Методическая служба как фактор интеграции ИКТ и механизма формирования ключевых компетенций педагогов в условиях детского сада
статья на тему
Предварительный просмотр:
Методическая служба как фактор интеграции ИКТ и механизма формирования ключевых компетенций педагогов в условиях сельского детского сада
«Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности»
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать образовательный процесс в изменяющихся условиях.
В сфере дошкольного образования условия для непрерывного образования педагогов создаются в рамках методической работы. Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства воспитателей рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения новых знаний и умений.
Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности, способствующей качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Изучение новых информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс накладывает отпечаток на формирование компетентностей педагога, на развитие личности современного ребёнка.
Нами была определена цель инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий.
Для реализации цели наметили задачи:
- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения образовательного процесса;
- расширение использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе;
- разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
- создание информационного электронного банка ДОУ;
- создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения образовательного процесса ДОУ.
Для формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования нами были проведены организационно-педагогические мероприятия для изучения и внедрения современных компьютерных и информационных технологий в образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов затрудняют формирование у них информационно-компьютерной компетентности. В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:
диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы ); индивидуального собеседования;
изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления; систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены 2 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в образовательном процессе.
Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – низкая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их образовательный процесс.
Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.
Для групп 1 и 2 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.
Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Работа велась по двум направлениям.
Одно из направлений работы использования ИКТ – это оформление основной документации в электронном формате:
-составление перспективного тематического планирования по разделам реализуемой программы;
-создание информационного банка;
-создание методических копилок («Работа с родителями», «Разработки сценариев и развлечений»).
Умение использовать в своей работе ИКТ обеспечивает педагогу возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов.
На втором этапе педагоги осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе. С целью продвижения информационных технологий в ДОУ в основу системы методической службы положены обучающие формы её организации:
- Мастер-класс. Используя цифровые образовательные ресурсы, педагоги создавали фотосессии детской деятельности, видеоролики фрагментов занятий, режимных моментов. После создания видеоматериалов, педагоги выявляют положительные и отрицательные моменты мероприятия. Практика показывает, такая форма работы способствует формированию аналитических умений педагога. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время трансляции занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. Созданный материал педагоги используют при обобщении и распространении педагогического опыта, при взаимодействии с семьями воспитанников.
- Такая форма, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, так как педагог группы 2 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося. Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
- Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся старшим воспитателем. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, «Создание слайда с диаграммой и таблицей», «Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации», “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office”, «Подготовка открытки. Подготовка буклета и печать», «Электронная почта».
- Участие в «Интернет-сообществе педагогов ДОУ Курганской области»: общение в блогах.
- Обучение на курсах Intel «Обучение для будущего»: обобщение педагогического опыта в форме инновационного проекта ИРОиСТ г.Кургана (2 педагога).
- Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому мы активизировали постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.
В методической работе нашего дошкольного учреждения мультимедийные презентации используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.
Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации: для слушателей курсов повышения квалификации г. Кургана «Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников», для педагогического сообщества территориального дошкольного округа «Предметно – развивающая среда в ДОУ», для родительского собрания «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста», для районного экспертного совета «Качество современного дошкольного образования» и другие.
Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно – педагоги:
-умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
-умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
-активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
-владеют навыками поиска информации в Интернете;
-владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
-умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
-владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
На данный момент в ДОУ разработана система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, более 10 мультимедийных презентаций по методической работе. Оформлена медиотека перспективно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ, фототека по линиям развития детей дошкольного возраста, видеотека занятий и праздников. Создан электронный информационный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; опубликован педагогический опыт детского сада на областном сайте Wikikurgan.orbitel.ru.
Таким образом, для подготовки личности педагога к непрерывному развитию ИК-компетентности нами создана новая система повышения квалификации. Реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.
Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей. На третьем этапе наша задача заключается в организации проектной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий, которая будет способствовать развитию ребёнка.
Старший воспитатель
Таланова Светлана Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предотвращение эмоционального выгорания педагогов в условиях детского сада.
Статья содержит информацию о причинах и методах решения проблемы эмоционального выгорания педагогов....
Проект "Формирование ключевых компетенций как главное условие социализации ребенка дошкольного возраста"
В проекте представленны формы и содержание работы по формированию ключевых компетенций через приобретение, присвоения социо - культурного, общественно - исторического опыта как совокупности знаний, зн...
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...
Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
В первые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт "Педагог", который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству обра...
13.12.2021 Семинар – практикум для педагогов «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»
Семинар – практикум для педагогов«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»...
Доклад на тему: «Эффективные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО»
Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей...