Интегрированное обучение дошкольников математике в процессе ознакомления с природой и «Мастер – класс» с воспитателями.
методическая разработка на тему

Анна Никоненко

В своей деятельности использую интегрированный подход в формировании экологических представлений и математических способностей у детей.

Углубленно работаю по теме:  «Использование природного окружения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников».

Интегрированное обучение математике в процессе ознакомления с природой способствует эффективному усвоению детьми таких действий, как сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, моделирование и экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное обучение дошкольников математике в процессе ознакомления с природой и «Мастер – класс» с воспитателями.

Разработал воспитатель А.Д.Никоненко МАДОУ №313

В своей деятельности использую интегрированный подход в формировании экологических представлений и математических способностей у детей.

Углубленно работаю по теме:  «Использование природного окружения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников».

Интегрированное обучение математике в процессе ознакомления с природой способствует эффективному усвоению детьми таких действий, как сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, моделирование и экспериментирование.

Занятия провожу в различных формах:

  • Занятия – игры «Карнавал животных», «Гномики», «На лугу».
  • Занятия – беседы «Комнатные растения», «Аквариумные рыбки», «Как нам помогает математика».
  • Занятия – путешествия  «К Зайчику на день рождение», «Путешествие в волшебный лес».
  • Занятия – праздники «Новые приключения Колобка», «Полет в космос» и др.

Во время прогулки, через мир природы происходит скрытое обучение в виде накопления чувственного и информативного опыта. В непринужденной обстановке дети лучше излагают свои мысли, общаются друг с другом, включаются в игровую и предметно – практическую деятельность, для разрешения различных проблем.

Например, при ознакомлении со свойствами песка, дети используют разнообразные емкости для изготовления пирожных для Медведей разного размера: больших, средних, маленьких. Готовят печенье разной геометрической формы (овал, круг, треугольник, квадрат)для зверюшек. Измеряют объем сыпучих и жидких веществ с помощью условной мерки. Выкапывают колодцы глубокие и мелкие, норки для зверей, соотнося их по размеру с будущими жильцами. Наблюдая за деревьями, предлагала найти на участке дерево,  у которого самый толстый ствол, самый тонкий на глаз, а затем измеряли с помощью мерки. Расстояние между деревьями дети измеряли шагами. Измеряя одно и то же расстояние, дети получали разное количество шагов. Почему?  (Делали выводы).

Осенью собирали опавшие листья (разбирали их по форме, размеру, раскладывали их от самого желтого, до самого красного, считали).

При ознакомлении с птицами, считали их, придумывали задачи.

На прогулке можно поиграть с детьми в игры на ориентировку в пространстве: «Найди где спрятано», нарисовать план своего участка (что расположено слева, справа, в середине и т. д.)

Наблюдая за солнцем, дети учатся определять части суток.

При рассматривании и наблюдении за животными и растениями, дети пользуются картинками – моделями, обозначающими выделенные признаки (цвет, форму, величину, характер поверхности, пространственное расположение, численность частей и др.)

Широко использую художественную литературу о животном и растительном  мире:  сказки, словесные задания, считалки, пословицы, крылатые слова, задачи в стихах, физминутки.

«Ветер осенью летал.

Ветер листики считал,

Красный лист, зеленый лист,

Липы лист, клена лист».

(Хорошо ли ты считал?  Сколько листьев насчитал?).

Удивительный мир природы. Он встречает детей море звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать,   думать.

Человек – часть природы, без взаимодействия с которой, его жизнь не может быть полноценной. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством умственного развития детей, способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности. В том числе и в области математике.

«Мастер – класс»

Практическая часть.

А сейчас я предлагаю фрагменты занятий с вами уважаемые педагоги. Прошу желающих побыть некоторое время детьми, посчитаться и разделиться на 2 равные команды.

Команды получают по 1 конверту с тремя заданиями (время выполнения 3-х заданий – 3 минуты по песочным часам). Подумайте способ организации выполнения заданий внутри команды.

1 задание «Кто лишний?»

На каждой из 2-х карточек найти лишних животных, объяснить, почему лишнее, сказать на каком месте это животное.

2  задание «Рассели семьи животных по своим жилищам»

Объяснить выбор того или иного жилища и выбор моделей (геометрических форм разного размера и цвета замещающих животных).

3  задание «Подбери объект по размеру»

1 команда – выбирают елку по размеру комнаты определенного размера от пола до потолка (комната прямоугольник) – с  помощью условной мерки.

2 команда – выбирают комнатное растение определенного размера от подоконника до форточки (используя условную мерку)

Вопросы к участникам: 

Какое задание было:

  • Самое интересное
  • Трудное

Какие знания закрепили:

  • Сведения о диких животных
  • Моделирование – геометрические фигуры (их цвет, размер)
  • Счет количественный и порядковый
  • Ориентировку в пространстве
  • Измерение объектов с помощью условной мерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Мастер-класс «Формы и методы работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой»

Цель:  ознакомить педагогов с опытом  работы по использованию современных технологий  по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой...

Презентация Мастер- класс для воспитателей «Развитие любознательности и наблюдательности при ознакомлении с природой»

Познакомить педагогов с эффективными методами и формами работы по ознакомлению детей с природой....

Мастер-класс (для воспитателей) «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности в рамках реализации ФГОС ДО».

laquo;Красная гвоздика-символ памяти, символ Победы».(Развитие творческого мышления и воображения на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток.)...

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»

Цель мастер-класса:- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;- создать условия для...