Реализация ФГОС ДО через организацию проектной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Переяславцева Ольга Витальевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации ФГОС ДО через проектную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы: Переяславцева Ольга Витальевна,

учитель-логопед МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

Россия, г. Старый Оскол

Мацнева Ольга Владимировна,

учитель-логопед МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

Россия, г. Старый Оскол

Комкова Елена Юрьевна,

учитель-логопед МБДОУ ДС №10 «Светлячок»

Россия, г. Старый Оскол

Реализация ФГОС ДОО через организацию проектной деятельности дошкольников с нарушениями речи

Все дошкольные образовательные организации нашей страны с 1 января 2014 года перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Ключевая установка ФГОС ДО – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации взаимодействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка.

Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения.

Основной принцип стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, развивать критическое и творческое мышление является организация проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и его учеником В.Х.Килпатриком.

В настоящее время, в образовательной практике, где проектный метод обучения, после забвения вновь начал применяться с 80-х годов прошлого века уже накоплен достаточно большой опыт его реализации.

Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную коммуникационную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом на этапе перехода детей к школьному обучению.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Трудно переоценить возможности для развития ребенка, которые дает проектная деятельность. И для детей с речевыми нарушениями эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми.

Очевидным является тот факт, что русский язык - очень сложный по своим парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя исторические, иностранные слова, и почти к каждому слову можно подобрать антонимы или несколько синонимов. Ребенку дошкольного возраста трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом. Особенно трудно это дошкольникам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога - организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным. Сделать процесс освоения лексической структурой речи интересным и максимально продуктивным для ребенка с речевыми нарушениями поможет метод проектной деятельности.

Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Коррекционно-развивающая деятельность с дошкольниками. Имеющими нарушения речи осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Дети не только получают новые знания, но и самостоятельно пробуют добывать их, пробуют экспериментировать.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевыми нарушениями, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности.

Функции учителя-логопеда, как субъекта проектной деятельности:

  • помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
  • подсказывает, какие материалы можно использовать;
  • планирует различные виды деятельности, которые можно включить в проект;
  • определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;
  • координирует весь процесс творческой деятельности;
  • помогает детям в поиске источников информации;
  • сам является источником информации;
  • поддерживает и поощряет активность детей в работе над проектом.

Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего нарушения речи. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Одно из достоинств технологии проектирования состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Контроль со стороны учителя-логопеда (внешний) уступает место оценке результатов работы.

Частным, конкретным результатом работы в проекте дошкольников могут быть рисунок, его описание, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д. Ребенок учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность в понимании своей речевой патологии и стремлении к ее исправлению.  Еще большие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Работа логопеда с родителями ребенка всегда была тесной, но недостаточно вариативной. Основные формы взаимодействия логопеда с родителями это индивидуальные консультации, родительские собрания, информационные стенды. Не всегда, даже при индивидуальной консультации удается должным образом мотивировать родителей на активную работу по речевому развитию их ребенка. Организации детско-родительских проектов показывает положительные результаты в плане мотивации родителей, повышение их заинтересованности на активное участие в образовательном процессе.

Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную и педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательную деятельность такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и дает равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у него проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценной и полноправной личностью

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с. 
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с. 
  3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24 
  4. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131 
  5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с. 
  6. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....

Реализация ФГОС ДО через организацию проектной деятельности дошкольников с нарушениями речи

Одной из педагогических технологий, развивающей познавательные навыки  дошкольников, является проектирование....