Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
презентация

Радянская Светлана Вячеславовна

Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Старший воспитатель МБДОУ «Улыбка» Радянская С.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»

Слайд 2

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования . В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Одной из основных целей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого--педагогические условия: 1. Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям; 2. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности; 3. Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. 4. Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.

Слайд 3

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей. На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. Ежедневно в своей практической деятельности мы, педагоги, сталкиваемся с приемами и методами развития познавательных способностей детей. Но в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления.

Слайд 4

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детская познавательно - исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны». Проанализировав примерную основную образовательную программу дошкольного образования, одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), которая является базовой в нашем образовательном учреждении, творческая группа педагогов МБДОУ «Детский сад «Улыбка» пришла к выводу, что метод экспериментирования недостаточно используется в практической работе с детьми. Для этого был разработан план мероприятий с педагогами и детьми по внедрению познавательно- исследовательской деятельности в мини - лабораториях МБДОУ «Детский сад «Улыбка».

Слайд 5

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с 01.09. 2015 г. началась экспериментальная работа по познавательно - исследовательской деятельности в мини-лабораториях детского сада «Хочу всё знать». Экспериментальная деятельность научит детей получать знания и оперировать ими самостоятельно, позволит педагогическому коллективу работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах. При выборе темы учитывались способности и потребности каждого участника проекта. Первым и важным условием являлось: присутствие интереса и позитивное отношение педагогов, воспитанников, родителей, членов экспертного совета. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Цель эксперимента: Сформировать у дошкольников интерес к познавательно - исследовательской деятельности и способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Слайд 6

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

Слайд 7

В ходе познавательно-исследовательской деятельности решаются задачи : обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Слайд 10

Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности: образовательная деятельность; беседы познавательного, эвристического характера; опыты, эксперименты; просмотр фильмов, слайдов, презентаций; игры (сюжетно-ролевые, развивающие); чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций; наблюдение за явлениями природы и живыми объектами; экскурсии и целевые прогулки; труд в природе; тематические дни и недели; конкурсы, выставки, мини музеи, коллекции; праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность; художественная и конструктивная деятельность; речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.

Слайд 11

Содержание познавательно-исследовательской деятельности Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Материалы песок, глина, бумага, ткань, дерево + металл, резина, стекло, пластмасса +фарфор, пластик, керамика, поролон Природные явления ветер, снегопад, солнце, вода +времена года, явления погоды, объекты не живой природы + движение солнца, круговорот воды в природе, о времени Мир растений семена, листья, луковица, горох, бобы + овощи, фрукты, свет, влага, тепло +особенности овощей и фруктов Способы исследования объекта как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп + Нос, глаза, рот + агрегатные состояния воды Геометрические эталоны Круг. квадрат + призма, прямоугольник +овал трапеция, ромб, конус, шар Предметный мир одежда, игрушки, транспорт, обувь + посуда +видовые признаки транспорта

Слайд 12

Структура развивающей предметно-пространственной среды Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: 1. Развивающий характер. 2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности. 3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития. 4. Включение известных ребенку объектов, а также новых, которые побуждают его к последующей деятельности. 5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.

Слайд 13

Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности 1) место для постоянной выставки, где размещаются различные коллекции – экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов 3) место для хранения материалов (природного, «творческого") 4) место для проведения опытов 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Слайд 15

Результаты промежуточной диагностики по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе; повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Слайд 16

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. 3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....

Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....

Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образ...

«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...