Педсовет «Проектный метод в ДОУ»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кацар Надежда Борисовна

Сценарий педсовета "Проектный метод в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Проектный метод в ДОУ»

Цель:

- систематизировать знания педагогов по развитию проектно-познавательной деятельности детей;

- совершенствовать педагогическое мастерство;

- повышать методический уровень;

- способствовать творческому уровню.

  1. Вступительное слово.

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т.д.» Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

В таких условиях долг каждого взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанника.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования, что несомненно актуализирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальных классах).

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

Основной является проблема, при работе с которой необходимо следующее:

  • Иметь несколько вариантов решения (принцип необходимого разнообразия)
  • Строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались, модернизировались.
  • Целесообразно браться за такие проекты, для которых уровень квалификации, опыт педагога превышает необходимый уровень, или быть готовым «добирать» в процессе решения проблемы.
  • Строить модели, проекты таким образом, чтобы легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям.

Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнерами.

2.Способы разработки проектов:

  • Системная паутинка по проекту
  • «Модель трёх вопросов»
  • Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
  • Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Таблица «Системная паутинка разработки проекта»

Познание

ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы:

Чтение художественной литературы

ведущая деятельность - чтение, формы:

Коммуникация

ведущая деятельность - коммуникативная, формы:

Социализация

ведущая деятельность - игровая, формы:

Труд

ведущая деятельность - трудовая, формы:

Безопасность

интеграция разных видов деятельности, формы:

Здоровье

интеграция разных видов деятельности, формы:

Физическая культура

ведущая деятельность - двигательная, формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами

формы:

Художественное творчество

ведущая деятельность - продуктивная, формы:

Музыка

ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы:

Режимные моменты

интеграция разных видов деятельности, формы:

- Рассмотрим «Модель трёх вопросов»


ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. Е. средства

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать?

• Как узнаем об этом?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о …?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

Оформление паспорта проекта

Проблема

Цель

Название проекта

Тип проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

Результат

Форма презентации

Ожидаемые результаты

Можно придумать символы - сбора информации в картинках.

Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

  • Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности)
  • Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей – результатов)
  • Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы)
  • Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно)
  • Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера)
  • Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта)

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Метод активации правого полушария

Ментальные карты

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

"Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!"

1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом)

2. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку)

3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь)

4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой)

5. На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками)

6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны)

7. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны)

8. Вселенная мне улыбается, и все у меня получается! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)

ТЕСТ

«Проектно-исследовательская деятельность»

Ф.И.О. педагога

1. Что такое педагогическое проектирование?

  • дань моде;
  • догма профессиональной деятельности;
  • вид педагогической деятельности.

2. Кто является основоположником проектного метода?

  • американский педагог демократ  Джон Дьюи;
  • великий русский педагог К. Д. Ушинский;
  • Французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».

3. Что такое гипотеза?

  • короткая аннотация проекта;
  • опасение педагога о неудачной реализации проекта;
  • предположение, требующее объяснения и подтверждения.
  1. Какое содержание педагогической деятельности не является  характерным для практического (исследовательского) этапа?
  • реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
  • выдвижение гипотезы;
  • открытый показ деятельности по теме проекта.

5. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

  • репродуктивный;
  • поисковый;
  • творческий.

6. Презентуя проект, педагог должен:

  • показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
  • проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам.
  • привлечь внимание слушателей  и нацелить коллег на непременное использование  презентуемого проекта в практике их работы.

Презентация.

Практическая часть

- Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод «Мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта определите сами.

Домашнее задание «Презентация проекта»

Обсуждение и принятие проекта решения.

1) Совершенствовать использование проектировочных умений, способствующих разработке программы, планов, подбору средств решения проектировочных задач в воспитательно- образовательной работе с детьми и родителями.

2) Активизировать деятельность педагогов по оптимизации детско- родительских отношений: создать библиотеку познавательной и художественной литературы для детей дошкольного возраста; подобрать практические материалы для родителей по проблеме «Подготовка самостоятельных творческих работ родителей и детей»

3) Включить в годовой план проведение презентаций семейных проектов.

- Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Оформление паспорта проекта

Проблема

Цель

Название проекта

Тип проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

Результат

Форма презентации

Ожидаемые результаты

ТЕСТ

«Проектно-исследовательская деятельность»

Ф.И.О. педагога

1. Что такое педагогическое проектирование?

  • дань моде;
  • догма профессиональной деятельности;
  • вид педагогической деятельности.

2. Кто является основоположником проектного метода?

  • американский педагог демократ  Джон Дьюи;
  • великий русский педагог К. Д. Ушинский;
  • Французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».

3. Что такое гипотеза?

  • короткая аннотация проекта;
  • опасение педагога о неудачной реализации проекта;
  • предположение, требующее объяснения и подтверждения.
  1. Какое содержание педагогической деятельности не является  характерным для практического (исследовательского) этапа?
  • реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
  • выдвижение гипотезы;
  • открытый показ деятельности по теме проекта.

5. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

  • репродуктивный;
  • поисковый;
  • творческий.

6. Презентуя проект, педагог должен:

  • показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
  • проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам.
  • привлечь внимание слушателей  и нацелить коллег на непременное использование  презентуемого проекта в практике их работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Презентация для педсовета тема "Проектный метод в деятельности ДОУ"

Презентация для педсовета тема "Проектный метод в деятельности ДОУ"Проектный метод – это верный путь обновления педагогического процесса....

Педсовет "Кто хочет стать знатоком проектного метода"

Педсовет проходит в форме импровизированной игры с целью обеспечения  условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологией проектирования через инте...

Выступление на педсовете на тему: «Проектный метод обучения».

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоя...

Выступление на педсовете. Доклад "Развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектный метод"

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают взрослые. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информ...

Выступление на педсовете ДОУ «Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»

laquo;Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»«Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»...

Всероссийский конкурс для педагогов «Доклад на педсовете «Работа с проектным методом» обмен опытом

Всероссийский конкурс для педагогов «Доклад на педсовете «Работа с проектным методом» обмен опытом...