ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
методическая разработка на тему
В данной стать представлены формы методической работы в дошкольной образовательной организации основанные на трудах педагогов-психологов. Выбор направления работы обусловлен актуальными проблемами решения повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Аннотация. В данной стать представлены формы методической работы в дошкольной образовательной организации основанные на трудах педагогов-психологов. Выбор направления работы обусловлен актуальными проблемами решения повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная компетентность, формы методической работы.
Повышение качества дошкольного образования напрямую зависит от профессионального уровня педагогических кадров.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [8] (далее ФГОС ДО) педагогическая компетентность воспитателя выступает на первый план. ФОГС ДО определяет конкретные требования к кадровому обеспечению, основной образовательной программе дошкольного образования, которые не только включают традиционные задачи воспитания, обучения и развития ребенка, но определяют новые компетенции педагогов. В разделе III, пункте 3.4. «Требования к кадровым условиям реализации Программы», пункте 3.4.2., говорится, о том, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии со специфическими возрастными и психофизиологическими особенностями их развития. Данные компетенции должны быть направлены на обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержку их индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в различных ситуациях, построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка и для вовлечения их в образовательную деятельность.
В своем выступлении на IV Всероссийском съезде работников дошкольного образования, который прошел 24 октября 2016 года, председатель общественного Совета по дошкольному образованию Государственной думы РФ Татьяна Доронова [6], подчеркнула, что главной формой организации образовательного процесса в ДОУ, согласно стандарту, должна стать совместная партнерская деятельность детей и взрослых, а главная задача воспитателя — мотивировать ребенка к познавательной деятельности. Было отмечено, что очень важно привлечь для оказания консультационно-методической поддержки ДОО все возможные ресурсы, включая авторов-разработчиков программ и технологий.
Методическая служба образовательных организаций выступает как основной этап совершенствования профессиональной компетенции педагогов. Данная тенденция отражается в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5 «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность». [4]
В трудах ученых К.Ю.Белая, Ю.К. Бабанский, М.М.Поташник, Л.И. Фалюшана и многих других изучается методическая работа дошкольных организаций.
Методическая работа, в исследованиях К.Ю. Белой и М.М Поташника декларируется как «целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся классов» [3;с.10].
От сюда, развитие профессиональной компетенции коллектива и каждого педагога в частности всецело зависят от методической работы образовательной организации.
Функции методической работы К.Ю. Белая и П.И. Третьякова определяют по следующим аспектам:
- постановка целей и задач в работе с педагогическим коллективом, самообразование педагогов – мотивационно-целевой аспект;
- программа развития, основная образовательная программа, годовой план детского сада и др. включает в себя планово-прогностический аспект;
- проведение мониторинга реализации основной образовательной программы, оказание методической помощи, выполнение всех видов планирования в детском саду обеспечивает организационно-исполнительский аспект;
- проведение оперативного контроля, а также текущего, тематического контролей и др. предусматривает контрольно-диагностический аспект;
- повышение квалификации педагогов, инновационная деятельность обеспечивает регулятивно-коррекционный аспект;
- анализ использования передового опыта, качества реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, профессиональной компетентности педагогов и др., включает в себя информационно-аналитический аспект.
Формы методической работы, которыми владеет старший воспитатель, напрямую будут влиять на эффективность и качество совершенствования профессиональной компетентности воспитателей.
Говоря о формах методической работы, хотелось бы отметить, что они зависят от того количества педагогов, с которыми работает старший воспитатель и классифицировать их на индивидуальную, групповую и фронтальную.
Рассмотрим их отдельно.
Индивидуальная – это консультации, наставничество, портфолио педагога, программа самообразования и др.
Групповая – семинары-практикумы, творческие группы, тренинги, деловая игра, открытый показ, мастер-классы, педагогические ситуации, дискуссия и др.
Фронтальная – педагогический совет, конкурсы профессионального мастерства, педагогически форум в сети Интернет и т.д.
Обобщая выше сказанное можно прийти к выводу о том, что применение старшим воспитателем форм методической работы дает широкие возможности для повышения профессиональной компетенции воспитателей дошкольных организаций. Анализ конкретных ситуаций, тренинги, мастер-классы, деловые игры и другие интерактивные формы общения предлагают методисту широкий спектр развития совершенствованных умений у воспитателей ДОО, педагогического мастерства и профессионализма.
Список литературы
- Атемаскина, Ю.В. современные педагогические технологии в ДОУ: учеб.-метод. пособие/ Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богословец. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. – 112 с. (Серия «Методический кабинет»).
- Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ: Дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук./Л.Н.Атмахова – Екатеринбург, 2006.
- Белая, К.Ю. методическая деятельность в дошкольной организации: 2-е изд., испр.и дополн./ К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. – с.10.
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в редакции на 01.09.2015 г. – М.: ЕЦ Сфера, 2016. – 192 с. - (Правовая библиотека образования).
- Маркулис, С.Ю. Модель повышения информационно-коммуникативной компетентности педагогических работников в условиях ресурсного центра: Дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук./ С.Ю. Маркулис. – М., 2010.
- Материалы IV Всероссийского съезда работников дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL:http://tc-sfera.ru/posts/materialy-iv-vserossiyskogo-sezda-rabotnikov-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения 14.05.2017).
- Поташник, М.М. Управление образованием на муниципальном уровне: метод. пособие / М.М. Поташник, А.В. Соложнин. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 480 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с. (Правовая библиотека образования).
- Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Л.И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2004. – 262 с. – с.160.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...
Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...
Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...
«Инновационная технология «ЛЭПБУК» в развитии профессионально-педагогических компетенций педагогов дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»
Интересный способ представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной лексической темы – ЛЭПБУК....
Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса.
Современному педагогу необходимобыть профессионально компетентным,творчески активным, конкурентноспособным, уметь позиционироватьсебя в условиях дошкольногоучреждения, на муниципальном, областном ивсе...
Консультация для воспитателей "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса"
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Не развивающийся педагог никогда не воспита...