Мастер-класс «Формы и методы работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Цель: ознакомить педагогов с опытом работы по использованию современных технологий по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №21 «Теремок» г. Павлово
Мастер-класс
«Формы и методы работы
по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой»
Составил: Меленскова Марина Ивановна
г.Павлово
2014г.
Цель: ознакомить педагогов с опытом работы по использованию современных технологий по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой
Задачи:
- Представить педагогам содержание работы в рамках разработанной модели по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей
- Продемонстрировать эффективные методы и приемы работы с детьми: дидактические игры
- Создавать эмоциональный положительный настрой на деловое сотрудничество, стимулировать активность участников
Этапы мастер-класса | Содержание |
Введение в проблему | Уважаемые педагоги, я хочу начать свой мастер класс с отгадывания кроссворда. Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной целью. Наблюдение — описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации Чтение специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, Труд это процесс человеческой деятельности, Использование всех вышесказанные форм и методов работы не дают больших возможностей для развития познавательно - исследовательской деятельности детей. Тогда возникает вопрос, какие формы и методы необходимо использовать при ознакомлении с окружающим, чтобы могли развивать исследовательскую деятельность детей |
Авторский подход к разрешению проблемы Апробация методов и приемов, предлагаемых автором Рефлексия (самоанализ) | Сегодня, я хочу вас познакомить с отдельными формами работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности, которые использую в своей работе. Одним из методов познавательного развития дошкольников, при ознакомлении с окружающим миром - решение проблемных ситуаций. Давайте вместе с вами назовем формы организации , где мы можем использовать проблемные ситуации Задание для педагогов: выбрать из предложенных форм, те где можно использовать проблемные ситуации ( на занятиях, на прогулке, дидактическая игра, наблюдение, элементарный опыт, чтение художественной литературы) (На мольберте как цветок формы)
А теперь мне бы хотелось предложить проблемные ситуации, которые можно предложить детям: Задание педагогам предложите решение этой ситуации : 1 подгруппа « Как слепить снеговика, если мало снега?» (– подождать, когда снега больше выпадет (долго ждать), сгрести снега побольше отовсюду, принести снега в ведерках, на санках принести снега,слепить маленького снеговика.Вспомните, какую красивую вазочку мы с вами делали из стаканчика и пластилина. Как мы ее делали? Много нам понадобилось пластилина?Как сделать снеговика таким же способом? Мы налепливали пластилин на стаканчик .Пластилина понадобилось немного.- можно найти ведерко, облепить его снегом- можно мячики облепить снегом- пенек облепить снегом) 2 подгруппа « Как полить цветы, если нет лейки?»( Во что еще можно налить воду?- в стакан в игрушечную посуду- в бутылку- в пакетик- в ладошки Что есть у лейки? (рассматривание лейки) Что похоже на лейку? Из какой посуды удобнее всего полить маленький цветочек? Большой цветок?- у лейки есть носик и ручка, чтобы было удобно ее держать на лейку похож чайник или кувшинчик, можно из них поливать маленький цветочек удобнее полить из маленькой баночки, а большой цветок – из большой). А сейчас попробуем составить проблемные ситуации в соответствии с темой : 1 подгруппа Тема: «Транспорт». Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться 2 подгруппа Тема: «Свойства бумаги». Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик? следующая форма организации познавательно -исслед деятельности детей - экспериментирование, элементарный опыт. Детское экспериментирование может проходить по следующим направлениям: (сделать в виде картографа, а ответы, видов опытов по каждому блоку педагоги вставляют сами) Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных и др.) Неживая природа (вода, снег, воздух и др.) Человек и рукотворный мир (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.) Задание педагогам : 1 подгруппа - заполнить картограф на 2 младшую группу, выбрать виды опытов по каждому блоку 2 подгруппа – заполнить картограф на среднюю группу по каждому блоку 2 мл гр . материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево). . природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд ,игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). . мир растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее). Ср гр Материалы (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 2. природные явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). 3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). 6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.). Задание педагогам: составить план проведения опыта, эксперимента в соответствие с последовательностью (слайд на экране или листок-подсказка каждому) 1 - Проблемная ситуация 2 - Целеполагание 3 -Выдвижение гипотез 4 - Проверка предположения
5 - Формулирование выводов (как получилось)
6 - Возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось, что получилось) 1 подгруппа: свойство дерева 2 подгруппа: свойство песка - метод моделирования. В работе с мл детьми использую простые модели: например при знакомстве с комнатным растением знакомимся со строением: стебель – листок - цветок; при знакомстве с птицами модель птицы: голова, клюв, туловище, крылья, ноги. (показ схем, моделей). задание: - рассказать по модели
задание: составить модель подгруппа модель «домашние животные», Цвет. (Какого цвета животное?) Части тела. (Назови части его тела.) чем покрытотело Будка. (Где оно живет?)ч Кость, рыба. (Чем оно питается?)Круги. (Назови его детенышей.) Человек. (Какую пользу оно приносит человеку?) подгруппа модель ««дикие животные» кто это Цвет. (Какого цвета животное? )Части тела. (Назови части его тела.)чем покрыто тело Дупло. (Где оно живет? )Кость, лист. (Чем оно питается?) Круги. (Назови его детенышей.) Человек. (Загем человеку животные?) - В развитии познавательной деятельности дошкольников в процессе ознакомлении их с природой помогают дидактические игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Задание педагогам д/и « Что сначала, что потом»: предложите варианты игры (развитие одного растения одуванчика, земляники»; последовательность времен года); ориентироваться в прошлом и настоящем предмета. Хочу познакомить « Игры с перфокартами». Задание педагогам: предложить 2 перфокарты, придумать цель и игровые д-вия |
Уважаемые коллеги, надеюсь что такие формы работы. помогут вам сделать познавательно - исследовательскую деятельность детей увлекательными и интересными. Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Схема синквейна: 1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна; 2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие; 3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами; 4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора; 5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Возьмем два слова познание, исследование. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новая образовательная технология пришла к нам из Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш мент...
Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...
Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....
Развитие познавательных способностей у детей в процессе ознакомления с природой.
Природа – это вся вселенная с существующим в ней органическим и неорганическим миром. Значение природы в жизни людей велико и многообразно....
Развитие познавательно-речевой деятельности детей в процессе ознакомления с историей донского казачества
Проект на тему: Развитие познавательно-речевой деятельности детей в процессе ознакомления с историей донского казачества направлен на создание условий для приобщения воспитанников к культуре, обычаям,...
Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
laquo;Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»...
Познавательно - исследовательскаядеятельность дошкольников в процессе ознакомлении с природой родного края
Дети по природе своей - исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошки усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них...