Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»
методическая разработка
В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Французская мастерская | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»
(работа в группах постоянного состава).
Цель:
Ознакомление педагогов учреждения с нормативно-правовым документом профессиональным стандартом педагога, через использование интерактивной формы.
Задачи:
- Создание оптимальных комфортных условий для внутрикорпоративного обучения педагогов.
- Активизация познавательной и творческой деятельности педагогов в процессе групповой работы.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах изучения нормативных документов.
- Формирование имиджа педагога современной дошкольной образовательной организации.
Организация среды:
- схема Профессионального стандарта (на доске);
- содержание трудовых функций профессионального стандарта (на самоклеящейся бумаге для принтеров):
- 3.1.1. Трудовая функция. Общепедагогическая функция. Обучение.
- 3.1.2. Трудовая функция. Воспитательная деятельность.
- 3.1.3. Трудовая функция. Развивающая деятельность.
- 3.2.1.Трудовая функция. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
- Листы (формат А-4) с изображением чашки кофе в левом нижнем углу (символ «Мысли») разных цветов – желтого, зеленого, красного;
- листы бумаги (формат А-3, А-2 или ватман), фломастеры, маркеры, карандаши, ручки, клеящие карандаши, ножницы, стикеры;
- журналы мод или вырезки из журналов мод с изображением одежды, людей;
- магнитофон;
- аудиозапись (увертюра из к/ф «Женитьба Бальзаминова»);
- модели педагогического мастерства (авторы А.Н.Зязюн, Н.В.Кухарев, И.А.Колесникова);
- анкета «Шкала рефлексии» (по количеству участников).
- 4 стола со стульями (для подгрупповой работы);
- мольберт (доска) с заголовком «Имидж педагога», маркеры;
Участники: Ведущий мастерской, ассистент – 2 человека, педагоги (4 подгруппы)
I часть
Индуктор (панель) – имидж педагога. На мольберте надпись – «ИМИДЖ ПЕДАГОГА»
Звучит музыка (например, увертюра из к/ф «Женитьба Бальзаминова»).
В зал входит педагог в нелепой одежде, в тапочках, со смешной прической, не соответствующей стилю мероприятия, с чашкой ароматного кофе в руках. Под музыку он проходит по залу между педагогами и садится на стул в центре зала и говорит:
По журналам заграничным выбирала я фасон,
И в наряде необычно я смотрюсь со всех сторон.
От ушей до пальцев ног, ясно всем – Я ПЕДАГОГ.
Звучит музыка. Педагог уходит.
Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим об имидже педагога, воспитателя.
Предлагаю Вам назвать ассоциации, связанные со словосочетанием «Имидж педагога»
(педагоги называют ассоциации, ассистент ведущего записывает на мольберте).
Ведущий: Итак, с чего же начинается «Имидж педагога»? Как театр начинается с вешалки, так и каждого человека мы воспринимаем по одежке, по внешнему виду.
Социоконструкция Деятельность в малых группах
Ведущий: Предлагаю Вам обсудить в группе, каким должен быть внешний вид, стиль современного педагога и создать его образ (портрет) на листах бумаги с помощью предложенного материала. Необходимо будет представить свою модель, сопровождая прозой или небольшим стихотворением.
(ассистент ведущего раздает листы бумаги А-3, вырезки из журналов мод, журналы мод, ножницы, фломастеры, маркеры, клеящие карандаши).
Выберите человека, который в течение работы мастерской будет презентовать (представлять) работу группы коллегам.
Социализация. Представление результатов работы малой группы участника мастерской.
Представитель каждой группы по очереди выходит и представляет «портрет» педагога коллегам.
Вывод: внешний вид и одежда педагога должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер. Виды одежды: повседневная, праздничная, спортивная.
Ведущий: Вы только что создали портрет современного педагога.
Давайте вспомним детскую песенку из м/ф «Точка, точка, запятая».
Что увидят эти точки, что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его,
Как он будет жить на свете, мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали - только и всего?
Чего же не хватает нашему «нарисованному педагогу»?
Давайте его «оживим» и подарим ему лучшие качества, необходимые педагогу, чтобы принять на работу и допустить к детям?
Мозговой штурм. Ответы педагогов: …образование, любовь к детям, к своей профессии, творчество, и др.
Ведущий: Все что вы перечислили можно уместить в одно понятие – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
II часть
Самоконструкция. Самостоятельная работа участников мастерской.
Ведущий: Напишите каждый на своем листочке человеческие и профессиональные качества, которые Вы вкладываете в понятие «Педагогическое мастерство».
Социоконструкция. Деятельность в малых группах.
Ведущий: Предлагаю Вам в группе обменяться мнением по вопросу «Что такое педагогическое мастерство» и попробовать составить МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА. (Ассистент раздает листы бумаги формата А-3)
(Если педагоги затрудняются, предложить модели разных авторов).
Социализация. Представление результатов работы малой группы всем участникам.
Представитель каждой группы по очереди выходит и представляет модель педагогического мастерства.
Ведущий: Мне хочется обратить внимание на «Педагогический такт» как составляющую «Педагогического мастерства» (или другие составляющие педагогического мастерства, актуальные для конкретной образовательной организации).
Педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении с воспитанниками. Характеризуя работу учителя. К.Д.Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное - постоянная разумная деятельность».
Ведущий: предлагаю составить всем вместе МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА, актуальную для нашего педагогического коллектива.
Во всех моделях, которые Вы представили (обращает внимание на модели педагогического мастерства, созданные группами) отражены:
(ассистент выставляет на мольберт компоненты модели, о которых говорит ведущий).
- Любовь к детям, доброта, толерантность, принятие детей и т.д. Все эти слова определяют: Гуманистическую направленность личности. Она включает: Ценностные ориентации. Идеалы. Интересы.
- Образование, профессионализм, знание нормативных документов, компетентность. Предлагаю эту составляющую модели назвать: Профессиональные знания. Она включает: Знание предмета. Знание методики. Знание педагогики, психологии.
- Творчество, юмор, коммуникативность, актерские способности, эмоциональность, педагогический такт. Предлагаю эту составляющую модели назвать: Педагогические способности. Она включает: Коммуникативность. Перцептивные способности. Динамизм. Эмоциональная устойчивость. Оптимистическое прогнозирование. Креативность.
- Уравновешенность, чистая грамотная речь, умение найти индивидуальный подход, умение подать материал, умение общаться с ребенком «глаза в глаза». Предлагаю эту составляющую модели назвать: Педагогические техники. Умение управлять собой: Владение телом (осанка). Эмоциональное состояние. Техника речи (голос, дикция). Умение взаимодействовать: Организаторские способности. Владение техникой контактного взаимодействия.
(В данном примере использована модель автора И.А.Зязюна. Если есть дополнительные предложения, модель можно дополнить предложениями участников мастерской)
Вывод: педагогическое мастерство – высший уровень квалификации педагога!
III часть.
Ведущий: Эта часть мастерской посвящена нормативному документу «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. Предлагаю познакомиться со схемой, отражающей стандарт.
(Комментарий к схеме)
Профессиональный стандарт педагога выделяет в его деятельности две обобщенные трудовые функции:
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
Педагог должен уметь управлять образовательной деятельностью обучающихся и обладать способностью к реализации одной из основных образовательных программ.
Первая обобщенная трудовая функция состоит из трех общепедагогических функций:
- Общепедагогическая функция. Обучение.
- Воспитательная деятельность.
- Развивающая деятельности.
В свою очередь каждая из общепедагогических функций регламентирует деятельность специалиста в трудовых действиях, необходимых умениях, необходимых знаниях.
Трудовые функции определяют широту полномочий и ответственность специалиста; их выполнение является допуском в профессиональную деятельность. Необходимые умения раскрывают возможности эффективной работы специалиста, а необходимые знания служат основой для разработки программ подготовки и повышения квалификации педагога.
Вторая обобщенная трудовая функция регламентирует владение специалистом одной из программ также в понятиях трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний.
Социоконструкция. Деятельность в малых группах.
1 вариант.
Каждая группа получает шкалу затруднений (3 листа бумаги с изображенной чашкой кофе «Мысли» зеленого, желтого и красного цвета), текст с содержанием трудовых функций:
- 3.1.1. Трудовая функция. Общепедагогическая функция. Обучение.
- 3.1.2. Трудовая функция. Воспитательная деятельность.
- 3.1.3. Трудовая функция. Развивающая деятельность.
- 3.2.1.Трудовая функция. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
2 вариант.
Каждая группа получает листок с содержанием одной трудовой функции:
3.2.1.Трудовая функция. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
(Это зависит от степени подготовленности педагогических кадров).
Ведущий: Предлагаю Вам ознакомиться с трудовыми функциями, проанализировать их и заполнить своеобразную шкалу затруднений:
- Трудовые функции, которые вы готовы выполнить - наклеить на зеленый лист.
- Трудовые функции, которые вы готовы выполнить частично - наклеить на желтый лист.
- Трудовые функции, которые вызывают вопросы и затруднения - наклеить на красный лист.
Социализация. Представление результатов работы малой группы участниками мастерской. Представитель от группы озвучивает трудовые функции и помещает на доске (красные листы (затруднения) размещаются на верхнем уровне).
Ведущий:
Зачитывает Трудовые функции, которые вызывают вопросы и затруднения (красный лист).
Вывод: Все Трудовые функции, которые вызывают вопросы и затруднения, будут включены в план действий «дорожную карту» по введению Профессионального стандарта.
Вывод по мастерской:
Ведущий: Итак, сегодня мы:
- Рисовали портрет современного педагога.
- Создавали модель педагогического мастерства.
- Знакомились с нормативным документом «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
- Познакомились с технологией Французских мастерских.
Рефлексия
Ведущий: Предлагаю отметить на шкале
- степень удовлетворенности такой формой ознакомления с нормативными документами, как Французская мастерская
- уровень Вашей активности на Французской мастерской.
Пример шкалы рефлексии.
Насколько Вы удовлетворены такой формой ознакомления с нормативными документами, как Французская мастерская (Отметьте на шкале)
Отметьте уровень Вашей активности на Французской мастерской
Собрать анкеты.
Ведущий: Предлагаю поделиться впечатлениями о том, что понравилось, что запомнилось?
Высказывания участников мастерской (по желанию).
После окончания мастерской педагог-психолог обрабатывает анкеты обратной связи (шкала рефлексии).
Список литературы.
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
- Роль профессионального стандарта педагога в эффективной реализации ФГОС. В.Н.Виноградов. Материалы городской научно-практической конференции «Профессиональное развитие педагога: возможности и перспективы. ГБОУ ДППО ЦПКС Красносельского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр».
- Основы педагогического мастерства./ Под ред.Зязюна И.А. – М:Просвещение,1989. с.85-91; 142-154.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...
Презентация для дошкольной образовательной организации "Профессиональный стандарт педагога"
Презентация для дошкольной образовательной организации "Профессиональный стандарт педагога"...
Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог
Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...
Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...
Консультация на тему: "Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования"
Цель: познакомить коллег с профессиональными компетенциями педагога ДОУ.Задачи:1. Познакомить с понятиями «компетенция», «профессиональная компетенция»;2. Раскрыть основну...
Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...