Рабочая программа младший возраст
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа младший возраст от 3-4 лет. Программа от "Рождения до школы."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr_matemat_ml._gr.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д\с №75 Калининского района. г. Санкт-Петербурга
Программа кружка «Игралочка»
По авторским методикам
На 2018-2019 учебный год
Составитель
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
Митрофанова Инесса Викторовна
2018г.
Структура образовательной программы.
1.Пояснительная записка
2.Актуальность программы
3. Цели и задачи программы
4. Условия реализации образовательной программы
5. Содержание рабочей программы.
6. Учебно-тематический план.
7. Принципы построения занятий кружка
8. Ожидаемые результаты.
9. Критерии и формы оценки качества знаний.
10. Материальное, методическое обеспечение программы.
11.Список используемой литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Игралочка». Название кружка отражает основное направление деятельности и разработана на основе учебно–методического пособия «Игралочка», «Раз - ступенька, два – ступенька…» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е
Актуальность программы.
Развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность. Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). Задача развития логико-математических представлений в дошкольном детстве актуальна для настоящего времени. В современном мире логико-математические представления ценится очень высоко. Это обусловлено, прежде всего, социально-экономической жизнью общества – потребностью в людях активных, знающих и умеющих решать различные жизненные ситуации, предвидеть, предполагать, прогнозировать. Поэтому в Концепции модернизации Российского образования до 2020 года, главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В основе современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса, решаются задачи по воспитанию логико-математических представлений у дошкольников. Дошкольный возраст является сенситивным, способствующим самовыражению, самоутверждению личности ребенка. Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые логико-математические представления, психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его решать, сравнивать, слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Игралочка». В процессе мыслительной деятельности ребенок использует специальные приемы и операции. Анализ ,мысленное разложение целого на части, синтез (мысленное объединение частей в единое целое. Сравнение, установление сходства или различия между объектами, абстрагирование, выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных. Обобщение, мысленное объединение объектов по их признакам. Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Цели и задачи программы
Цель программы - развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр. Всестороннее развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих способностей
ЗАДАЧИ:
1. продолжать формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
3. продолжать развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
4. продолжать развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строитьпростейшие умозаключения.
5. побуждать проявлять инициативу в деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждении, в выполнении и достижении результата
6. совершенствовать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Оригинальность и новизна программы заключается в том, что эти задачи решаются за счет проведения большого количества игровых упражнений, в чередовании активного участия детей в дидактических и ролевых играх с выполнением заданий в рабочих тетрадях. В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов. Принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. Принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога. Принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом. Принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия в младшей группе – (дети 3-4 года) 15 минут.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа предназначена для детей от 3 до 4 лет. Формы проведения занятий Формы организации совместной деятельности: групповая; индивидуально-групповая.
Формы проведения: игра - занятие
Методы: Словесные методы обучения: - устное изложение; - беседа.
Наглядные методы обучения - показ способа действия; - работа по образцу. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. - При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информации
2. Репродуктивные методы обучения. - В этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
3. Частично-поисковые методы обучения. - Участие детей в коллективном поиске.
4. Проблемные ситуации
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание рабочей программы для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) включает 4 основных блока:
Блок 1. Сравнение предметов и групп предметов
Блок 2. Числа и цифры
Блок 3. Величины
Блок 4. Пространственно-временные представления
Младшая группа 3-4 года:
Сравнение предметов и групп предметов
∙ Представления о свойствах предметов: цвет (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), оттенки цветов, форма, размер и др.
∙ Выделение признаков сходства и различия.
∙ Объединение предметов в группу по общему признаку.
∙ Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
∙ Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше).
∙ Формирование представлений о сохранении количества. Числа и цифры
∙ Знакомство с понятиями «один» и «много». Число 1. Пара.
∙ Образование последующего числа путем прибавления единицы.
∙ Количественный и порядковый счет от 1 до 3. Сравнение предыдущего и последующего числа. Числовой ряд.
∙ Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3.
∙ Умение соотносить цифру с количеством. Величины.
∙ Формирование представлений о длине предмета.
∙ Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке изменения длины. Пространственно-временные представления
∙ Формирование пространственных представлений: на – над, под, слева справа, вверху –внизу, посередине и др. Ориентировка в пространстве (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево и т.д.)
∙ Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
∙ Знакомство с геометрическими фигурами: круг, шар
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Первый год обучения, 1 занятие в неделю, 32 занятия в год (октябрь-май) (3-4 года, младшая группа.
№ занятия | Тема занятия | Количество занятий |
1, 3 | «Цвет» | 2 2 2 1 1 3 2 1 1 1 2 1 1 1 3 |
2, 4 | « Оттенки цветов» | |
5, 7 | «Большой, маленький» | |
6 | «Цвет и форма» | |
8 | «Один, много» | |
9, 11, 13 | «Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества.» | |
10, 12 | «Числа 1 и 2 . Цифры 1 и 2.» | |
14 | «Пространственные отношения: длиннее – короче. Сравнение по длине.» | |
15 | «Представления о круге. Распознавания круга.» | |
16 | «Представление о шаре. Распознавание шара.» | |
17, 19 | «Счет до 3-х. Число и цифра 3. Представления о треугольниках, их распознавание» | |
18 | «Пространственные отношения: слева-справапосередине» | |
20 | «Пространственные отношения: на-над-под.» | |
21 | «Пространственные отношения: выше- ниже. Сравнение по высоте.» | |
22 - 24 | «Повторение» |
Принципы построения занятий кружка.
-Системность.
-Учёт возрастных особенностей детей.
-Дифференцированный подход.
-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
-Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
-Поэтапное использование игр.
-Гуманное сотрудничество педагога и детей.
Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
Принцип доступности.
Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
Принцип деятельности ( новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).
Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на положительные качества ребёнка).
Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
При этом у детей формируются следующие основные умения:
Уровень А (3-4 года):
1. Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
2. Умение сравнивать группы, содержащие до 3 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
3. Умение считать в пределах 3 в прямом порядке.
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 3.
5. Умение соотносить запись чисел 1 – 3 с количеством предметов.
6. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 3 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире – уже, длиннее – короче и т.д.).
7. Умение в простейших случаях устанавливать последовательность событий.
8. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
9. Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево). 10.Умение показывать правую и левую руку.
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ.
Для эффективного развития ребенка в познавательной деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Математика - игралочка» на него. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование.
Это исследование проводится в два этапа:
∙ в начале учебного года с использованием таких методов как беседа, диагностические игровые упражнения;
∙ в конце учебного года; Подведение итогов осуществляется на основе следующего:
∙ для детей младшего (3-4 года) дошкольного возраста 4 основных блока:
Блок 1. Сравнение предметов и групп предметов
Блок 2. Числа и цифры
Блок 3. Величины
Блок 4. Пространственно-временные представления
МАТЕРИАЛЬНОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочие тетради, цветные карандаши, клей, листы бумаги, демонстрационный и раздаточный материал по Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е.; фланелеграф или магнитная доска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации «Игралочка» Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.
2. «Игралочка». Математика для детей 3-4 лет. Часть 1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.
3. Демонстрационный и раздаточный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа младшего возраста ( 2 мл. группа)
Рабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №8Рабочая прог...
Рабочая программа - младший возраст
1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.0...
Презентация рабочей программы младший возраст (3-4 года).
Презентация рабочей программы младший возраст (3-4 года)....
Рабочая программа Младший возраст
Рабочая программа с тематическим планированием...
рабочая программа младший возраст
Речевое развитие Продолжить развивать интерес к художественной литературе, прививать чуткость к художественному слову. Беседы:«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»«Сде...
Рабочая программа, младший возраст
Планируемые результаты освоения Программы Обязательная частьПланируемые результаты освоения программы - Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Г...
Рабочая программа младший возраст
Рабочая программа младший возраст...