Реализация ФГОС ДО - необходимые условия перевода системы ДО на качественно новый уровень.
материал по теме
Доклад на августовскую конференцию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района
Реализация ФГОС ДО – необходимые условия перевода системы ДО на качественно новый уровень
старший воспитатель
Г.А. Колотвина
август 2018г.
р.п. Сапожок
Понятие “качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО” анализируется, исходя из трёх различных аспектов. В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой её адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.
Сегодня многие педагоги поняли: ребенок, приходящий в детский сад,- отнюдь не чистый лист. У него уже есть заданность характера, врожденных способностей, выраженная в его наследственности (как биологической, так и социальной). Он имеет свои личностные цели, ценности, надежды - как осознанные, так и неосознанные. И он верит, что они реализуются. Если этого не происходит, то он не любит детский сад, затем школу, работу, да и саму жизнь. Он тяготится всем, что делается в ней.
«Время стрессов и страстей» - называют наш век. Оба фактора цивилизованного стресса, информативный и гиподинамический, начинают действовать на человека уже в раннем детстве. Каждый ребёнок должен хотеть жить и развиваться. А чтобы это произошло, должно быть не просто пребывание в детском саду, а кропотливая работа педагогов, нацеленная на рост личности, постоянное ощущение «живости бытия». Значит нужно учить детей выражать свои мысли и отстаивать свои права, быть среди людей и оставаться самим собой.
Уважаемые участники конференции!
Дошкольное Образование является важнейшей и приоритетной функцией государства. Деятельность системы дошкольного образования должна быть направлена на формирование активной, целеустремленной и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном меняющемся мире. Для этого необходима гибкая и точная адаптация системы образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, формирование способности к продуктивному труду и социальному партнерству.
Освоение новых подходов в дошкольном образования явилось одним из приоритетных направлений развития и работы системы образования нашего детского сада. Реализация всех масштабных задач, которые мы ставим перед собой, зависит от каждого, кто имеет отношение к дошкольному образованию. Высокое качество образовательных услуг начинается на рабочем месте каждого из нас. От этого зависит и общий результат.
Современная жизнь требует от педагога умения быть готовым к переменам, способным к нестандартным трудовым действиям, ответственным и самостоятельным в принятии решений. Признаком времени является повышенный профессионализм педагога дошкольного образования. 2 слайд.
Деятельность педагога дошкольного образования, многоаспектна, носит стахановский, творческий характер: педагог стремится востребовать опыт ребенка, максимально учесть его способности возможности и интересы, возрастные особенности, более того степень включенности педагога как личности в процесс взаимодействия с детьми, не сводится к деятельности талантливого технолога, а устремляется к совместной продуктивной деятельности посредством педагогической деятельности (воспитания, развития и обучения). 3 слайд.
Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научных позициях, но самое важное педагог должен осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
При этом индивидуальному стилю деятельности педагога отводится не малая роль, так как он вправе выбирать технологии самостоятельно или выстраивая работу в команде единомышленников собственной дошкольной образовательной организации либо в рамках методических объединений города.
На сегодняшний день в нашем детском саду 100% педагогов повысили квалификацию. Кроме того, проведён цикл семинаров по внедрению профессионального стандарта педагога 8 слайд
На сегодняшний день в нашем детском саду отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС ДО:
1. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий (технология деятельностного метода, здоровье- сберегающие технологии, технологии развивающих игр В.Воскобовича, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера).
2. Педагоги ориентированы на организацию здоровьесберегающей среды. Большая часть педагогов осознает необходимость перехода на развивающие системы воспитания и обучения.
3. Обеспечена возможность профессионального развития педагогических работников, открытого общения педагогов и обмена опытом с коллегами через методические объединения, открытые образовательные ситуации, мастер – классы, педсоветы, практические семинары на различных уровнях.
4. Создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования.
5. Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Программно-методические материалы соответствуют возрастным особенностям, учитывают индивидуальные особенности детей, планируются с учетом ФГОС ДО.
Учреждение детского сада укомплектовано педагогическими кадрами и техническим персоналом согласно штатному расписанию. Вакансией остаются должности логопеда и психолога.
Уровень профессиональной подготовки педагогических работников соответствует требованиям квалификационных характеристик единому квалификационному справочнику.
Образовательную деятельность непосредственно с детьми осуществляли 26 педагогов, из них: 1 старший воспитатель ,1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре, 23 воспитателя. Все педагогические работники имеют профессиональное образование, своевременно проходят курсы повышения квалификации.
Анализ образовательного уровня администрации и педагогов
№п/п | Должность | Всего | Образование | |||
работников | Высшее педагог. | Высшее дошкольное | Н/высшее | Среднее специальное | ||
1. | Заведующий | 1 | 1 | |||
2. | Старший воспитатель | 1 | 1 | |||
4. | Музыкальный руководитель | 1 | 1 | |||
5. | Инструктор по физической культуре | 1 | 1 | 1 | ||
6. | Воспитатели | 23 | 6 | 2 | 17 | |
ИТОГО | 27 | 9 | 3 | 18 |
92% педагогического коллектива – это педагоги со стажем более 10 лет, имеющие профессиональный опыт для организации учебно-воспитательного процесса на достаточно высоком уровне: в своей работе они придерживаются личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, им присущ творческий поиск, использование инновационных технологий.
8%- педагоги со стажем работы до 10 лет, которые характеризуются энергией, творческим потенциалом, мобильностью.
Итого, из 26 педагогов 11 педагогов с первой квалификационной категорией, 10 педагогов - с высшей квалификационной категорией, 5 педагогов не имеет категории, которые прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности.
В ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников.
Ежегодно педагоги повышают своё мастерство в ходе прохождения аттестации, повышения квалификации, участия в различных конкурсах и фестивалях на разных уровнях, участия в конференциях, семинарах, вебинарах.
В течение 2017 – 2018 уч. года педагогами ДОУ велась активная исследовательская деятельность: все педагоги работали по индивидуальной теме самообразования, изучали новинки методической и периодической литературы, внедряли нововведения в образовательный процесс, проводили творческие отчёты, показывали практические работы с детьми, участвовали в педагогических часах, педагогических советах, семинарах – практикумах.
Своеобразной оценкой и школой роста профессионального мастерства педагогического коллектива является участие дошкольного образовательного учреждения в конкурсах различных уровней. С каждым годом растёт опыт и повышается результативность участия.
Международный уровень.
Конкурс «Законы экологии» от проекта «Год экологии 2017»
I степени – 3 диплома
II степени – 5 дипломов
Благодарность Колотвиной Г.А., С.В. Чижковой – 2 , за активную помощь в проведении конкурса
Конкурс творческих работ «Петух – символ года 2017.
1 место – 2 диплома
2 место 1 диплом
Всероссийский уровень
Всероссийский творческий конкурс «Ваша победа в наших сердцах»(Центр интеллектуального развития «Пятое измерение»)
I степени - 8 дипломов
III степени – 1 диплом
Благодарность – 4
Всероссийский творческий конкурс «Здравствуй осень»
I степени - 3 диплома
II степени – 1 диплом
Благодарственных письма – 4
Всероссийский конкурс стипендий и грантов им. Л.С. Выготского
Участник – 1 диплом
Всероссийское тестирование «Росконкурс» - Использование ИКТ в педагогической деятельности.
1 степени –2 диплома
Всероссийское тестирование «Мой предмет», Дошкольная педагогика
1 степени – 1 диплом
Всероссийское тестировнаие «Радуга талантов» - Инклюзивное образование
1 степени – 1 диплом
Всероссийское тестирование «Инфоурок» - Основы профессионального саморазвития педагога
1 степени – 1 диплом
«Наука и творчество». 2 Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучшее воспитательное мероприятие»
3 степени – 1 диплом
Всероссийский конкурс творческих работ «Осенний хоровод»
Участник – 1 диплом
Всероссийский патриотический конкурс «О прошлом замолвите слово»
1 степени – 5 дипломов
Диплом воспитателю за подготовку призеров.
Региональный уровень
Областная выставка-конкурс творческих работ «Новогодняя сказка» ОГБУДО «Детский эколого-биологический центр»
За участие – 6 сертификатов
Муниципальный уровень
Районная выставка детского творчества «Память бережно храним»
Победитель – 9 дипломов
Призёр – 10 дипломов
Районная выставка - конкурс плакатов «Спасти природу может только человек», приуроченное к году Экологии.
Победитель – 3 диплома
Призёр – 6 дипломов
«Экологическое дефиле»
Победитель – 7 дипломов
Призёр – 4 диплома
Районный смотр-конкурс патриотической песни и творчества «Хотят ли русские войны»
Победители - 1 диплом, призёры – 3 диплома.
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды соответствует возрасту детей и ФГОС ДО. Для создания уюта и комфорта в детском саду во всех возрастных группах создана предметно-развивающая среда, которая соответствует современным требованиям стандарта дошкольного образования: игрушки, методические пособия, книги, настольные игры. В каждой группе имеются уголки природы с комнатными растениями согласно возрасту детей, где воспитанники ДОУ имеют возможность учиться ухаживать за растениями и наблюдать за ними. Предметно-пространственная организация групповых комнат обеспечивает выбор детьми центра для организации своей свободной деятельности:
- центр игры – сюжетно-ролевой и развивающие игры;
- центр экспериментирования;
- центр для художественного творчества;
- центр уголок художественной литературы;
- уголок дорожной безопасности
- уголок природы.
Содержание предметно-развивающей среды в детском саду соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. В групповых помещениях ведется воспитательно-образовательная, развивающая работа с детьми и родителями
В ДОУ созданы безопасные условия для организации образовательной деятельности воспитанников и их физического развития: игровое оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, требованиям безопасности.
Программно-методические материалы соответствуют возрастным особенностям, учитывают индивидуальные особенности детей, планируются с учетом ФГОС ДО.
В детском саду для использования цифровых образовательных ресурсов имеется выход в Интернет на 6-ти компьютерах и имеется Wi-Fi в зданиях детского сада. Приобретены 2 интерактивные доски с полным программным обеспечением, установленные в отдельных помещениях зданий ДОУ, где каждая группа может проводит занятия согласно сетки.
При планомерной реализации задач программы развития и годового плана ДОУ за отчётный период дошкольному учреждению удалось достигнуть определённых достижений в укреплении материально-технической базы детского сада.
Анализируя состояние зданий ДОУ и его основных систем необходимо отметить, что за отчётный период сделан капитальный ремонт реконструкции входной группы для маломобильных групп населения в рамках государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы на общую сумму 1547118,62 рубля.
Анализ состояния оборудования и инвентаря показал, что произошли положительные сдвиги в технологическом оборудовании 1 пищеблока за счёт замены электрической плиты на новую. Проведена частичная модернизация пищеблока, замена оконных блоков. Но остаётся ещё устаревшее технологическое оборудование, нуждающееся в замене, например: холодильное оборудование, капитальный ремонт ещё одного пищеблока с заменой оконных блоков.
Для обеспечения функционирования ДОУ и создания надлежащих условий по присмотру и уходу за детьми за отчётный период были приобретены тарелки для первого, второго блюда, бокалы, блюдца, комплекты постельного белья, сшиты в 2 группах новые шторы, во всех возрастных группах праздничные салфетки и скатерти, приобретены моющие средства.
В 2017 – 2018 уч. году из бюджета на ремонтные работы было выделено 200 тыс. рублей на устранение предписаний надзорных органов. Был произведён:
ремонт туалета в здании по ул. Садовая, д.34 (туалет: капитальный ремонт пола , установлены 4 детских унитаза, 2 раковины и смесители, коридор: реконструкция пола с заменой линолеума, покраска стен, 2 групповые комнаты: замена линолеума, выравнивание и покраска стен и дверей);
капитальный ремонт канализационной системы для зданий по ул. Садовой, д.34,38;
постройка уличной веранды для 1 младшей группы и сарая для хранения инвентаря.
Анализ состояния территории детского сада показал, что за отчётный период проведена большая работа по благоустройству территории ДОУ. В рамках проекта по благоустройству территории района «Чистый район – уютная жизнь» в детском саду реализовался проект «Цветочный блюз», где в соответствии с проектом оформлены клумбы, цветники, посажены кустарники. На прогулочных участках установлены малые архитектурные формы-песочницы и скамейки.
Среди проблемных сфер остаётся проблема обветшания малых форм на большинстве прогулочных участков, покосившиеся ворота у здания на ул. 50 лет ВЛКСМ д.7 и самое главное замена асфальтового покрытия на всей территории ДОУ.
Функционирование внутренней системы оценки качества образования.
Качество дошкольного образования отслеживается в процессе педагогической диагностики и мониторинга состояния образовательной деятельности учреждения.
Результатом осуществления образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе. В 2018 году количество выпускников составило 66 человек. Все они поступят в школу имени Героя России Тучина А.И., благодаря проведению кружковой деятельности, читающими.
По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей начальных классов данной школы, выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе родителями оценивается как хорошая.
Результаты педагогической диагностики в 2017-2018 учебном году
Педагогическая диагностика проводится с целью изучения результатов усвоения обучающимися образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 3. В процессе проведения используются следующие методы: наблюдение за детьми в повседневной жизни, в процессе непосредственной образовательной деятельности; анализ продуктов детской деятельности; беседы; тесты; игровые ситуации. Диагностика оценивается тремя уровнями: низкий, средний, высокий.
Конец учебного года
В целом на конец учебного года, по детскому саду, анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в пяти образовательных областях. Высокие результаты в среднем достигают от 71% до 80 %. Наилучшие результаты достигнуты в области «Физическое развитие» - 93 %.
Проблемно-ориентированный анализ, проведённый в ходе самообследования ДОУ, кроме положительных моментов и достижений позволил выделить ряд проблемных сфер, недочётов слабых сторон в функционировании ДОУ, по которым уже намечена большая работа в 2018-2019 учебном году
К ним относятся:
1.Эмоциональное выгорание части педагогов, низкая мотивация к внедрению инноваций в образовательный процесс.
4. Система отопления, водопровода и система канализации других зданий требует ремонта.
Уважаемые коллеги!
На пороге 1 сентября. Для каждого педагога - это, пожалуй, один из самых радостных и волнительных дней в году, когда он снова, а может быть, и впервые встретится со своими учениками и воспитанниками. Хочу от лица заведующей детского сада поблагодарить всех педагогов детского сада за ту большую и самоотверженную работу, которая позволила нам в прошедшем учебном году достичь значимых результатов в развитии и совершенствовании образования. В этом успехе есть частица труда каждого работника детского сада.
Дорогие коллеги!
Находите время для работы – это условие успеха. Находите время для размышлений – это источник силы. Находите время для игры – это секрет молодости! Находите время для чтения – это основа знаний! Находите время для дружбы – это условие счастья! Находите время для мечты – это путь к звездам! Находите время для творчества – это муза души! Успехов вам в педагогической деятельности, совершенствовании профессионального мастерства, новых идей и их неизменного воплощения! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное сопровождение детей в системе непрерывного образования как необходимое условие реализации ФГОС
Отличие ФГТ от ФГОС...
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...
Статья "Формирование речевых навыков у детей с ОВЗ на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фрёбеля" в сборнике "Реализация ФГОС ДО как условие повышения качества ДО" 22 мая 2019г.
Формирование речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фребеля"....
Новый уровень взаимодействия воспитателя и учителя в условиях реализации ФГОС
Методическая разработка посвящена проблеме преемственности детского сада и школы в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДОО. В ней раскрываются отдельные вопросы взаимодействия воспитателя и учителя по р...
Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.
Современный этап развития дошкольного образования рассматривается как период существенных изменений его целевых ориентиров, содержания, функций, организационных форм, что способствует реализации права...