Реализация ФГОС в дошкольной организации
методическая разработка на тему
При реализации Стандарта мы пришли к выводу, что актуальность сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников заключается в том, что роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_fgos_v_doshkolnoy_organizatsii.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Жданова О.В., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №37 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка:
«Реализации ФГОС в дошкольной организации»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и определяет задачи современного дошкольного образования, которые состоят в обеспечении:
- равных стартовых возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства,
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,
- благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными склонностями,
- преемственности ООП дошкольного и начального образования,
- формирования общей культуры личности детей, предпосылок учебной деятельности,
- объединения обучения и воспитания в целостный процесс,
- вариативности и разнообразия содержания Программ,
- формирования социокультурной среды,
- психолого-педагогической поддержки семьи.
ФГОС ДО одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания
и здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,
то должны решать эту проблему
«всем миром» детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
При реализации Стандарта мы пришли к выводу, что актуальность сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников заключается в том, что роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
В.А.Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры
В ФГОС ДО среди основных принципов дошкольного образования назван принцип сотрудничество с семьей;
Стандарт решает задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; т.е. вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.
В ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в главе 1, ст.2 сказано что, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся являются участниками образовательных отношений.
В. А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательная организация поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель) в описании Трудовых действий воспитателя сказано: Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Т.О. на законодательном уровне прописано обязательное взаимодействие педагога с семьей воспитанников.
В нашем ГБДОУ создан семейный клуб «Радуга». Его работа ведется уже на протяжении 10 лет. Изначально клуб создавался и рассматривался только лишь как попытка практической реализации внедрения нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника. Собрания проводились исключительно с подачи и инициативы педагогов ДОУ. Отмечалось, что на первые заседания родители шли с большой неохотой или приходили как зрители, ожидая, что сейчас будет показан очередной праздник.
В связи с малой явкой родителей, собрания клуба приходилось проводить, объединяя несколько возрастных групп (отмечу, что в те годы у нас были оздоровительные группы по 15 человек). Удавалось провести 2 – 3 встречи за учебный год. С введением ФГОС ДО клубная работа качественно изменилась.
1. Разработано новое положение о родительском клубе «Радуга», которое регламентирует его деятельность. В соответствии с ФГОС ДО целью клуба является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [ФГОС ДО п. 1.6], вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс ДОУ.
Участие в мероприятиях клуба делает родителей активными участниками педагогического процесса, а персонал ДОУ оказывает им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение.
Качественно изменилось планирование программы клуба. Теперь встречи планируются в большей мере по интересам, вопросам и запросам, исходящим от родителей. Проектирование клубных мероприятий является обязательным условием при составлении рабочей программы воспитателя каждой группы. Педагоги выбирают себе приоритетное направление работы на год и обязательно проводят на эту тему заседание клуба. Например: тема: «Игры нашего двора» Практически всем современным детям интереснее играть в планшеты, приставки, смартфоны и компьютеры, чем гонять в какой-то мячик и прятаться в кустах или играть в салки. Дворовые игры почти исчезли из жизни. Те самые игры, в которые играли не только Вы, но и Ваши родители, дедушки и бабушки. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты. На встречу пришли и мамы и папы. Папы с большим азартом играли в мяч и «Городки», а мамы прыгали в «Резиночку»
Мы начинаем планирование работы клуба с анализа социального состава семьи, настроя и ожиданий родителей от пребывания ребенка в детском саду. Мы пользуемся такими методами изучения семьи, как личные беседы, наблюдения. Регулярно проводим анкетирование.
Подготовка к заседаниям клуба требует творческого подхода, времени и слаженной работы всех педагогов и специалистов ДОУ. У нас сложилось несколько тематических циклов, встречи по которым проводятся регулярно. Это «Школа Светофора», «Мастерская речи», «Играем вместе», «Здоровейка», «Мы растем». Но! Тема каждой встречи выбирается и планируется педагогом с учетом запросов родителей, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Если тема требует, то мы приглашаем специалистов из других организаций: учителей, врача аллерголога, специалиста из Централизованной библиотечной системы и т. д.).
Форма встреч планируется и выбирается педагогами с учетом психолого-педагогических задач поставленных на данном этапе. Например, в период адаптации к новым условиям и требованиям детского сада очень эффективной формой работы являются встречи – тренинги, проводимые совместно с педагогом – психологом.
Большой популярностью пользуются игровые досуги с привлечением инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей.
Проводятся и консультации, но всегда с участием детей! Например, родителям объясняется, что такое логоритмика и дети показывают, какую огромную работу проделали в течение года. Проводятся и викторины, клубы в форме интеллектуальных игр, традиционные чаепития, мастер-классы. Собрания клуба в любой форме всегда проходят весело и плодотворно. Мы стараемся любую встречу закончить небольшим мастер-классом, чтобы гости ушли от нас не с пустыми руками. Родители настолько проникаются жизнью детского сада, что зачастую становятся не только инициаторами встреч, но и принимают активное участие в их подготовке.
Технический прогресс не стоит на месте. В век компьютерных технологий наши педагоги стараются сопровождать встречи красочными презентациями, видеороликами. Мы обязательно знакомим родителей и с новыми программами, технологиями. В нашем саду появились интерактивный стол, интерактивная доска, педагоги активно используют их при встречах с родителями.
Особую практическую ценность нашей работы представляют: сценарии совместных праздников, досугов, бесед, консультаций, встреч. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, которое работает в данном направлении.
Из вышесказанного можно сделать вывод:
Данная форма работы с родителями в нашем ДОУ дала положительный результат. Посещение мероприятий родителями возросло (до 80% родителей от каждой возрастной группы посещают заседания клуба). Родители стали более активны, сами предлагают выступить, рассказать о своем опыте. Например: цикл тем «Все профессии нужны, все профессии важны» родители с удовольствием рассказывали о своей профессии детям, играли с ними, загадывали загадки, приносили свои орудия труда, фотографии и т.д.
Подводя итог, могу с уверенностью сказать, что наш Семейный клуб «Радуга» является активной формой сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Презентация...
консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание, как средство реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации"
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена...
Реализация ФГОС ДО через организацию проектной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи
В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации ФГОС ДО через проектную деятельность...
Выступление "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО. Алгоритм организации работы с детьми с ОВЗ на дошкольной ступени образования"
Представляю программу межрайонного семинара «Дети с ОВЗ в дошкольном образовании: организация инклюзивного образования» для педагогов дошкольного образования, куратором котрого я была и од...
«Совершенствование педагогической деятельности по реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях»
Развитие активной речи у детей раннего возраста...
«Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО» Дошкольной разновозрастной группы
При проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитываются особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативн...