
- методические недели, к примеру, методическая неделя «Творчество педагога в дошкольной образовательной организации»;
- организация смотров-конкурсов, к примеру, смотр-конкурс «Выносное оборудование в летний период»;
- подготовка мультимедийных презентаций;
- проведение ярмарки педагогических идей.
С целью изучения профессиональных дефицитов воспитателей в организации РППС используйте анкету по оценке развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Дополнительно изучите и проанализируйте качество педагогического взаимодействия с помощью анкеты для выявления наличия ситуаций сотрудничества педагогов с детьми в РППС ДОО.
Чтобы спланировать адресную методическую помощь по частным вопросам РППС, используйте экспертные карты, например карту анализа условий РППС для развития двигательной активности детей.
Описание РППС в ООП ДО
Описывайте РППС в организационном разделе ООП ДО.
Опишите оснащение:
- групповых помещений;
- межгруппового пространства;
- территории.
Структурируйте описание по формам организации РППС: мобильные центры, зоны, уголки.
Перед тем как фиксировать оснащение, дайте краткую вводную характеристику РППС с учетом концепции РППС в вариативной комплексной программе, которую вы используете в дополнение к примерной ООП ДО.
Пример характеристики РППС с учетом программы «Истоки»
Перечислите общий состав и наполнение мобильных центров.
Пример описания мобильных центров детской активности
Внимание: оборудование, инвентарь, материалы для мобильных центров детской активности должны соответствовать тому, что вы указываете в материально-техническом обеспечении ООП
Пропишите, какие зоны выделены в разных возрастных группах.
Отразите наполнение зон оборудованием, инвентарем, материалами. Так же, как и при описании мобильных центров детской активности, указывайте только то, что представлено в перечне материально-технического обеспечения ООП.
Пример описания зон
Пропишите оборудование территории детского сада как части РППС:
- оборудование и инвентарь зон;
- наполнение тематических уголков.
Оформите оборудование территории так же, как описание зон группового пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...