Выступление на педсовете. Доклад "Развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектный метод"
материал на тему
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают взрослые. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и целенаправленно искать ее. Для реалтзации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких является проектный метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_3._vystuplenie_na_seminare.docx | 82.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76 «Капелька»
Доклад
«Развитие познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через проектный метод»
Подготовила:
Прокофьева Т.Н.
Cургут-2014
Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через проектный метод.
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов действи -
тельности он располагает в своем опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность».
Л.С. Выготский
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать ее. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких – является проектный метод. Основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Чем заинтересовал нас метод проектов? Прежде всего тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и может использоваться в любой возрастной группе детского сада, начиная с младшего возраста. Суть личностно – ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.
Начиная с младшего возраста мы стали внедрять в практику данную технологию по теме «Опытно – исследовательская деятельность дошкольников с использованием проектного метода».
Уже несколько лет слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада. Чем заинтересовал нас метод проектов? Прежде всего тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Так в первой младшей группе мы работали по проекту «Песок», «Вода». Во второй младшей группе интересным получился проект «Посадил дед редьку», где мы развивали сюжет старой сказки на новый лад. С помощью посадки растений, наблюдением за ростом и развитием, изучая и исследуя, что для этого необходимо.
Алгоритмы действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования:
- Ставим перед собой цель, выбираем тему, исходя из интересов и потребностей детей.
- Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначаем цель).
- Намечаем план движения к цели (поддерживая интересы детей).
- Собираем информацию, материал совместно с родителями и детьми.
- Осуществляем проект через все виды деятельности детей.
- Даем домашнее задание родителям и детям.
- Организуем презентацию проекта (праздники, развлечения, открытые просмотры, акции. КВН); составление книг, альбомы и т.п.
- Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.
Цель этой работы: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через проектный метод.
Задачи:
- Развивать у детей предпосылки диалектного мышления
- Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
- Воспитывать гуманный, эмоционально положительный опыт, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.
- Способствовать формированию эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей природе.
Сущность метода проектирования.
Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это - детская самодеятельность, это - конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе, в цепи, развивающей личность.
Под проектом понимается самостоятельная и завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно – поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество. Умение планировать, работать в коллективе.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды, практические полезные дела.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем и среднем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- способность к пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | 1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.) 2. Вводит игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
III этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8.направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
IV этап | 9. Подготовка к презентации. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Для обеспечения системы работы по данному направлению был разработан план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, , штативы и т.п.), различные коллекции (семян, камней, ракушек, растений и т.д.); тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии), модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, дидактические игры.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. С этой целью были проведены родительские собрания на тему: «Экология и мы», презентация центра экспериментирования. Консультации для родителей: «Опыты в домашних условиях», «Занимательные опыты», «Воспитываем личным примером».
Мы надеемся, что родители наших воспитанников будут пополнять оборудованием и материалами центр исследовательской деятельности, и это будет способствовать удовлетворению познавательных интересов детей.
В течении учебного года с детьми, по данному направлению, регулярно проводятся беседы, наблюдения, составление описательных рассказов, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание картин, рисование, аппликация и т.п.
Совместно с детьми и родителями педагогами нашего МО создавались проекты: «Волшебница вода», «Волшебная кисточка», «Из чего сделан хлеб», « Огород на окне», «Песок», «Семена», «Что нужно растениям», «Где можно обнаружить воздух», «Зачем нужна вода» и др. Часть этих проектов разработаны педагогами нашего методического объединения, некоторые мы находили в интернете, в журналах «Дошкольное воспитание», Дошкольная педагогика» и других методических изданиях.
Во время работы над проектами дети узнали много нового и удивительного: о агрегатных состояниях воды, смене дня и ночи, смене времен года, о том, что нужно для роста растений, научились различать некоторые семена и проращивать их.
Выводы:
Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к дальнейшему обучению.
Особую педагогическую значимость проектного метода мы видим в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»
Педагогический совет по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей, повышения их методического уровеня, способствования их творческому поиску....
Программа саморазвития на 2016-2017 гг. по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из н...
Педсовет "«Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»
laquo;Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность» Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство восп...
Выступление на педсовете с отчётом творческой группы "Формирование ранней профориентации через проектную деятельность"
ВЫСТУПЛЕНИЕ« РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫПО ФОРМИРОВАНИЮ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»«ПРОФЕССИИ НАШЕГО ГОРОДА» 2019-2020;«ЧЕЛОВЕК ТВОРЕЦ» 20...
Сообщение на педагогическом совете «Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»
Сообщение на педагогическом совете«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»...
Проект «Мир путешествий» Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через проектную деятельность
Проект «Мир путешествий»Направление: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через проектную деятельностьЦелевая аудитория: подготовительная к школе группа 6-7 лет...