Всероссийский конкурс для педагогов «Доклад на педсовете «Работа с проектным методом» обмен опытом
статья
Всероссийский конкурс для педагогов «Доклад на педсовете «Работа с проектным методом» обмен опытом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_proektnym_metodom_vystuplenie.docx (32.05 КБ) | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево
муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан
Внедрение передового опыта:
выступление на педсовете
«Работа
с проектным методом»
Выступила воспитатель
Аллаярова Гульсина Ульфатона
2016
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучными чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Что такое проект?
Следует знать, что сам термин “проект” было позаимствовано из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении? В этом случае “проект” – это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками.
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется преподавателем.
Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.
Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт»… Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время.
Алгоритм составления проекта.
Схема этапов разработки и проведения проекта
1. | Ставим цель, исходя из интересов детей |
2. | Вовлекаем детей в решение проблемы |
3. | Намечаем план движения к цели |
4. | Обсуждаем план движения к цели |
5. | Обсуждаем план с семьями |
6. | Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада |
7. | Составляем план-схему проекта |
8. | Собираем информацию, материал |
9. | Даем задания детям, родителям |
10. | Поиск материала, изготовление поделок, рисунков, альбомов |
11. | Презентация проекта (открытое занятие) |
12. | Итоги: выступление на педсовете, семинаре, конференции |
При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Этапы работы:
1 этап – накопление знаний (подготовительный)
2 этап – творческий (практический)
3 этап – результат (итоговый)
Схема написания проекта:
Краткая аннотация проекта
Актуальность
Цель проекта
Задачи проекта
Гипотеза
Участники проекта
Формы и методы реализации проекта
Ресурсное обеспечение
Ожидаемые результаты:
- для детей;
- для родителей;
- для педагогов.
План мероприятий по реализации проекта
Бюджет проекта
Итоги проекта
Дальнейшее развитие
Модель реализации проекта
Направление работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
Работа с детьми | Игры-занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные,сюжетно-ролевые игры, экскурсии, продуктивная деятельность, досуги, развлечения и т.д. | |
Работа с родителями | Консультации, помощь в подборе литературы, совместное изготовление атрибутов и т.д. | |
Методическое сопровождение | Организация предметно-развивающей среды, картотеки, подборка литературы, конспекты занятий, консультационный материал для педагогов и родителей и т.д. |
Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он рационально сочетает теоретические знания и технологии, их практическое применение. Проектная деятельность это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно - образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивации: иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.
Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес.
Участие дошкольников в проектах – это один из способов их включения в общественную жизнь, это средство обогащения социального опыта детей, это процесс, в котором активно происходит социальное становление ребенка, формируются социальные качества и навыки, которые развиваются лишь в условиях совместной деятельности. В первую очередь это те качества, которые демонстрируют умение работать в коллективе: доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, соподчинять собственные интересы интересам общего дела, чувство товарищества и дружбы, вежливость. Формируются также общительность, открытость, уверенность в себе, любознательность как основа познавательной активности будущего школьника, креативность, активность и инициатива в самостоятельной деятельности, умение брать ответственность за выбор и принятие решения, анализировать результаты деятельности.
В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности: прогулки, опыты, беседы. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Для работы с семьей использую следующие формы: тематические выставки, фотовыставки, конкурсы, консультации.
В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения (музыкальный, центр, проигрыватель) и информационно-коммуникативные (компьютер, принтер, интернет, цифровой фотоаппарат, мультимедийное оборудование).
В нашей группе работа велась над следующими проектами:
- «Цветы вокруг нас». Цель знакомство детей с разнообразием цветов, их строением , условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека, формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами
-«Книга – лучший друг».Цель: повысить интерес детей к книге, привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей.
-«Неделя русской культуры».Цель: Сохранение, возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду.
- «Цветы на подоконнике». Цель: Создание условий для всестороннего развития младшего дошкольника, его экологическое воспитание через знакомство с жизнью растений
Более подробно хотелось бы остановиться на проекте «Книга – лучший друг».
Актуальность проекта:
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многим исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
Работа по проекту началась с информирования родителей о проекте, составления плана работы с детьми по проекту, по взаимодействии с родителями при реализации проекта. Затем с детьми мы наметили проблему: “Хочу все знать о книге”.
Цель нашего проекта: повысить интерес детей к книге, привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей, воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой.
Задачи:
-развивать коммуникативные умения детей;
-развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение,
-умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
-воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;
-активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности
Реализация проекта проходила в течение двух месяцев.
В нашем книжном уголке была создана выставка произведений самых любимых детских авторов: А.Л.Барто, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака. Г.Юнысовой, обновление книжного уголка.
Тематические выставки: «Сказки про животных»,«Творчество К.И.Чуковского», «Творчество А.Барто», «Творчество Гульфии Юнысовой» .
Уголок регионального компонента
Во Всероссийском конкурсе-смотре книжных уголков «Книжкин дом» заняли 1 место.
Рассказы о прочитанной книге: по выставке «Моя любимая книга».
У каждого ребенка дома есть любимая книга. Мы решили познакомить с ними друг –друга.
Дети знакомились не только с книгами и иллюстрациями, но и с портретами детских писателей и поэтов. По выбору детей мы заново перечитывали знакомые рассказы, стихи и сказки, рассматривали книжные иллюстрации.
Практическое задание: «Полечим книгу».
Сюжетно-ролевые игры: игра «Книжная библиотека», игра «Книжный магазин»,игра «Книжкина больница ».
В процессе знакомства с детскими авторами мы играли в сюжетно-ролевую игру «Библиотека». Дети узнали, что книги можно не только покупать в магазине, но и взять на время и почитать. Познакомились с новыми словами «библиотека», «библиотекарь», «читальный зал», «картотека», «карточка читателя». Все желающие попробовали себя в роли библиотекаря и читателя, познакомились с правилами посещения библиотеки, поведения в читальном зале, поняли необходимость бережного и аккуратного обращения с книгами.
Были проведены беседы: «Почему надо беречь книги», «Беседа об истории создания книги»,
«Кто нам книги написал?».
Дети узнали, что над созданием книги трудится не только автор произведения, но и художник-иллюстратор. Мы рассматривали иллюстрации книг разных поколений.
НОДы: «Берегите книги, дети!», Ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Творчество К.И.Чуковского для детей», «Встреча с детским библиотекарем», Аппликация в старшей группе «Сказочная птица», Национальная литература. «Поэтесса Гульшат Зайнашева».
Дидактические игры
Картотека Дидактических игр «По русским народным сказкам»
Художественное творчество: Аппликация «Сказочная птица», «Разукрась героя сказки»,
рисование «Радуга-дуга»,рисование любимых героев сказок, изготовление закладок для чтения книг.
Оформление родительского уголка.
Для родителей были проведены консультации:
Консультация для родителей. Темы: «Ребенок и книга», «Книга в жизни ребенка»,«Учите детей любить книгу»,«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой», «Волшебный мир книги», «Давайте почитаем».
Рекомендации и советы для родителей: «Рекомендации по приобретению литературы»,
«Семь правил, которые помогут ребенку стать книголюбом».
Был проведен конкурс совместно с родителями «Книжки-малышки», где родители с детьми активно участвовали.
На заключительном этапе создали продукт работы по проекту:
Альбомы:
«Книга – лучший друг» (пословицы, поговорки, загадки о книге), «Берегите книги!»(правила пользования книгой), «Сладкая сказка», «Стихи о книге и чтении»,«Пословицы и поговорки о книгах»,«Афоризмы о книге»,«Поговорки о книге и чтении».
Картотека дидактических игр «По русским народным сказкам»
Изготовление закладок для книг,
Инсценирование сказки «Репка»
Встреча с библиотекарем детской библиотеки
В ходе работы над проектом у детей:
- развивалась поисково-познавательная деятельность :
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- находить разные способы решения проблемных ситуаций.
- развивались способности к созданию задуманного продукта;
- совершенствовался уровень накопленных практических навыков:
- находить нужный материал (в библиотеке, дома и т.д.);
- развивался художественный вкус, навыки дизайна (изготовление закладок);
- активизировалась речь.
- поддерживался интерес детей к деятельности сверстников, дух соревнования;
- воспитывалось бережное отношение к книгам.
Прослеживалось взаимодействие с родителями:
• помощь родителей в поисках нужной информации,
• оформление альбомов – продукта деятельности,
• пополнение групповой библиотеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему: «Проектный метод обучения».
Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоя...
Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ « КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК»
Данный доклад содержит материал, раскрывающий деятельность воспитателя подготовительной группы в рамках региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного во...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...
Сообщение из опыта работы. Применение проектного метода в экологическом образовании детей.
В этом материале говорится об экологическом воспитании и его осществлении через проектную деятельность....
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...
Доклад к педсовету «Задачи, особенности и методы социально-нравственного воспитания».
Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное ...