"Формирование краеведческих компетенций педагогов"
презентация на тему

Волощук Светлана Анатольевна

В последнее десятилетие краеведение как особый образовательный ресурс прочно входит в практику работы дошкольных учреждений. Краеведение является основой воспитательной, патриотической, духовно-нравственной работы, показателем культурного развития общества.   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок» Формирование краеведческой компетенции педагогов Волощук Светлана Анатольевна г. Заводоуковск, 2018

Слайд 2

- « Краеведение - это научный комплекс, который объединяет естествоведение и общественное краеведение , которое всесторонне изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру определенной части страны ». А.А. Куратов - « Краеведение является одним из источников знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования нравственных качеств. Краеведение принадлежит к типу комплексных наук, объединяя в себе сведения природоведческие, исторические, искусствоведческие, и другие ». ( Д.С. Лихачев)

Слайд 3

- « Краеведение это область человеческой деятельности, направленная на всестороннее изучение любой части страны, выделенная по одному из способов районирования отдельными лицами независимо от места проживания, социально-демографических или иных признаков, формируемая добровольными объединениями исследователей, народно-хозяйственными коллективами с научно-производственными, образовательными, познавательными и иными целями». (Н.Н. Щерба ) - «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности-природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами» ( Толковый словарь В.И. Даля)

Слайд 4

Краеведение — это многогранная познавательная, творческая и общественно полезная деятельность, направленная на комплексное изучение родного края (его природы, быта, хозяйства, культуры), а также посильное участие в охране и сохранении природного и культурного наследия.

Слайд 5

« Краеведческая компетенция» определяется , как совокупность краеведческих знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности и проявляющаяся в осознании ценностей родного края». (С. А. Шемшурина ). Мовационный Когнитивный Деятельностный компонент компонент компонент

Слайд 6

- мотивационный компонент — осознание целевых и смысловых установок краеведческой работы в дошкольном учреждении ; - когнитивный компонент предусматривает наличие полных, обширных, достоверных краеведческих знаний (об истории своего края, о природе, о людях, культуре, быте, традициях, промыслах, достопримечательностях и т. п.), а также знание форм и методов организации и руководства краеведческой деятельности детей дошкольного возраста ; - деятельностный компонент включает ряд профессионально-практических умений по проектированию предметно-пространственной среды краеведческой направленности, по организации краеведческой работы с детьми.

Слайд 7

- Достаточно ли знаем мы историю области, своего города, природу данной местности, историческое и культурное наследие города и района, людей, прославивших город для того, чтобы передать знания воспитанникам? - Какие средства, формы, приемы используют педагоги в работе с детьми в процессе ознакомления с родным краем? - В системе ли ведется работа по данному направлению? - Видят ли педагоги недостатки в своей работе? - Как осуществляют повышение уровня квалификации по данному направлению?

Слайд 8

Уровни сформированности когнитивного компонента Высокий уровень : от 23 до 30 баллов: краеведческие знания полностью сформированы у педагога. П едагог свободно оперирует краеведческой информацией, ему интересны все сферы, отображающие особенности родного региона . Достаточный уровень: от 16 до 22 баллов: знания сформированы, но присутствуют некоторые неточности, требующие уточнения факта . Средний уровень: от 7 до 15 баллов: частичные знания краеведческого материала, требующие расширения когнитивной сферы педагога . Низкий уровень: от 1 до 6 баллов: элементарные (общеизвестные на уровне детей), поверхностные знания педагога, касающиеся жизнедеятельности региона.

Слайд 9

Уровни сформированности мотивационного компонента Высокий уровень: ( 19-24 балла): мотивация педагога к осуществлению деятельности высокая, понимает значение, цель работы с детьми, еѐ важность в развитии дошкольников, стремится сделать эффективной деятельность в указанном направлении, ему присуще чувство самосовершенствования, использует организационно – педагогические ресурсы не только в пределах ОО, но и выходя за еѐ рамки. Достаточный уровень: ( 13-18 баллов): педагог обладает мотивацией к осуществлению краеведческой работы, но зачастую сталкивается с препятствиями знаниевого , материального, временного характера. Готов найти выход для преодоления препятствий, обратившись за помощью к компетентному человеку. Средний уровень: ( 7 - 12 баллов): педагог понимает важность краеведческого образования детей, но уровень мотивации к осуществлению деятельности незначительный. Для него важно выполнение работы, чтобы удовлетворить запросы руководства, собственное стремление отодвинуто на второй план. Низкий уровень: ( 1- 6 баллов): педагог не проявляет желания заниматься краеведческой работой с детьми, не видит ценностного смысла в данном виде работы, считая его сложным для детей дошкольного возраста.

Слайд 10

Параметры оценивание деятельностного компонента краеведческой компетенции 1. С истематическое использование краеведческого материала в планировании и организации учебно-воспитательной деятельности конкретного педагога; 2. Интеграция краеведческой работы во все области развития ребенка ; 3. Использование разнообразия форм работы с детьми в области краеведческого воспитания; 4. Оценка и создание условий для краеведческой деятельности (анализ оборудования уголка краеведения, эффективность методического сопровождения педагогов в исследуемом вопросе, проведение мероприятий по исследуемой тематике (праздники, консультации, открытые показы, организация работы с родителями воспитанников, включенность педагога в организацию работы с социальными партнерами образовательной организации).

Слайд 11

Уровни сформированности деятельностного компонента Высокий уровень: ( 16-20 баллов): планирование и организация работы представлены в слаженной системе, интеграция распространена во все области развития ребѐнка , краеведческий материал включен во все виды детской деятельности, работа с социальными партнёрами и коллегами отличается высоким уровнем организованности и частотности, обладает отлаженной структурой. Достаточный уровень: ( 11-15 баллов): характерно использование краеведческого материала в профессиональной деятельности, но требуется структурирование работы, повышение уровня квалификации в организации форм работы с детьми, прослеживается частичная интеграция краеведческой работы в области развития детей. Средний уровень: ( 6 -10 баллов): краеведческая деятельность зависит от постановки образовательных задач, обозначенных программным содержанием образовательной деятельности, ориентирована на выполнение оперативных целей. Низкий уровень:( 1-5 баллов): отсутствие системы при планировании краеведческой работы, педагог не ориентируется в разнообразии форм работы с детьми, либо не уделяет должного внимания данному вопросу, что в первую очередь определено низким уровнем мотивации.

Слайд 12

Цель диагностики: выявление уровня краеведческой компетенции воспитателей для определения направления методической работы по повышению квалификации педагогов в данном вопросе и необходимости создания специальных организационно-педагогических условий для совершенствования краеведческой деятельности педагогического коллектива.

Слайд 13

- консультации для педагогов, посвященные истории возникновения и развития краеведения в образовании, значению краеведческой деятельности для детей, задачам, решаемым посредством краеведческой работы; - педагогические часы включающие вопросы организации и руководства краеведческой деятельности детей в разных возрастных группах; - совместные с детьми целевые и виртуальные экскурсии для ознакомления с достопримечательностями родного города, а также с природой нашего края, людьми, населявшими и прославившими город, область;

Слайд 14

Реализация проектов «Гордись свои именем, улица!», «Город мой Заводоуковск», создание мультимедийных презентаций о родном крае, о городе;

Слайд 15

В заимодействие с социальными партнерами (музей, библиотека, школа искусств)

Слайд 16

- проектирование краеведческой среды в группах; - смотр-конкурс уголков краеведения

Слайд 17

– деловая игра «Знай и люби свой край »; - дебаты «Я знаю лучше »; - выставка научной, методической, краеведческой литературы для подготовки к мероприятиям; – подведение итогов: оценивание результативности деятельности анализ планирования и организации деятельности с детьми с краеведческим содержанием на педагогическом совете; - представление результатов работы в рамках работы методической сети.

Слайд 18

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи– задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству , к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству … Д.С . Лихачёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В данной стать представлены формы методической работы в дошкольной образовательной организации основанные на трудах педагогов-психологов. Выбор направления работы обусловлен актуальными проблемами реш...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций

Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....

ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)

В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...

Обобщение опыта по теме"Формирование краеведческой компетенции у старших дошкольников"

В представленном материале я делюсь опытом, какие использую инновационные походы в формировании краеведческой компетенции у старших дошкольников....