Всероссийский конкурс для педагогов «Доклад на педсовете «Работа с проектным методом» обмен опытом
статья

Аллаярова Гульсина Ульфатовна

Всероссийский конкурс для педагогов «Доклад на педсовете «Работа с проектным методом» обмен опытом  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_proektnym_metodom_vystuplenie.docx (32.05 КБ)32.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево

 муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

Внедрение передового опыта:

выступление на педсовете

 «Работа

с проектным методом»

                                                      Выступила  воспитатель

                                                             Аллаярова Гульсина Ульфатона

2016

   Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

      Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучными чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

       Что такое проект?   

Следует знать, что сам термин “проект” было позаимствовано из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении? В этом случае “проект” – это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками.

       Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется преподавателем.  

       Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.

       Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт»… Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время.

Алгоритм составления проекта.

Схема этапов разработки и проведения проекта

1.

Ставим цель, исходя из интересов детей

2.

Вовлекаем детей в решение проблемы

3.

Намечаем план движения к цели

4.

Обсуждаем план движения к цели

5.

Обсуждаем план с семьями

6.

Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада

7.

Составляем план-схему проекта

8.

Собираем информацию, материал

9.

Даем задания детям, родителям

10.

Поиск материала, изготовление поделок, рисунков, альбомов

11.

Презентация проекта (открытое занятие)

12.

Итоги: выступление на педсовете, семинаре, конференции

 

       При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Этапы работы:

1 этап – накопление знаний (подготовительный)

2 этап – творческий (практический)

3 этап – результат (итоговый)

Схема написания проекта:

Краткая аннотация проекта

Актуальность

Цель проекта

Задачи проекта

Гипотеза

Участники проекта

Формы и методы реализации проекта

Ресурсное обеспечение

Ожидаемые результаты:

- для детей;

- для родителей;

- для педагогов.

План мероприятий по реализации проекта

Бюджет проекта

Итоги проекта

Дальнейшее развитие

Модель реализации проекта

Направление работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Работа с детьми

Игры-занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные,сюжетно-ролевые игры, экскурсии, продуктивная деятельность, досуги, развлечения и т.д.

Работа с родителями

Консультации, помощь в подборе литературы, совместное изготовление атрибутов и т.д.

Методическое сопровождение

Организация предметно-развивающей среды, картотеки, подборка литературы, конспекты занятий, консультационный материал для педагогов и родителей и т.д.

       Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он рационально сочетает теоретические знания и технологии, их практическое применение. Проектная деятельность это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно - образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивации: иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.

        Особенностью проектной деятельности  дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.
       Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует  интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный  интерес.
       Участие дошкольников в  проектах  – это один из способов их включения в общественную жизнь, это средство обогащения социального опыта детей, это процесс, в котором активно происходит социальное становление ребенка, формируются социальные качества и навыки, которые развиваются лишь в условиях совместной деятельности. В первую очередь это те качества, которые демонстрируют умение работать в коллективе: доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, соподчинять собственные интересы интересам общего дела, чувство товарищества и дружбы, вежливость. Формируются также общительность, открытость, уверенность в себе, любознательность как основа познавательной активности будущего школьника, креативность, активность и инициатива в самостоятельной деятельности, умение брать ответственность за выбор и принятие решения, анализировать результаты деятельности.

         В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности: прогулки, опыты, беседы. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

        Для работы с семьей использую следующие формы: тематические выставки, фотовыставки, конкурсы, консультации.

        В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения (музыкальный, центр, проигрыватель) и информационно-коммуникативные (компьютер, принтер, интернет, цифровой фотоаппарат, мультимедийное оборудование).

       В нашей группе работа велась над следующими проектами:

- «Цветы вокруг нас». Цель знакомство детей с разнообразием цветов, их строением , условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека, формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами

-«Книга – лучший друг».Цель: повысить интерес детей к книге, привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей.

-«Неделя русской культуры».Цель: Сохранение, возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду.

- «Цветы на подоконнике». Цель: Создание условий для всестороннего развития младшего дошкольника, его экологическое воспитание через знакомство с жизнью растений

      Более подробно хотелось бы остановиться на проекте «Книга – лучший друг».

Актуальность проекта:

      Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многим исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

      Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.

       С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

       Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

       Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.

       Работа по проекту началась с информирования родителей о проекте,  составления плана работы с детьми по проекту, по  взаимодействии с родителями  при реализации проекта.  Затем с детьми мы наметили проблему: “Хочу все знать о книге”.  

       Цель нашего проекта:   повысить  интерес детей к книге, привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей, воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой.                                                                                     

       Задачи:

-развивать коммуникативные умения детей;

-развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение,

-умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;

-воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;

-активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности

      Реализация проекта проходила в течение двух месяцев.

      В нашем книжном уголке была создана выставка произведений  самых любимых детских авторов: А.Л.Барто, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака. Г.Юнысовой,  обновление книжного уголка.

      Тематические выставки: «Сказки про животных»,«Творчество К.И.Чуковского», «Творчество А.Барто», «Творчество Гульфии Юнысовой» .                  

Уголок регионального компонента        

Во Всероссийском конкурсе-смотре книжных уголков «Книжкин дом» заняли 1 место.

       Рассказы  о прочитанной книге: по выставке «Моя любимая книга».
У каждого ребенка дома есть любимая книга. Мы решили познакомить с ними друг –друга.

       Дети знакомились не только с книгами и иллюстрациями, но и с портретами детских писателей и поэтов. По выбору детей мы заново перечитывали знакомые рассказы, стихи и сказки, рассматривали книжные иллюстрации.

Практическое задание:  «Полечим книгу».

Сюжетно-ролевые игры: игра  «Книжная библиотека», игра «Книжный магазин»,игра «Книжкина больница ».

       В процессе знакомства с детскими авторами мы играли в сюжетно-ролевую игру «Библиотека». Дети узнали, что книги можно не только покупать в магазине, но и взять на время и почитать. Познакомились с новыми словами «библиотека», «библиотекарь», «читальный зал», «картотека», «карточка читателя». Все желающие попробовали себя в роли библиотекаря и читателя, познакомились с правилами посещения библиотеки, поведения в читальном зале, поняли необходимость бережного и аккуратного обращения с книгами.

Были проведены беседы: «Почему надо беречь книги», «Беседа об истории создания книги»,

«Кто нам книги написал?».

     Дети узнали, что над созданием книги трудится не только автор произведения, но и художник-иллюстратор. Мы рассматривали иллюстрации книг разных поколений.

НОДы: «Берегите книги, дети!», Ознакомление с художественной литературой  в старшей группе   «Творчество К.И.Чуковского для детей», «Встреча с детским библиотекарем», Аппликация в старшей группе «Сказочная птица», Национальная литература. «Поэтесса Гульшат Зайнашева».

Дидактические игры

Картотека  Дидактических  игр «По русским народным сказкам»

Художественное творчество: Аппликация «Сказочная птица», «Разукрась героя сказки»,

рисование «Радуга-дуга»,рисование любимых героев сказок, изготовление закладок для чтения  книг.

Оформление родительского уголка.

Для родителей были проведены консультации:
Консультация для родителей. Темы: «Ребенок и книга», «Книга в жизни ребенка»,«Учите детей любить книгу»,«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой», «Волшебный мир книги», «Давайте почитаем».

Рекомендации   и   советы для родителей: «Рекомендации по приобретению литературы»,

«Семь правил, которые помогут  ребенку стать книголюбом».

       Был проведен конкурс совместно с родителями  «Книжки-малышки», где родители с детьми активно участвовали.

На заключительном этапе создали продукт работы по проекту:

Альбомы: 

«Книга – лучший друг» (пословицы, поговорки, загадки о книге),  «Берегите книги!»(правила пользования книгой), «Сладкая сказка», «Стихи о книге и чтении»,«Пословицы и поговорки о книгах»,«Афоризмы о книге»,«Поговорки о книге и чтении».

Картотека дидактических игр «По русским народным сказкам»

Изготовление закладок для книг,

Инсценирование сказки «Репка»

Встреча с библиотекарем  детской библиотеки

В ходе работы над проектом  у детей:
 - развивалась  поисково-познавательная деятельность :
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- находить разные способы решения проблемных ситуаций.
- развивались способности к созданию задуманного продукта;
- совершенствовался уровень накопленных практических навыков:
- находить нужный материал (в библиотеке, дома и т.д.);
- развивался художественный вкус, навыки дизайна (изготовление закладок);
- активизировалась  речь.
- поддерживался  интерес детей к деятельности сверстников,  дух соревнования;
- воспитывалось  бережное отношение к книгам.
Прослеживалось взаимодействие с родителями:
•    помощь родителей в поисках нужной информации,
•    оформление альбомов – продукта деятельности,
•    пополнение групповой библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Проектный метод обучения».

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоя...

Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ « КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК»

Данный доклад содержит материал, раскрывающий деятельность воспитателя подготовительной группы в рамках региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного во...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...

Сообщение из опыта работы. Применение проектного метода в экологическом образовании детей.

В этом материале говорится об экологическом воспитании и  его осществлении  через проектную деятельность....

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...

Доклад к педсовету «Задачи, особенности и методы социально-нравственного воспитания».

Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное ...