Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
методическая разработка на тему
«Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii_primenyaemye_v_dou.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии, применяемые в ДОУ
Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Педагогические технологии используемые в ДОУ:
Здоровьесберегающие технологии
Технологии проектной деятельности
Технологии исследовательской деятельности
Информационно - коммуникативные технологии
Личностно - ориентированные технологии
Технология портфолио дошкольника
Технология портолио педагога
Игровая технология
Технология разноуровневого обучения
Технология "ТРИЗ"
Технология коллективного способа обучения
Технология интегрированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология «Ситуация»
Технология развития критического мышления
Технология музейной педагогики
Технология коллекционирования
Технология мнемотехника
Наименование технологии, автор | Цель внедрения технологии | Описание технологии | результат |
1.Здоровьесберегающая технология (Смирнов Н.К.) Технологии сохранения стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии | здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. | При планирование и проведение различных видов деятельности учитываем возрастные особенности воспитанников; создание благоприятного психологического климата в группе; распределение физической нагрузки с учетом физических возможностей. | Это технология способствует снижению заболеваемости; снижению усталости и утомляемости; укрепляет здоровье воспитанников; формирует устойчивый интерес к двигательной деятельности. |
2. Технологии проектной деятельности (Дьюи в США, Щацкий С - Россия) | Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. | В основе лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. | Способствует творческому развитию детей. Позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных ситуациях |
3. Технология исследовательской деятельности ( Савенков А.И. "Одаренный ребенок в массовой школе"; Н.Н. Поддьяковым - "Детское эксперементирование") | сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. | Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух. | Вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе |
4. Информационно-комуникационные технологии (Беспалько В.П., Захарова И.Г.) | повысить качество обучения, используя информационно - коммуникативные технологии на занятиях. | • приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. • позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. | способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения с широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.. Родители, прислушиваются к советам воспитателей, активнее участвуют в групповых проектах. |
5. Личностно-ориентированные технологии (Карла Роджерс; В. А. Сухомлинский; Ш. Амонашвили) Технология сотрудничества | Признать в каждом воспитаннике неповторимую личность; формировать социально значимые качества; создать условия для использования полученных знаний. Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в непрерывной образовательной деятельности развивающего цикла. | Личностно-ориентированное обучение воспитанников в ДОУ, это целенаправленное формирование всех качеств его личности, с учетом его особенностей. Это определение уровня обученности и воспитанности с помощью диагностических методик. Перед детьми ставится одна общая цель – создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. | Ребенок развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Дошкольники попадают в такие условия, что они должны вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий |
6.Технология портфолио дошкольника ( Е. Егорова; Л. Орлова, И. Руденко.). | собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. | Портфолио рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволят целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей. | Своеобразная копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Возможность увидеть родителям на сколько их малыш усвоил новое и сравнить с предыдущим. |
7. Технология портфолио педагога (Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С.Прутченкова термин "портфолио" трактуется как "учебный портфель") | оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии (самооценки) | портфолио – это своеобразная копилка достижений, открытых занятий, педагогической активности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности | портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста. |
8. Игровая технология (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н.) | Развивать познавательную активность у воспитанников. Повысить интерес к занятиям, каждого воспитаника. Разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приемами. Увеличить двигательную активность детей. | Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: -игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; -группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; -группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку | Игровая образовательная технология способствует, созданию благоприятного психологического климата дружеской атмосферы, при этом сохраняет элемент конкуренции и соревнования внутри группы. |
9.Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей -Технология «Блоки Дьенеша» -Технология развивающих игр Б.П. Никитина -Технология «Палочки Кюизенера» -Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича | - развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. - развитие воображения, креативности мышления - гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал. | Б. П. Никитин: игры с кубиками, кирпичиками, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», логические блоки Дьенеша, В. Воскобович : «Сказочные лабиринты». Палочки Кюизенера | - развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре |
10. Технология разноуровневого обучения (Песталоций И.Г.; Д.Б. Эльконин; В.В. Давыдова.) | Развивать чувство ответственности за каждого воспитаника, построить занятия и другие виды деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка, уровня его обученности и воспитанности. | Каждому ребёнку предоставляется возможность развивать в своём темпе и ритме, исходя из особенностей, заложенных в нем природой. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: - психолого-педагогическая диагностика воспитанника; - сетевое планирование; - разноуровневый дидактический материал. | предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. |
11. Технология "ТРИЗ"(теория решения изобразительных задач). (Т.С. Альтшуллером.)
| развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. | Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование. | Дает возможность: проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения; позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. |
12. Технология интегрированного обучения (С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец) | формирование целостной естественно-научной картины мира. | Соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия. | способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, расширяют кругозор; основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников; эмоционально развивают детей, т.к. основан на элементах музыки, живописи. литературы, пластики |
13. Технология проблемного обучения (Д. Дьюи) | усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности воспитанника и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения). | 1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. 3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. | воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. |
14Технология «Ситуация» Петерсон Л.Г., Буренина А.И., Протасова Е.Ю. | новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности | 1. Введение в ситуацию 2. Актуализация знаний и умений 3. Затруднение в ситуации 4. «Открытие» нового знания (способа действий) 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка 6. Осмысление | помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей. |
15Технология развивающего обучения | направлена на освоение не частных способов действия, умений и навыков, а принципов действия | Педагог выступает как партнер, функция которого заключается не в передаче знаний, а в организации собственной деятельности детей. | Она построена на общении детей, совместном решении задач, педагогическом творчестве и компетентности. |
16 Технология развития критического мышления | Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. | В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов. Первый этап – «вызов» - пробуждается интерес к теме. Второй этап – «осмысление» - осмысленная работа с текстом или информацией. Третий этап – «рефлексия» - размышления, формирование личностного отношения. | самосовершенствование личности; • развитие творческих способностей; умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; • сформированность навыков самостоятельной и групповой работ; • интерактивное включение детей в учебно-воспитательный процесс. |
17 Технология коллекционирования | Цель данной технологии - развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций. | Необходимо учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними. | И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. |
18 Технология мнемотехника | это система методов и приёмов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. | Использование мнемотаблиц | |
19Технология музейной педагогики | Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. | Создание мини-музея в детском саду | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с использованием современных образовательных технологий Речевое развитие «Слово» (закрепление материала) с детьми подготовительной группы .
Закрепление понятий "слово", "буква", "звук", гласные, согласные(твердые, мягкие), обогащение словарного запаса с детьми подготовительной к школе группы...
ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и само...
«Педагогический совет «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»
Обеспечение перехода ДОУ на работу в условиях действия профессионального стандарта...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Быть воспитателем в современном обществе очень сложно. Для этого нужны не только новые знания, но и огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...
Использование программ внутриорганизационного персонифицированного повышения квалификации персонала образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога
В представленном материале рассказывается о повышение квалификации персонала образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога посредством использования пр...
Методическая разработка "«Использование современной здоровьесберегающей технологии «Drums Alive» в кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Раскрывает опыт работы по данной теме...
Педагогический совет: "Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"
quot;Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"...