Рабочая программа младший возраст
рабочая программа (младшая группа)

Рабочая программа младший возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_mladshiy_vozrast.docx79.49 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педагогическом                                                Утверждено заведующей

совете учреждения МАДОУ № 20                                      МАДОУ№ 20

___________2017г.                                                                Мальцевой А.Ю

Протокол №___   от ______2017г.                                        _____________2017г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 20

«Детский сад комбинированного вида»

Рабочая  программа

по развитию речи младшей  и средней возрастной группы посредствам художественной литературы для детей 3-5 лет.

2016-2018 учебный год                                    

                                                   

Составитель: воспитатель

Михайлова Л.А.

Кемерово, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ.......................................................................................3

1.1 Пояснительная записка................................................................................... 3

1.1.1Основные цели и задачи реализации программы………………………….5

1.1.2 Принципы и подходы реализации программы…………………………7

1.1.3 Значимые для разработки и реализации рабочей

программы характеристики…………………………………………………..…13

1.2 Планируемые результаты освоения программы…………………………..20

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………..…….22

2.1 Учебно-тематический план на 2016-2017 учебный год

(2 младшая группа)………………………………………………………………22

2.2 Учебно-тематический план на 2017-2018 учебный год

(средняя группа)…………………………………………………………………25

2.3 Формы, способы и средства реализации

рабочей программы……………..…………………………………………..….27

2.4 Взаимодействие с семьей……………………………………………………29

2.5 Планирование работы с детьми в группе…………………………………..30

2.6 Модель организации совместной деятельности…………………………...31

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………… ………….....32

3.1 Оформление предметно – пространственной среды……………………... 31

3.2 Примерный режим дня…………………………………………………… ..34

Приложение………………………………………………………………………35

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1Пояснительная записка

Данная рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.

Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации. Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Рабочая программа по развитию речи младшей  и средней возрастной группы посредствам художественной литературы для детей 3-5 лет составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе общей образовательной программы МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида»,  примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

 - Конвенция о правах ребенка(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

- Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

- Федеральный закон  «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155

- СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

- Письмо министерства Образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» N 65/23-16 от 14 марта 2000 года

Данная программа рассчитана на два года обучения для  детей второй младшей  и средней возрастной группы.  С учетом возрастных и психологических особенностей этих групп детей  используются следующие методы обучения: словесные, наглядные и игровые.

1.1.1Основные цели и задачи реализации программы

Основные цели программы

1. Раскрытие  речевого ресурса ребенка; активизация и обогащение речевых процессов посредствам художественной литературы .

2. Раскрытие индивидуальности ребенка через обретение им речевого самовыражения.

Акцент на индивидуализацию речи, установка на самоценность высказывания каждого ребенка: на протяжении всего дошкольного детства ребенок раскрывается в своей неповторимости через средства речи, учится индивидуальной манере (стилю) речевого общения и самовыражения.

3. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

4. Формирование речевой деятельности как основы познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития ребенка

Основные задачи программы

Достижение указанных целей оказывается возможным через решение следующих задач:

  • развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя  и т.п.
  • развивать  желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами
  • развивать желание разговаривать о прочитанном
  • развивать эмоциональную отзывчивость на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой и т.п.);
  • формировать интерес к положительным героям произведений, эпизодам и ситуациям, в которых положительные герои «побеждают» отрицательных, помогают слабым, маленьким и т.п.; к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов
  • формировать интерес к слушанию произведений, рассматриванию иллюстрации к нему.
  • формировать грамматический строй речи: грамматически изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными; самостоятельно конструировать слова и их формы, использовать словотворчество как специфический способ обследования формально-семантических отношений между наименованиями.
  • закреплять  полученные умения и навыки и реализовывать их в повседневной жизни при взаимодействии с окружающей средой, со взрослыми и сверстниками.

1.1.2 Принципы и подходы реализации программы

При разработке и реализации образовательной программы учитывались следующие принципы:

1)        Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

2)        Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

3)        Принцип научной обоснованности и практической применимости.

4)        Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

5)        Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с ведущей игровой деятельностью.

6)        Принцип гуманизации, то есть признания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; признания неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.

7)        Принцип непрерывности, требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп и  между детским садом и начальной школой.

8)        Принцип культуросообразности, обеспечивающий учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняющий недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Основой организации образовательного процесса является единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

Содержание психолого-педагогической работы 

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:

• Физическое развитие;

• Социально – коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие.

Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Задачи:  

-        развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;

-        накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-        формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

-        сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-        воспитание культурно-гигиенических навыков;

-        формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Данная образовательная область проявляется в организованной детской деятельности (различные подвижные и малоподвижные игры, игры с атрибутами – мяч, скакалка и т.д.),         в ходе режимных моментах (потешки, физминутки, пальчиковые игры и гимнастика).

Образовательная «Социально – коммуникативное развитие» имеет направления коммуникация, труд, безопасность.

-        Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

-        Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми

и сверстниками

-        Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

-        Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

-        Формирование готовности к совместной деятельности

-        Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

-        Формирование позитивных установок к различным видам труда

 и творчества

-        Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Произведения являются источником информации. Именно посредством художественной литературы происходит накопительный процесс этих знаний.

Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.

Особое значение в «Развитии речи» для детей играет чтение художественной литературы. Которое ставит перед собой следующие задачи:

-        Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

-        Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

-        Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

-        Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.

Создание условий для организованной деятельности детей по изучению музыкальных, театрализованных произведений.

-        Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия

и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

-        Становление эстетического отношения к окружающему миру

-        Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

-        Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

-        Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Основные специфические особенности программного содержания

1. Развитие речи в контексте данной программы основано на организации и совершенствовании процессов слушания/понимания и говорения (на основе системно-деятельностного подхода).

2. В центре программного содержания находятся предложение (как наиболее естественная и очевидная единица функционирования языка) и текст (то и другое в устной речи). При этом предложение и текст не рассматриваются в понятийном аспекте, а лишь в практическом аспекте их функционирования в речи.

Предполагается (в процессе реализации программного содержания) представление единиц речи на образной основе – желательно с использованием метафорической наглядности и музыкальных образов.

3. Вне зависимости от структуры программного содержания, в ней органически соединяются психолингвистическая и формальная составляющие:

− направленность на «раскрепощение» детской речи, активизация речевого ресурса; создание необходимого настроя на речевое высказывание; предупреждение речевого барьера.

− направленность на овладение ребенком формальными техниками речи.

Основные условия реализации программного содержания

1 Активное и глубоко личностное общение педагога с группой детей и индивидуально с каждым ребенком. Один из наиболее значимых факторов-условий, определяющих динамику речевой деятельности.

2. Общий гуманистический, позитивный, сказочно-игровой контекст (лишенный каких-либо признаков категоричной побудительности). Наполнение сказкой.

3. Сквозная сюжетность, направленная на основную часть времени, проводимого детьми в образовательной организации.

4. Наличие постоянных персонажей, эмоционально значимых для ребенка; среди этих персонажей – двух центральных, находящихся соответственно в позиции ребенка и в позиции взрослого, осуществляющего образовательную деятельность.

5. Ориентирование педагога на использование современных образовательных технологий

6. Наличие разнообразного (в том числе фантазийного) иллюстративного материала, отвечающего критериям отбора рисунков для целей речевого развития.

1.1.3 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

Возрастные характеристики контингента детей.

Вторая младшая группа (3 – 4 года)

Развитие речи 

В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) речь ребенка интенсивно развивается. При этом понимание смысла услышанного все еще преобладает над речевыми возможностями. Говорит ребенок в этом возрасте, в основном, короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Однако он не всегда регулирует речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах, допускает ошибки при согласовании слов, например: «Мне купили много игрушков.» Ребенок в возрасте 3 – 4лет очень чутко относится к звучанию языка: создает новые слова или формы слов, пытается рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Однако в этот период многие согласные  звуки  произносятся  смягченно  («лезецька» – ложечка), а некоторые ( свистящие «с», « з», « ц» шипящие звуки «ш», « ж», « ч», « щ», сонорные звуки « л» и « р») произносятся недостаточно четко, пропускаются, либо заменяются, например: «абака» – собака,   «фобака» – собака,    В труднопроизносимых словах могут опускать и переставлять не только отдельные звуки, но и целые слоги (апельсины – лепесины), придумывать собственные обозначения (огурец – пеха), новые грамматические формы (наесться макарон – намакарониться). Сложности и ошибки звукопроизношения возникают из-за несформированного фонематического слуха и недостаточно развитого речевого аппарата.

Физическое развитие

Ребенок ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами; ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами и т.д.), держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу; прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия; бросает мяч в цель, ловит двумя руками; принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных); выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут; управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т.д

Познавательное развитие

Продолжает развиваться наглядно – образное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Ребенок знает основные цвета и оттенки; сравнивает объекты по длине, ширине и высоте;  относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит и т.д.); устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно);  классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета);  достаточно долго сосредоточивает внимание на одном объекте; в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок); познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т.д.); знает основные геометрические формы (шар, куб); ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги;  знает, что происходит в разные части суток; знает, в чем польза домашних птиц и животных и т.п.

Художественно-эстетическое развитие

Понимает контрастную музыку (медленную, быструю) и изменяет темп движений под нее; проявляет интерес к игре на детских музыкальных инструментах; запоминает слова песен и подпевает взрослому; понимает, что нарисовано на иллюстрации; создает элементарные аппликационные, рисуночные и лепные изображения (дорожки, шарики, бусы);  конструирует постройки из строительного материла и простых конструкторов.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

 Социально- коммуникативное развитие

В этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становиться внеситуативным. Взрослый становиться для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии; просит прощения, проявляет заботу, ласку; замечает настроение родителей или других близких людей;  знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается; проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия;  знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях; знает некоторые праздники, традиции, растительный и животный мир страны, в которой живет; знает и может назвать части тела;  дает положительную оценку своим действиям (даже если в чем-то не прав);  проявляет стремление к самостоятельности и независимости;  проявляет повышенный интерес и потребность к познанию окружающего нас мира. Главной особенностью игры является ее условность. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно.

Средняя группа (4-5 лет)

Развитие речи

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ).

Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Физическое развитие

Двигательная активность ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость и координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.  

Познавательное развитие

В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими (миелинизация нервных окончаний головного мозга и пр.) и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.

В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

  • Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
  • Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
  • Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное.

Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.

Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.

Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

Художественно-эстетическое развитие

Значительное развитие получает изобразительная деятельность рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. усложняется конструирование.

Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие особенности как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Социально- коммуникативное развитие

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются повышенной изобретательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

2 младшая группа (3-4 года)

  • проявляют желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя  и т.п.  
  • проявляют желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами  
  • проявляют интерес к положительным героям произведений, эпизодам и ситуациям
  • знают наизусть  и воспроизводят  короткие стихотворные тексты;
  • разговаривают о прочитанном;
  • слушают произведения, рассматривают иллюстрации к нему, расспрашивают взрослого о прочитанном,  проявляют желание «прочитать» произведение еще раз;
  • дают эмоциональный отклик на содержание прочитанного
  • ведут диалог с педагогом: слушают и понимают заданный вопрос, отвечают на него с соблюдением принятых ном
  • различают и называют существенные детали и части предметов окружающего мира
  • согласовывают слова в речи: их форма, число, род и падеж

Средняя группа (4-5 лет)

  • проявляют желание узнавать из книг об окружающем мире
  • выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами
  • проявляют интерес к героям произведений, эпизодам и ситуациям
  • знают наизусть  и воспроизводят  различного рода тексты;
  • участвуют в обсуждениях, понятно для слушателей отвечают на вопросы и задают их;
  • слушают произведения, рассматривают иллюстрации к нему, пересказывают услышанное и воспроизводят в театрализованной форме, передавая характерные особенности героев через выразительную речь;
  • с участием взрослого составляют рассказы по картинкам, пересказывают малые произведения и наиболее динамические отрывки из больших;
  • совершенствование отчетливого произношения
  • развитие грамматического строя речи: согласовывают слова в речи - их форма, число, род и падеж. А также правильно используют предлоги, умеют образовывать форму множественного числа
  • используют в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия и предлоги.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебно-тематический план на 2016-2017 учебный год (2 младшая группа)

Художественное произведение

Содержание деятельности

Часы

Срок выполнения

1

Народная сказка «Репка»

Чтение и беседа

1

Октябрь

Просмотр мультфильма и пересказ

1

Разучивание потешки

1

Игра «Скажи ласково»

1

4 часа

2

Народная сказка «Колобок»

Чтение и беседа

1

Ноябрь

Просмотр мультфильма и пересказ

1

Разучивание песенки «Я колобок»

1

Проигрывание сказки детьми

1

4 часа

3

Народная сказка «Морозко»

Чтение и беседа

1

Декабрь

Просмотр мультфильма и пересказ

1

Разучивание потешки «Как на тоненький ледок»

1

Игра «Признаки зимы: ветер (какой?)…»

1

4 часа

4

Народная сказка «Зимовье зверей»

Чтение и беседа

1

Январь

Просмотр мультфильма и пересказ

1

Разучивание потешки «Скучно волку жить в лесу»

1

Игра «Кто где живет»

1

4 часа

5

Народная сказка «Волк и семеро козлят»

Чтение и беседа

1

Февраль

Просмотр мультфильма и пересказ

1

Разучивание потешки «Ходит козочка по лугу»

1

Игра «Расскажи что видишь на картине»

1

4 часа

6

Народная сказка «Гуси лебеди»

Чтение и беседа

1

Март

Просмотр мультфильма и пересказ

1

Разучивание потешки «Гуси, вы гуси…»

1

Описание игрушки

1

4 часа

7

Народная сказка «Баба Яга»

Чтение и беседа

1

Апрель

Просмотр мультфильма и пересказ

1

Разучивание потешки «Баба сеяла горох»

1

Игра «Расскажи что видишь на картине»

1

4 часа

8

Народная сказка: «Маша и три медведя»

Чтение и беседа

1

Май

Просмотр мультфильма и пересказ

1

Разучивание потешки «Баба сеяла горох»

1

Игра «Скажи наоборот»

4 часа

Всего 32 часа

2.1 Учебно-тематический план на 2017-2018 учебный год (средняя группа)

Художественное произведение

Содержание деятельности

Часы

Срок выполнения

1

Народная сказка «Волк и семеро козлят»

Чтение, беседа и пересказ

1

Октябрь

Дидактическая игра «Посчитаем козлят », «Какой волк» -описательный рассказ героя

1

Театрализованная постановка сказки

1

Театрализованная постановка сказки

1

4 часа

2

Народная сказка «Иван –крестьянский сын и Чудо-Юдо»

«Царевна - Лягушка»

Чтение и беседа «Иван –крестьянский сын и Чудо-Юдо»

1

Ноябрь

Пересказ сказки по сюжетам

1

Чтение и беседа «Царевна - Лягушка»

1

Составление описательного рассказа по иллюстрации «Царский пир»

1

4 часа

3

«Красная шапочка»

Пересказ Л. Кузнецова

«Гадкий утенок» пересказ М. Тарловского

Чтение и беседа «Красная шапочка»

1

Декабрь

Постановка кукольного театра «Красная шапочка»

1

Чтение и беседа «Гадкий утенок»

1

Составление описательного рассказа по иллюстрации «Царский пир»

1

4 часа

4

Народная сказка «12 месяцев»

«Снегурочка»

Чтение и беседа «12 месяцев»

1

Январь

Обыгрывание сцены «У костра»

1

Чтение и беседа «Снегурочка»

1

Составление пересказа

1

4 часа

5

Народная сказка «Сивка Бурка»

Чтение и беседа

1

Февраль

Пересказ сказки

1

Составление описательного рассказа о животном

1

Составление описательного рассказа о главном герое

1

4 часа

6

Сказка «Конек горбунок»

Чтение и беседа

1

Март

Просмотр мультфильма

1

пересказ сказки по сюжетам

1

Сравнительное описание сказок «Сивка Бурка», «Конек Горбунок»

1

4 часа

7

Народная сказка «Иван царевич и серый волк»

Чтение и беседа

1

Апрель

Составление пересказа по сюжетам

1

Игра «Закончи предложение». (Согласование слов)

1

Игра «Что чем делают», «Подбери слова»

1

4 часа

8

«Дюймовочка»

Пересказ М. Тарловского

Чтение и беседа

1

Май

Просмотр мультфильма и пересказ

1

Сравнительное описание сказки и мультфильма

1

Описательный рассказ по картине «Девочка с цветами»

4 часа

Всего 32 часа

2.3 Формы, способы и средства реализации рабочей программы

Принципы 

·        Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

·       Принцип научной обоснованности и практической применимости(соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

·        Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи);

·        Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

·        Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей;

·        Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

·        Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми

Формы организации

Учебно – тематический план каждого учебного года составлен на 32 часа. Всего программа рассчитана на 64 часа. Основной формой организации воспитательно - образовательного процесса является  занятие. Время проведения данной деятельности рассчитано 1 час в неделю, которая проходит во второй половине дня в свободное время от основной образовательной деятельности.

  • Занятие по художественной литературе (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физминутки;
  • Интегрированная деятельность;
  • Театрализованная деятельность
  • Сюрпризные моменты.

       В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр, а именно:

  • На развитие словообразующих форм;
  • На построение строя предложения;
  • На активизацию словарного запаса;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи в целом, мышления;
  • На развитие первоначальных представлений о мире.

2.4 Взаимодействие с семьей

Одним из немаловажных составляющих в реализации данной программы является взаимодействие с семьей. Цель: повышение уровня знаний родителей по речевому развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Основной задачей работы с родителями является:

- привлекать родителей к организации воспитательно-образовательного процесса, развитие желания участвовать в жизни группы;

- побуждать родителей к обучению детей пересказу как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.

- знакомить родителей с формами работы по заучиванию стихов с детьми.

-стимулировать родителей к чтению детям разнообразной детской художественной литературы.

-обеспечить доступность информации по вопросам речевого развития.

Основной формой работы с родителями являются консультирование посредствам личностного общения и обеспечение наглядной информации в уголке для родителей. Так же привлечение родителей в помощи организации театрализованных постановок: изготовление атрибутики, костюмов и д.р.В связи с этим, с учетом возрастных особенностей подготавливаются консультации:

- Возрастные особенности речевого развития детей 3-4 и 4- 5лет

- «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

- « Как научить ребенка пересказу» 

- «Учим с ребенком стихи»

- Памятка для родителей: «Список детской художественной литературы, рекомендованной для домашнего чтения»

- «Театрализованная деятельность в детском саду»

 - «Что такое словарный запас ребенка?»

- «Советы логопед

2.5 Планирование работы с детьми в группе

Месяц; неделя

Дата

Режимные моменты

Содержание

Индивидуальная работа по образ-ным маршрутам

Работа с родителями

1 половина дня

Здоровье – сберегающие мероприятия

1.Утренняя гимнастика.

2.Культурно – гигиенические процедуры:

3.др.

Беседы с родителями по необходимости (донести информационные новости д/с)

Наглядная информация.

Хозяйственно – бытовой труд

Дежурство по группе.

Помощь в ……

Прогулка

 Прогулка

КГН и хоз-бытовой труд

1.Развитее навыка мытья рук

2.Уборка игрушек

3.раскладывание салфеток

Др.

Совместная деятел-сть

Чтение художественной литературы

Пальчиковые игры, малоподвижные игры, подготовка к мероприятиям и др

2 половина дня

Здоровье – сберегающие мероприятия

1.Оздоровительная гимнастика после сна. Картотека оздоровительной гимнастики после

2.Культурно – гигиенические процедуры

3.Развитие навыков …………

Работа с родителями по итогам проделанной работы за день.

Совместная деятельность на улице

Наблюдение за …………….

Самостоятельная деятельность

1.Самостоятельные настольные игры (пазлы), конструктор и др.

Хозяйственно – бытовой труд

Наведение порядка в группе

Поручения

2.6 Модель организации совместной деятельности

Организация детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей
  • самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • игровой,
  • двигательной,
  • познавательно-исследовательской,
  • коммуникативной,
  • продуктивной,
  • музыкально-художественной,
  • чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

 

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Оформление предметно – пространственной среды

Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, предметно –пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непосредственно находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Материально – технические условия:

  • Уголок художественной литературы в группе;
  • Театральный уголок;
  • Гардеробная;
  • Уголок рекомендаций в родительском уголке.

Технические средства обучения:

  • Магнитофон;
  • Телевизор;
  • CDи аудио материал

       В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр, а именно:

  • На развитие словообразующих форм;
  • На построение строя предложения;
  • На активизацию словарного запаса;
  • На количество предметов;
  •  На развитие речи в целом, мышления;
  • На развитие первоначальных представлений о мире.

Наглядно – образный материал:

  • Иллюстрации и репродукции;
  • Наглядно - дидактический материал;
  • Игровые атрибуты;
  • «Театрализованная атрибутика» (костюмы, маски и д.р);

3.2 Примерный режим дня

Примерный режим дня

Время

Приём детей, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика

7.00 – 8.15

Подготовка к завтраку

8.15 – 8.25

Завтрак

8.25 – 8.40

Самостоятельная деятельность

8.40 – 9.00

Организованная образовательная деятельность, игры

9.00 – 10.40

Подготовка к прогулке

10.40 – 11.00

Прогулка

11.00– 11.45

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

11.45 – 12.00

Подготовка к обеду

12.00 – 12.20

Обед

12.20 – 12.40

Подготовка ко сну

12.40 – 12.50

Дневной сон

12.50 – 15.30

Постепенный подъём, самостоятельная деятельность

15.30 – 16.30

Уплотнённый полдник с включением блюд ужина

16.30 – 17.00

Подготовка к прогулке

17.00 – 17.15

Прогулка, организованные игры, уход домой

17.15 – 19.00

Приложение

Нормативная литература

  1. Конвенция о правах ребенка(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
  2. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  3. Федеральный закон  «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
  5. СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
  6. Письмо министерства Образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» N 65/23-16 от 14 марта 2000 года

Методическая литература

  1. Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью) // «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.
  2. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2013
  3. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В 3 кн. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования \ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-ое изд., испр. – М.: мозайка –Синтез, 2014. – 336с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа младшего возраста ( 2 мл. группа)

Рабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №8Рабочая прог...

Рабочая программа - младший возраст

1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы В      условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.0...

Рабочая программа младший возраст

Рабочая программа младший возраст от 3-4 лет. Программа от "Рождения до школы."...

Презентация рабочей программы младший возраст (3-4 года).

Презентация рабочей программы младший возраст (3-4 года)....

Рабочая программа Младший возраст

Рабочая программа с тематическим планированием...

рабочая программа младший возраст

Речевое развитие Продолжить развивать интерес к художественной литературе, прививать чуткость к художественному слову. Беседы:«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»«Сде...

Рабочая программа, младший возраст

Планируемые результаты освоения Программы Обязательная частьПланируемые результаты освоения программы - Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Г...