Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
презентация
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoe_mo_vospitateley_avgustovskaya_konferentsiya_2018g.ppt | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования . В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Одной из основных целей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого--педагогические условия: 1. Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям; 2. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности; 3. Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. 4. Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей. На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. Ежедневно в своей практической деятельности мы, педагоги, сталкиваемся с приемами и методами развития познавательных способностей детей. Но в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детская познавательно - исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны». Проанализировав примерную основную образовательную программу дошкольного образования, одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), которая является базовой в нашем образовательном учреждении, творческая группа педагогов МБДОУ «Детский сад «Улыбка» пришла к выводу, что метод экспериментирования недостаточно используется в практической работе с детьми. Для этого был разработан план мероприятий с педагогами и детьми по внедрению познавательно- исследовательской деятельности в мини - лабораториях МБДОУ «Детский сад «Улыбка».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с 01.09. 2015 г. началась экспериментальная работа по познавательно - исследовательской деятельности в мини-лабораториях детского сада «Хочу всё знать». Экспериментальная деятельность научит детей получать знания и оперировать ими самостоятельно, позволит педагогическому коллективу работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах. При выборе темы учитывались способности и потребности каждого участника проекта. Первым и важным условием являлось: присутствие интереса и позитивное отношение педагогов, воспитанников, родителей, членов экспертного совета. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Цель эксперимента: Сформировать у дошкольников интерес к познавательно - исследовательской деятельности и способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
В ходе познавательно-исследовательской деятельности решаются задачи : обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности: образовательная деятельность; беседы познавательного, эвристического характера; опыты, эксперименты; просмотр фильмов, слайдов, презентаций; игры (сюжетно-ролевые, развивающие); чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций; наблюдение за явлениями природы и живыми объектами; экскурсии и целевые прогулки; труд в природе; тематические дни и недели; конкурсы, выставки, мини музеи, коллекции; праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность; художественная и конструктивная деятельность; речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Материалы песок, глина, бумага, ткань, дерево + металл, резина, стекло, пластмасса +фарфор, пластик, керамика, поролон Природные явления ветер, снегопад, солнце, вода +времена года, явления погоды, объекты не живой природы + движение солнца, круговорот воды в природе, о времени Мир растений семена, листья, луковица, горох, бобы + овощи, фрукты, свет, влага, тепло +особенности овощей и фруктов Способы исследования объекта как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп + Нос, глаза, рот + агрегатные состояния воды Геометрические эталоны Круг. квадрат + призма, прямоугольник +овал трапеция, ромб, конус, шар Предметный мир одежда, игрушки, транспорт, обувь + посуда +видовые признаки транспорта
Структура развивающей предметно-пространственной среды Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: 1. Развивающий характер. 2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности. 3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития. 4. Включение известных ребенку объектов, а также новых, которые побуждают его к последующей деятельности. 5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.
Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности 1) место для постоянной выставки, где размещаются различные коллекции – экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов 3) место для хранения материалов (природного, «творческого") 4) место для проведения опытов 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Результаты промежуточной диагностики по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе; повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. 3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) Вариативный модуль
«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...
Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
В статье рассматривается понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...
Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....
Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....
Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образ...
«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...