ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья на тему

Топоркова Наталья Юрьевна

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

       В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе, и оно нацелено на подготовку ребёнка к поступлению в первый класс. Сегодня реальность такова, что система дошкольного образования деформирована влиянием школы. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в силу со 2 января 2014 года. Стандарт представляет собой новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

         Впервые в истории дошкольное детство стало особым  уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта –  поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Большое внимание уделено детской самостоятельности, например, через «способы и направления поддержки детской инициативы; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Организация образовательного пространства должны обеспечивать возможность самовыражения детей».

Мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Учёт закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обязателен. У дошкольника разница между физиологическим и паспортным возрастом может быть и год, и полтора. Именно поэтому оценка результата в форме контрольных работ, тестов, экзаменов категорически недопустима. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Хорошо известно высказывание директора Федерального института развития образования Александра Асмолова: «Ребёнка надо ценить, а не оценивать».

      В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе: к условиям её реализации, к её структуре и к результатам её освоения.

        По моему мнению, в сложившейся действительности особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 5 Условия реализации программы включают в себя:

1) требования к психолого-педагогическим условиям,

2) требования к кадровым условиям,

3) требования к развивающей предметно-пространственной среде,

4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. Говоря о их готовности к внедрению ФГОС дошкольного образования, следует отметить, что педагогами еще не достаточно осознанны особенности построения образовательного процесса, предполагающие создание социальной ситуации развития для каждого воспитанника, взаимодействие взрослых с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности с учетом интересов и возможностей каждого ребенка

Развитие готовности к внедрению ФГОС ДО, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих силах. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность.

Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост педагога невозможен без самообразовательной потребности.

Требования к психолого-педагогическим условиям находятся в тесной связи с требованиями к кадрам. Каждый педагог должен обладать рядом компетенций:

          во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания

          во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка».

           в-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированных групп (логопедическая и коррекционная) нацелены на приобретение детьми знаний, умений и навыков. В этой ситуации самостоятельности, активности и свободной детской игре отводится незначительное место. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Чтобы отвечать этим требованиям предполагаются развитие системы повышения квалификации педагогов. Каждый педагог должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний. Мы, педагоги всегда прекрасно знали собственно педагогику и методики, но возрастную психологию, педагогическую психологию, психологию развития знали неважно, если не сказать – плохо. Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями. Оба условия важны.

         Все педагоги ДОУ должны иметь педагогическое образование, в реальности же, этого нет, выпускники педагогических институтов по окончанию ВУЗа предпочитают устроиться на более высокооплачиваемую работу.   Отсюда вытекает еще одна проблема - это старение педагогических кадров. В ДОУ 50 % педагогов пенсионного возраста. Это может привести к тому, что через несколько лет возникнет кадровый «голод». Пути решения этой проблемы мы видим в создании более эффективной системы поддержки молодых специалистов.

          Наглядным фактором, свидетельствующим о переходе на стандарт, является 6.организация развивающей предметно-пространственной среды. Дело в том, что в стандарте одним из условий реализации основной образовательной программы определена развивающая предметно-пространственная среда. Раньше этого не было. Так, например, организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

      В требования развивающей предметно-пространственной среды, например, входит возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, таких, как маты, мягкие модули, ширмы и прочее.   А из-за отсутствия нормального финансирования в учреждениях, уголки и центры активности для организации с воспитанниками образовательного процесса оснащены слабо, в методических кабинетах хранятся старые пожелтевшие макеты и альбомы с мелкими иллюстрациями; в здании  учреждения не хватает дополнительного помещения для организации кружковой  деятельности.

       В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования) мы можем предложить нашим современным детям, у большинства которых дома есть компьютеры (планшеты) в основном то, что накапливалось педагогами десятилетиями –  это картинки, устаревшие игры.

Таким образом, наблюдается картина того, что предметная среда современного детского сада архаична и не созвучна времени. Педагоги ДОУ не могут только своими силами сбалансированно и сообразно педагогической ценности подобрать традиционные материалы и материалы нового поколения. Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова, что  пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям. Эта проблема возвращает нас к материально - техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования. Система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствована таким образом, чтобы все образовательные учреждения имели равные возможности для реализации основной образовательной программы.

Выход из сложившейся ситуации вижу в следующем:

  1. Курсовая переподготовка педагогов.
  2. Профориентация педагогов на ФГОС
  3. Укрепление материально-технической базы

          Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Топоркова Наталья Юрьевна Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко»

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт - новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Главная цель: формирование успешной личности ребенка .

Слайд 3

В образовательной программе ФГОС ДО определяет группы требований: к условиям реализации к структуре к результатам освоения образовательной программы

Слайд 4

Условия реализации программы включает в себя: требования к психолого-педагогическим условиям требования к кадровым условиям требования к предметно-пространственной среде требования к финансовым и материально-техническим условиям

Слайд 5

трудности в усвоении особенностей построения образовательного процесса низкая самооценка педагогов непрерывное самосовершенствование педагогов систематическое повышение квалификации педагогов «психолого-педагогическая подготовка к педагогическому процессу важность наличия педагогического образования насыщенность трансформируемость безопасность поли-функциональность

Слайд 6

Проблемы при апробации ФГОС ДО В части материально-технического обеспечения: не хватает дополнительного помещения для организации кружковой деятельности; не достаточное количество современных игрушек, развивающих пособий и материалов. В части информационно-методического обеспечения : требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического, предметного. Проблемы кадрового характера: сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения занятия еще тормозит внедрение новых форм и технологий; реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов.

Слайд 7

Пути решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Анкета "Готовность педагогов к введению и реализации ФГОС ДО

Анкета "Готовность педагогов к введению и реализации ФГОС ДО"...

Методические рекомендации. Организация диагностики готовности ребенка к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации.

При составлении программы и организации исследования немаловажную роль играет учет условий проведения. Мы более подробно остановимся на особенностях организации диагностического исследования в у...

консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание, как средство реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации"

На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассматривается тема  эффективности использования мультимедийных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ...