Самообразование
учебно-методический материал на тему
работа по повышению компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план самообразования | 22.61 КБ |
план самообразования | 19.3 КБ |
план самообразования | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя первой младшей группы «Сказка» на 2015-16 учебный год.
1.Ф.И.О. - Сурганова Галина Валерьевна
2.Образование – средне - профессиональное,
I квалификационная категория.
3.Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста».
4.Работа начата – 01.09.2015г.
5.Предполагается закончить –01.06.2016г.
6.Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах
внедрения дидактических игр в современные технологии.
7.Задачи:
-Составить план работы по данной теме;
- научить детей различать основные цвета;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
-подготовить картотеку дидактических игр.
8. Изучение специальной методической литературы:
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
2.Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3.Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
4. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.
5. Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»
9. Актуальность выбранной темы.
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
10. Форма самообразования: индивидуальная.
11.План работы по самообразованию
Дата | Форма самообразования | Форма отчета |
Сентябрь-октябрь 2015г | - Изучение научно-методической литературы, | Беседы с родителями Индивидуальный план работы по самообразованию |
Ноябрь-декабрь 2015г | - Изучение опыта педагогов ДОУ
| Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет |
Январь-февраль 2016г | - обзор в СМИ информации по исследуемой теме, подбор материала по темам | Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей». |
Март – апрель 2016г | Изучение и разработка конспектов НОД по сенсорному развитию детей. | Презентация « Сенсорное развитие детей 2-3 лет» |
Май 2016г | Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных способностей | Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей 2-3 лет» |
12.Практический выход:
1. | Изучение методики и технологий педагогов в Интернете | В течение года |
2. | Подбор аудио и видеозаписей песен и мульт- ффильмов. | Сентябрь-декабрь |
3. | Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике. | Сентябрь |
4. | Разработка перспективного плана работы по теме | Ноябрь |
5. | Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми раннего возраста» | Октябрь-Январь |
6. | Проект на свою тему: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» | Февраль |
7. | Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета. | В течение года |
8. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка». | Март |
9. | Дидактическая игра - имитация «Постираем кукле платья» план-конспект во второй младшей группе. | Апрель |
Работа с родителями | ||
1. | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | Январь |
2. | Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком». | Февраль |
3. | Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация») 2.«Использование дидактических игр в жизни детей» | В течение года |
13.Форма отчёта: печатная.
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя
второй группы раннего возраста «Сказка»
на 2016-17 учебный год.
1.Ф.И.О. - Сурганова Галина Валерьевна
2.Образование - средне - профессиональное,
I квалификационная категория.
3.Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
4.Работа начата - 01.09.2016г.
5.Предполагается закончить - 01.06.2017г.
6.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей раннего возраста.
7.Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на развитие дыхания, артикуляционных гимнастик.
4. Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь».
5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ».
Предметно-пространственная среда группы
Центр сенсорно - моторного развития | Матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы; Игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик; Пирамидки, сборные игрушки, Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера, комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы; Набор объемных тел по величине из 3-5 элементов, парные картинки и другие настольно-печатные игры; Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). |
8. Изучение научной и учебно-методической литературы:
1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
7.Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
8.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
9. Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.
10. Форма самообразования: индивидуальная.
11.План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Ожидаемый результат. |
Сентябрь | Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме. | Выбор темы. |
Октябрь | Изучить литературу по данной теме. | Наличие литературы по теме самообразования. |
Ноябрь | Внедрить в работу с детьми. | Разработка и апробирование с детьми авторских дидактических игр |
Декабрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на развитие дыхания, артикуляционных гимнастик. | Повышение профессиональной компетентности. |
Январь | Консультация для родителей по теме: «Значение сенсомоторного развития через дидактические игры для активного развития речи». | Наличие консультативного материала. |
Февраль | Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь». | Наличие консультативного материала. |
Март | Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ». | Наличие консультативного материала. |
Апрель | Организовать с родителями Семинар-практикум по теме. | Повышение уровня педагогических знаний |
Май | Выступление на родительском групповом собрании. | Повышение профессиональной компетентности |
12.Форма отчёта: печатная.
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя младшей группы «Сказка» на 2017-18 учебный год.
1.Ф.И.О. - Сурганова Галина Валерьевна
2.Образование – средне - профессиональное,
I квалификационная категория.
3.Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
4.Работа начата – 01.09.2017г.
5.Предполагается закончить –01.06.2020г.
6. Цель:
- Повышение профессиональной компетентности в развитии мелкой моторики у детей через нетрадиционную технику рисования.
7.Задачи:
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Применить полученные знания в работе с детьми.
- Провести анализ работы по данной теме.
8. Ожидаемые результаты:
- Динамика развития мелкой моторики.
- Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
- Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
9. Изучение специальной методической литературы:
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
- Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
- И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
- «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
10. Актуальность выбранной темы.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).
Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать?, что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.д.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
11. Форма самообразования: индивидуальная.
12.План занятий:
месяц | техника нетрадиционного развития | тема занятия |
сентябрь | рисование пальчиками | Цветные пальчики Ваза в Ягодках Платьице в горошек Разноцветные мячики
|
октябрь | рисование пальчиками | Дождик, дождик пуще... Листья желтые летят Петушок, петушок… Спрячь зайку |
ноябрь | рисование ладошками | Цветные ладошки Цветик-семицветик Ёжик Осьминожки |
декабрь | рисование ватными палочками | Горошины для петушка Идет снег Узор на платочке В лесу родилась елочка
|
январь | тычок | Вот зима кругом Снег идет Цыплятки Бусы для Кати
|
февраль | оттиск (штамп) пенопластом | Мальчик с пальчик Елочки Колокольчик Звездочки |
март | оттиск (штамп) пенопластом | Платье для Катюши |
рисование губкой | Солнышко
| |
рисование трафаретом | Веселые животные | |
рисование по-мокрому | Подводное царство
| |
апрель | рисование смятой бумагой | Березки Домик Ёжик |
монотипия | Бабочка | |
май | набрызг | Звездочки на небе Весенний листочек |
рисование пипеткой | Дождь идет Мухомор
|
13.Практический выход:
№ | Направление работы | Содержание работы | Сроки |
1. | Работа с детьми в группе | — Кружковая работа Выставка детских поделок в нетрадиционных техниках. | 2017-2018гг |
2. | Работа с родителями. | — Родительские собрания по теме "зачем нужно развивать мелкую моторику" — Привлечение родителей для организации выставки | 2017-2018гг |
3. | Работа с педагогами. | — Консультация для педагогов. — Педагогическая мастерская.
| 2017-2018гг |
14.Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...