консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание, как средство реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации"
консультация на тему
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно - патриотическое воспитание, как средство реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации
консультация для воспитателей
Подготовила:
Бойченко Л.Л.
воспитатель МБДОУ д\с № 84
г. Белгород
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного управления.
В постсоветском обществе искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Дошкольное детство – наиболее благоприятный отрезок для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти на всю жизнь. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма , нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДО.
Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя ряд задач:
— воспитывать любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
— уважение к людям разных профессий и результатам их труда;
— эстетически нравственные нормы поведения;
— формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;
— элементарные знания о правах человека;
— толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
— развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям;
— чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
— расширять представления о родной стране, ее столице, городах;
— знакомить с государственной символикой: гербом, флагом, гимном, историческим прошлым России.
Основные принципы реализации системы работы по патриотическому воспитанию:
— систематичность и последовательность (от близкого к далекому, от малого к великому);
— скоординированная целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (семья, ребенок, педагоги);
— использование национальных, семейных традиций;
— форм и методов работы с учетом возрастных и индивидуальных характеристик;
— взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач: эстетического и нравственного воспитания (слушание и разучивание стихов, песен о Родине, подвигах, труде людей, природе; развитие творчества через наблюдение за окружающим миром); физического воспитания (развитие силы, смелости, ловкости через спортивные, народные, подвижные игры).
Приобщение детей к труду с общественной мотивацией — желание сделать что-то для друга, воспитателя, группы, детского сада. Взрослые должны следить за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников ведется в нескольких направлениях:
— духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, занятия в музее);
— воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
— культурно-познавательное (целевые прогулки, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми);
— нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая :
содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
эмоционально-побудительный – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Тематическое планирование поможет педагогу правильно дозировать познавательный материал, устанавливать логическую связь между различными сообщаемыми детям знаниями. Правильная дозировка материала во многом определяет качество усвоения. Слишком малый или наоборот, чрезмерный объем материала не будет способствовать должной мыслительной деятельности.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих условий.
1. Готовность самого педагога к патриотическому воспитанию старших дошкольников. Переход на новый уровень понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы блочно-тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края.
2. Воспитание у старших дошкольников патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса.
3. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем.
4. Подаваемые знания из многообразия самых ярких и типичных явлений, фактов, событий должны быть доступны для восприятия и понимания ребенком. Подобный подход позволит приблизить дошкольника к реальной жизни, показать созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии – защитницы границ родного Отечества, самобытность национальной культуры.
5. Осуществление логической последовательности этапов работы:
- передача детям знаний о родном крае в деятельностном ключе (взаимодействие взрослого и ребенка, сотрудничество и партнерство в разных видах и формах работы);
- формирование у детей на основе приобретенных знаний отношения к воспринимаемой окружающей действительности: интереса, живого эмоционального отклика, эмоционально-положительного отношения к внешнему миру; активной включенности в доступные события, традиции, праздники, в созидательную продуктивную деятельность;
- организация доступной возрасту деятельности с усилением патриотической направленности (экскурсии, занятия, игры, труд, чтение, музыка, изобразительное творчество, праздники, досуги, развлечения и т.д.).
6. Непрерывное накопление и обогащение социального опыта жизни в своем родном крае, как формирование базового этапа воспитания у детей патриотизма.
В плане реализации требования ФГОС ДО по построению взаимодействия дошкольной Организации с семьями воспитанников для достижения целей полноценного развития каждого ребенка и вовлечения семей в образовательный процесс, организуются разнообразные мероприятия по работе с семьей, направленные на нравственно-патриотическое воспитание. В этих же целях создаются равные условия образования детей дошкольного возраста независимо от социального статуса семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
В период обновления дошкольного образования актуальность формирования гражданственности неразрывно связана с патриотическим воспитанием и результатом нашей работы в этом направлении должны стать такие нравственные качества , как любовь к Родине , своему Отечеству , к родной природе , к людям населяющим эту землю ,которые будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.
Литература
1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Т.М. Аникина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.
2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2005. – 72 с.
3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
4. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Авт.-сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.
5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Презентация...
«Совершенствование педагогической деятельности по реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях»
Развитие активной речи у детей раннего возраста...
Консультация для педагогов "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе &nda...
Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»
Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников.Понятие термина «Патриотизм» - в пер...
Консультация для педагогов " Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- форми...