Персонально-деловой имидж заведующего дошкольной образовательной организацией
статья на тему

Колобова Ольга Константиновна

Деловая репутация и имидж – это первая информация, которой располагают потенциальные партнеры, клиенты и работодатели.

Руководители образовательных учреждений – это люди, которые всегда на виду, и безупречное владение профессией – только первая ступень профессионализма, на втором месте стоит такое качество, как деловой имидж.

Деловой имидж - это то представление, которое создается самим человеком о себе как внешнее отражение его личности и как показатель его деловых и чисто человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше его профессиональный и политический авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоевывать у них признание и должное уважение. Опыт мирового цивилизованного сообщества со всей очевидностью свидетельствует, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на серьезный коммерческий и политический успех и должный авторитет в деловых кругах.

Деловой имидж следует считать важной составной частью культуры делового общения, а обладание им - существенной личностной и профессиональной характеристикой любого руководителя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Персонально-деловой имидж заведующего дошкольной образовательной организацией

Деловая репутация и имидж – это первая информация, которой располагают потенциальные партнеры, клиенты и работодатели.

Руководители образовательных учреждений – это люди, которые всегда на виду, и безупречное владение профессией – только первая ступень профессионализма, на втором месте стоит такое качество, как деловой имидж.

Деловой имидж - это то представление, которое создается самим человеком о себе как внешнее отражение его личности и как показатель его деловых и чисто человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше его профессиональный и политический авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоевывать у них признание и должное уважение. Опыт мирового цивилизованного сообщества со всей очевидностью свидетельствует, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на серьезный коммерческий и политический успех и должный авторитет в деловых кругах.

Деловой имидж следует считать важной составной частью культуры делового общения, а обладание им - существенной личностной и профессиональной характеристикой любого руководителя.

Суть создания такого имиджа состоит в том, чтобы заставить других людей видеть человека таким, каким вы пожелаете, и преподнести себя так, чтобы они восприняли ваш образ положительно. Основная цель этих усилий состоит в том, чтобы предельно использовать все то хорошее, что в человеке заложено, и научиться избегать тех отрицательных проявлений, которые принижают профессиональную, политическую и чисто человеческую репутацию.

Особое значение в формировании имиджа современного образовательного учреждения имеет имидж ее первого лица, руководителя образовательного учреждения. Именно от первого лица дошкольной образовательной организации во многом зависит принятие важных решений, а также то, как будет воспринято образовательное учреждение общественностью. Именно руководителей образовательных учреждений представляют в средствах массовой информации, именно от них получают большую часть информации о функционировании образовательной организации и, следовательно, ассоциируют с ними всю деятельность образовательной организации. Таким образом, имидж руководителя является одним из основных факторов формирования имиджа образовательного учреждения.

Процесс создания имиджа многогранный и сложный. Здесь важно все: стиль одежды и внешний вид, стиль интерьера и аксессуары – даже эти составляющие говорят о предпочтениях их владельца и об уровне его успешности. Любой неверный шаг – и впечатление о руководителе может повлиять на доверие к образовательному учреждению.

Имидж руководителя - это совокупность определённых качеств, которые люди ассоциируют с определённой индивидуальностью личности.

Выделяют следующие составляющие имиджа руководителя образовательного учреждения: имидж личности, имидж лидера, деловой имидж. В таком варианте необходимо учитывать, что они должны быть все гармонизированы, работать на создание единого, идентичного имиджа. Соответственно, имиджи не должны противоречить друг другу. 

Теперь рассмотрим направления формирования персонального имиджа по мере их значимости:

1.Деловой имидж. Заведующий ДОО воспринимается, прежде всего, как деловой человек, и поэтому должен транслировать для потребителя характеристики именно в рамках данного контекста. При формировании имиджа подвергаются оценке такие профессионально важные качества, как гибкость, хозяйственность, информированность, умение принимать рациональные решения, находить выход из конфликтных ситуаций, быть компетентным в вопросах экономики, психологии, делопроизводства, маркетинга, быть методически грамотным. На формирование имиджа также его оказывает влияние, занимается ли руководитель самообразованием, повышением своего профессионального уровня, а также опыт работы с людьми. 

В сознании аудитории уже существует представление об имидже заведующего, т.е. как должен выглядеть руководитель образовательной организации, как говорить, как сидеть и т. д. Но есть случаи, когда прекрасным имиджем обладает человек с заурядной, обладающей недостатками внешностью. Хотя имидж и не соответствует ожиданиям. Следует также отметить влияние тонкостей на имидж руководителя: у него может быть безупречный внешний вид, но недостаточное знание делового этикета или преднамеренное его игнорирование с целью эпатажа. Отрицательный имидж, как известно, также привлекает внимание общественности, создает рейтинг, но такая стратегия в руководстве образовательного учреждения чаще всего только усиливает недоверие родителей дошкольников к образовательному учреждению и его услугам. При прочих равных условиях положительный имидж руководителя образовательного учреждения будет являться ее конкурентным преимуществом.

Имидж – это не только и не столько средство завоевать внимание, это скорее способ реагирования на требования своей аудитории. Она хочет воспринимать данную персону именно такой, а не иной. И мы можем деловой имидж заведующего определить как требуемый имидж, так как должностное положение/контекст задают ряд характеристик (например, dress-code). Хотя сейчас границы контекста размываются, но все же ряд атрибутов остается неизменным.
        Бизнес-имидж «подавляет», т.е. поглощает личность, при этом теряется персональные характеристики руководителя. Требуемый имидж табуирует ряд черт личностного имиджа (речевые обороты, мимика, жесты и другое).
        2. Имидж-лидера. Заведующий ДОО – это сначала лидер. 
Лидер - член группы, коллектива, наиболее авторитетная личность, выполняющая центральную роль в образовательной организации и образовательной деятельности людей [1]. Имидж лидера образовательной организации должен совпадать с ожиданиями потребителей образовательных услуг.
 
        Личностными качествами лидера, наиболее значимыми для окружения (подчёркивающими его лидерское поведение) являются:

- интуиция, прогностические способности;

- глубокий и гибкий ум;

- решительность;

- сильная воля;

- уверенность в себе;

- активность и целеустремлённость;

- способность к психологическому заражению (Персональный магнетизм);

- психологическая защищённость;

- эмоционально-волевая устойчивость;

- экстравертивность;

- способность быть ровным, поддерживать дружеские отношения со всеми;

- способность добывать и анализировать информацию;

- инновационная направленность в деятельности, способность принимать нестандартные решения.

Важен здесь и личностный компонент, так как он определяет наличие нравственных, интеллектуальных качеств лидера, его отношение к персоналу, к клиентам, к себе.

3. Личностный (персональный) имидж. Под личностным имиджем понимается индивидуальный имидж заведующего дошкольной образовательной организацией. Этот имидж предполагает работу над такими компонентами, как:

•объективные внешние данные личности (физиогномика, мимика, моторика, тембр голоса); 

•поведенческие особенности (манера и стиль речи, стиль одежды походка); 

•социальные и профессиональные характеристики (образование, социальный статус, профессия); 

•самовосприятие (как личность воспринимает себя в контексте окружения); 

•восприятие референтными группами, то есть группами, с которыми личность взаимодействует без посредников; 

•публичный образ, созданный с помощью посредников - средств массовой коммуникации. Публичный образ обычно ориентирован на целевые группы, с которыми личность не вступает в непосредственное взаимодействие.

Личностный имидж руководителя  – это гармоничное сочетание всех этих компонентов. Такой имидж является базисом для формирования имиджа руководителя, и имиджа лидера, и делового имиджа, так как природные предпосылки задают фундамент будущего имиджа. Хотя возможности имиджбилдинга позволяют сформировать нам тот персональный имидж, который необходим. При этом либо развить уже имеющиеся природные качества, либо же приобрести новые черты. Личностный имидж, безусловно, важен, но при формировании делового имиджа заведующего ДОО, он становится второстепенным.

Таким образом персональный имидж руководителя – это символ организации, её важнейший нематериальный актив. Его имидж персонифицирует корпоративный имидж организации. Персональный имидж руководителя есть комплекс гармонично сложенных воедино имиджей: делового имиджа, имиджа лидера, личностного имиджа, который работает на создание единого, цельного имиджа (имиджа руководителя). При формировании имиджа руководителя необходимо учитывать все эти составляющие и проводить работу с каждой из них.

Организация работы над созданием имиджа.

Работа над формированием персонально-делового, на наш взгляд, имиджа должна начинаться с постановки цели. Часто основная задача человека, принявшего решение о совершенствовании своего имиджа, сводится к решению вопроса, зачем ему это нужно. Цель руководителя может состоять в усилении влияния на подчиненных, улучшении имиджа вверенного ему подразделения или достижения успеха на определенных переговорах. В зависимости от цели принимается решение о методах формирования имиджа.

В мире распространена практика работы с агентствами или отдельными специалистами – имиджмейкерами. Если цель руководителя глобальна, возможно обращение в такое профессиональное агентство.

Профессиональное исследование имиджа руководителя должно носить планомерный и поэтапный характер и включать в себя последовательное проведение следующих достаточно условных этапов. 

На первом этапе должно быть осуществлено уточнение и конкретизация инструментария, критериев и показателей сформированности имиджа руководителя.

На втором этапе, с учетом уточненных критериев и показателей оценки имиджа руководителя, двумя батареями тестов проводится обследование рядовых сотрудников и руководителей трудовых коллективов. Это позволит исследовать, а затем создать типологию существующих в настоящее время имиджей руководителей, а так же выявить условия и факторы их сформировавшие. Основу первой батареи тестов, предназначенной для исследования и выявления внешних психологических условий, составят: методика Т. Лири, метод личностного дифференциала, методики А.Я. Анцупова, и М. Рокича. Этими методиками обследуются рядовые сотрудники.

Во вторую батарею тестов, предназначенную для изучения внутренних психологических условий помимо указанных методик,  войдут: методики А.Л. Журавлёва (экспертной оценки личностных качеств руководителя), Р. Кеттела и методика изучения социально–психологических установок. Этими методиками обследуются руководители.

На третьем этапе результаты проведенного исследования позволят выделить для руководителей, совершенствующих свой имидж, рекомендации.

Если руководитель принимает решение о том, что будет проводить работу по совершенствованию своего имиджа самостоятельно, это означает, что он должен выделить составные части процесса создания имиджа, после чего обратиться к специалистам по каждой отдельной составляющей. Вероятно, такой подход может дать максимальный эффект. В процессе выделения составляющего образа важно избежать ошибки чрезмерной детализации. Необходимо помнить о конечной цели и четко представлять себе результат. Только тогда процесс формирования имиджа «по частям» может принести реальную пользу.

Другой важной задачей руководителя, начавшего работу по формированию своего имиджа, является вопрос адекватной оценки существующего положения. Ни один человек по определению не в состоянии оценить себя объективно. Для того чтобы получить необходимую информацию, рекомендуется использовать несколько путей.

В первую очередь человек должен четко сформулировать для себя свою самооценку, т.е. понять, как он представляет сам себя. Несмотря на очевидность этого факта, многие люди, в том числе и руководители, об этом даже не задумываются. Многие из них думают, что у них не хватает времени на подобные занятия. Однако, если руководитель решил изменить свой имидж, он должен оценить, что именно он хочет изменить, какие сильные и слабые стороны он имеет на момент принятия этого решения. Естественно, такая оценка будет субъективной, но иной она и не может быть. Самооценку рекомендуется оформить в письменном виде, так как мнение человека о себе может быть довольно расплывчатым, а письменная форма изложения требует использования конкретных слов. Мы применим табличную форму, следующего содержания:

Следующим этапом является конструктивное использование критики. Для того, чтобы обратиться к другим с просьбой высказать критические замечания, требуется некоторое мужество. Многие предпочитают не травмировать себя подобной процедурой. Однако она необходима для достижения конечной цели. Желательно найти для этой цели людей, которые искренне заинтересованы. Следует объяснить им желание изменить какой-либо аспект самопрезентации и попросить помощи и совета. Также следует попросить «помощника» быть конкретным и обстоятельным.

Стоит обратить внимание на комплименты в свой адрес. Некоторые комплименты заставляют усомниться в искренности мотивов. Наиболее эффективными оказываются те комплименты, с которыми человек внутренне согласен, и которые получают подтверждение из других источников.

Обычно критические замечания из вторых рук типа «говорят, что…» не бывают конструктивными. Анализируя такие замечания, следует понять, какие мотивы стоят за ними, и стоит ли их принимать во внимание. Однако в отдельных случаях и на такие замечания стоит обратить внимание.

Руководитель может провести анкетирование среди своих сотрудников. Анкета не должна быть прямо посвящена его имиджу. Вопросы должны быть осторожно сформулированы для того, чтобы подчиненные отвечали искренне. Можно разместить вопросы, посвященные отношению к личности руководителя и методам руководства, среди других, например, посвященных улучшению качества продукции. При составлении анкеты также желательно воспользоваться помощью специалиста. Руководитель не может использовать ее самостоятельно, так как в этом случае ответы будут далеки от действительности (особенно, если это руководитель высшего уровня).

Таким образом, руководитель должен определить для себя цель создания или формирования имиджа, а при возможности и конечный результат («идеальный имидж») и исходную базу формирования, т.е. образ, имеющийся в настоящий момент. После этого процесс создания имиджа разбивается на составные части, и определяются способы достижения цели и его примерные сроки по каждой из составляющих.

Особое значение в процессе создания, формирования имиджа имеет планирование. Значение планирования в жизни любого человека, стремящегося к достижению успеха, подчеркивается в работах практически всех авторов. Без рационально составленного плана достижение любой конечной цели, в том числе и желаемого имиджа, практически невозможно. Рекомендуется даже выделять определенное время, например, несколько часов в определенный день недели, только для организации процесса планирования. Такой подход существенно экономит время и делает работу более эффективной. Мероприятия по совершенствованию имиджа должны быть включены в план работы наряду с другими делами. В зависимости от поставленной цели этими мероприятиями могут быть действия по совершенствованию внешнего имиджа (например, посещение парикмахера, косметолога, визажиста), либо действия, направленные на улучшение психологической составляющей имиджа (посещение психолога, обучение на курсах, изучение иностранного языка и т.д.). Исчерпывающий список мероприятий составить практически невозможно, действия зависят от поставленной цели. Если какое-либо мероприятие по совершенствованию имиджа планируется исключительно ради престижа (потому что так делают все), оно не будет способствовать достижению желаемого результата. Любое действие, предпринимаемое руководителем (человеком, без сомнения, занятым), должно служить определенной цели и выполняться абсолютно сознательно.

Формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны. Понимание особенностей личности может помочь понять причины существования создавшегося, исходного имиджа. Знание собственных достоинств и недостатков (для выполнения какой-либо работы, так как практически не существует достоинств и недостатков «вообще», за исключением соблюдения норм морали) является значительным преимуществом каждого руководителя. Это знание является залогом правильного применения достоинств и избежания ситуаций, связанных с проявлением недостатков. Уже только это знание может способствовать улучшению впечатления, производимого руководителем на окружающих, которое, собственно, и является имиджем. С другой стороны, знание психологии позволяет руководителю правильно оценивать действия подчиненных и формировать их отношение к себе.

Рекомендации по формированию собственного имиджа:

1.Будь всегда опрятной! Уделяй особое внимание уходу за своей кожей, волосами, ногтями. Самый удачный костюм потеряет привлекательность, если причёска похожа на воронье гнездо, а ногти разной длины и лак на них местами стёрся! Обувь не должна быть грязной и стоптаной. Каблуки должны быть в порядке.

2.Одежда должна соответствовать возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года! Например, крайне нелепо смотрятся шлёпанцы на тёплые колготки в октябре! Не давай ни малейшего повода кому-либо обсуждать свою одежду, как вызывающе небрежную, так и черезчур изысканную.

3: Следи за речью! Ни в коем случае не пользуйся сленгом типа: "Господи, ты, Боже мой!", "Чё?" и т.д. Выбирай выражения!

4: Будь общительна и доброжелательна. Но не забывай о необходимой дистанции, не позволяй называть себя фамильярно "Константиновна" и т.д. Это не прибавит авторитета, а имидж сильно пострадает.

5: Самосовершенствуйся! Мы должны идти в ногу со временем. Не бойся учиться! Чаще вспоминай пословицу: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Будь в курсе событий, овладевай новыми технологиями!

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что правильно подобранный имидж позволит руководителю проявить свою индивидуальность, поможет одержать победу над своими страхами, почувствовать свои силы и увлечь за собой сотрудников учреждения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование имиджа дошкольной образовательной организации

Дшкольная образовательная организация сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В ...

Семинар для заведующих, заместителей заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций «За здоровьем – в детский сад».

Цель: популяризация опыта работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.Задачи: Познакомить участников семинара с опытом работы учреждения с системой работы по сохранению и...

Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»

В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская...

Персонально-деловой имидж заведующего дошкольной образовательной организацией

Имидж руководителя - это совокупность определённых качеств, которые люди ассоциируют с определённой индивидуальностью личности.Выделяют следующие составляющие имиджа руководителя образовательного учре...

Деловая игра "Имидж педагога дошкольной образовательной организации"

Деловая игра с воспитателями и специалистами дошкольного отделения. Данная методическая разработка может быть использована для ознакомления педагогов с имиджелогией. Повышения их педагогической грамот...

Презентация "Имидж педагога дошкольной образовательной организации"

Презентация для проведения деловой игры " Имидж педагога дошкольной образовательной организации"...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...