Мониторинг по программе "От рождения до школы"
методическая разработка на тему
Материал для возрастов от 3-х до 7лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshaya.docx | 33.53 КБ |
srednyaya.docx | 35.12 КБ |
starshaya.docx | 47.62 КБ |
podgotovitelnaya.docx | 65.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Вторая младшая группа
РАЗДЕЛ «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ»
РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
РАЗДЕЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Предварительный просмотр:
Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Средняя группа
РАЗДЕЛ «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
РАЗДЕЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Предварительный просмотр:
Инструментарий к диагностике
по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
старшая группа
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Знания детей о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт |
| 1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, специальные машины). 2. Ребенок рассматривает картинки и сравнивает их. Задания: сравни предметы и назови те, которые облегчают труд человека в быту и создают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.) | 3 балла - ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога. 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций. 1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения |
Знания детей о размере, цвете, форме, «весе», материале, из которого сделан предмет, и умение его описывать | 1. Дидактическая игра «А знаешь ли Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла. 2. Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы». Материал: те же картинки или предметы, что и в п. 1 | 1. Ребенок рассматривает предметы и картинки,
2. Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит. Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет | 3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их. 2 балла - ребенок, отвечая на вопросы задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого. 1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может |
Знания о свойствах и качествах различных материалов | Дидактическая игра «Что из чего?» Материал: предметы разного качества: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические; салфетки бумажные, матерчатые. Или Дидактическая игра «Сравни предметы» | Ребенок держит в руках предметы, рассматривая их. Задания:
и другие | 3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности. 2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности. 1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок |
Знания о профессиях строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности | Дидактическая игра «Угадай профессию». Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д. Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий | Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда. Примерные вопросы беседы:
| 3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда. 2 балла - ребенок перечисляет названия |
Знания о некоторых родах войск | Дидактическая игра «Кому что нужно?» Материал: предметные картинки | Примерные вопросы:
3.Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.? 4. Для чего нужны военные? И другие | 3 балла — ребенок различает рода войск, |
Знания о себе, родном городе; стране | Беседа | Примерные вопросы:
| 3 балла - ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира), может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города. 2 балла - ребенок знает всех родственников, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошибки или затрудняется назвать страну или главный город страны. 1 балл - ребенок знает и называет родственников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну и главный город страны |
Знания о некоторых правилах дорожного движения | Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук». Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход» | Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на в о п р о с ы:
Ребенок рассматривает предметные картинки. - Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора | 3 балла - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения. 2 балла - ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков. 1 балл - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает |
Высокий уровень — 18-21 балл,
средний уровень – 11-17 баллов,
низкий уровень – 7-10 баллов.
Раздел «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Знания о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока) | Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке». Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц. Или Дидактическая игра «Четвертый лишний». Материал: карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей) | 1. Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года. Вопросы:
— Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке. 2. Вопросы:
| 3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц. 2 балла — ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц. 1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных) |
Знания о растениях и способах их размножения | Дидактическая игра «Чьи плоды?» Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка) | 1. Ребенок подбирает к каждому дереву
2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их. Задания: На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.) | 3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения. 2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений. 1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления |
Представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот | Дидактическая игра «Что было бы если..?» Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.) | Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:
| 3 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы. 1 балл - ребенок не имеет представления |
Общая осведомленность о роли человека в природе | Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе | Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу | 3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред, 1 балл - ребенок не проявляет интереса |
Знания о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух) | Дидактическая игра «Что лишнее». Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза) | Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопрос ы: -Как называются эти растения? - Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.) -Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые.) - Береза это... (дерево). | 3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые». 2 балла — ребенок называет правильно 2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). Поясняет, что береза - это дерево. 1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения) |
Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк) | Дидактическая игра «Засели лес». Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк) | Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:
Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)
Что помогает ему выдержать холод?
(Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.) -Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.) - Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.) - Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.) | 3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных. 2 балла - ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все 1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о, повадках диких животных |
Высокий уровень - 16-18 баллов; средний уровень - 10-15 баллов; низкий уровень - 6-9 баллов.
РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:
НАЧАЛО ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
КОНЕЦ ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
Анализ, комментарии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Формирование словаря, связная речь 1 . Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной кар- тине, по набору картинок. 2. Умение сочинять концовки к сказкам. 3. Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать не- большие литературные произведения |
2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан». 3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку | 1. Вопросы по содержанию картинки: -Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники? - Как можно назвать их вместе, одним словом? - Назови членов семьи, изображенных на картинке. - Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает? Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи. 2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки. 3. Ребенок слушает и пересказывает сказку | 3 балла — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью. 2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью. 1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды |
Грамматический строй речи 1 . Умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных. 2. Умение заменять слово другим со сходным значением | 1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» Материал: предметные картинки лимон, яблоко, елка и другие. 2. Игра «Как сказать по-другому?» | Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на в о п р о с ы : Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.) Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.) Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.) Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:
| 3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением. 2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов. 1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам |
Звуковая культура речи Умение определять место звука в слове |
| 1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова. - Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.) Задание: Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м]. Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова | 3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове. 2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок |
Высокий уровень - 8-9 баллов; средний уровень - 5-7 баллов; низкий уровень – 3-4 балла
Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными | 1. Дидактическое упражнение 9 солдатиков, 10 бабочек). 2. Дидактическое упражнение Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.) | 1. Ребенок считает количество предметов в любой группе. Вопросы: - Посчитай солдатиков. Сколько их всего? - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д. 2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п. | 3 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». 2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?». 1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов |
Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов | Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал | Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов. - Сколько всего солдатиков? - Сколько матрешек?
| 3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы). 2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом. 1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может |
Умение сравнивать предметы различной величины | 1. Дидактическая игра «Построй солдат». Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте. 2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки». Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 штук | Вопросы: - Что ты видишь на столе? -Посмотри, все ли солдатики одинаковы? - Чем они отличаются? Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий». | 3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты). 2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания. 1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок |
Знания о форме предметов | Дидактическая игра «Что где лежит?». Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос | Задания: - Рассмотри все геометрические фигуры и картинки. - Какие геометрические фигуры ты видишь? -Чем отличаются круг и овал от других фигур? - Соотнеси картинку с геометрической фигурой. -Разложи фигуры в ряд, под каждой из них | 3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку. 2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами. 1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок |
Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям | Игра «Встань там, где я скажу» | Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:
| 3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям. 1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно |
Знания о днях недели, последовательности частей суток | 1. Дидактическая игра «Наш день». Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д. 2. Дидактическое упражнение | 1. Ребенок рассматривает картинки, изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.) 2. Вопросы:
| 3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели. 1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов |
Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями | Диагностическая игра «Часть и целое». Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов | Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:
- Какие это части? (Первая часть — куклы, вторая часть — мишки, третья — машины.)
- В какой части игрушек меньше? - Что можно сказать об этой части игрушек? Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм | 3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого). 2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях. После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть. 1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями |
Высокий уровень – 18-21 балл; средний уровень- 11-17 баллов; низкий уровень- 7-10 баллов.
Предварительный просмотр:
Инструментарий к диагностике
по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Подготовительная группа
Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Уровень знаний детей о видах транспорта | Дидактическая игра «Транспорт». Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковая машина, мотоцикл, велосипед); подземного (метро); воздушного (вертолет, самолет); водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта | Перед ребенком картинки с различными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транспорта | 3 балла - ребенок различает, называет и правильно раскладывает картинки по всем видам транспорта без ошибок. 2 балла - называет, различает, раскладывает картинки с 2-3 ошибками по видам подземного и воздушного транспорта либо требует дополнительной инструкции. 1 балл - затрудняется в назывании видов транспорта, раскладывает картинки с 5-6 ошибками |
Знания о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту | 1. Дидактическая игра «Умные Предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки. 2. Беседа по вопросам. | 1. Перед ребенком предметные картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий. 2. Перед ребенком сюжетная картинка. Задание: расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Вопрос: Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней | 3 балла - ребенок различает и называет предметы, облегчающие труд человека на производстве, делает обоснованные выводы. Ребенок перечисляет и добавляет предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице. 2 балла - ребенок называет предметы, облегчающие труд людей на производстве, но затрудняется сделать вывод, обосновать выбор того или иного предмета. Перечисляет предметы, создающие комфорт в быту и на улице, затрудняется ответить на дополнительные вопросы. 1 балл – ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает |
Осведомленность о себе, родителях | Беседа по вопросам | Вопросы:
- Как зовут твоих родителей? Назови имя и отчество родителей. - Назови улицу, на которой расположен твой детский сад | 3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок допускает не более 2 ошибок. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы |
Знания о гербе, флаге, Президенте России | Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?». Материал: несколько флагов, гербов. | Ребенок рассматривает флаги и выбирает флаг России. Вопросы: - Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага?
| 3 балла — ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки. 1 балл - ребенок не имеет представления о гербе, флаге, Президенте России |
Знания о свойствах и качествах предметов | Беседа по вопросам. Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.) | Вопросы: - Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.) Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду | 3 балла - знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий. 2 балла - безошибочно называет материалы, из которых сделаны предметы, но дает неполную характеристику свойствам и качествам материалов. 1 балл - называет материал, но не рассказывает ничего о связях между свойствами и качествами предметов |
Знания о дорожных знаках и их назначении |
Материал: запрещающие и разрешающие знаки | 1. Задание: рассмотри знаки и разложи их по группам: 1-я группа - запрещающие знаки; 2-я группа - предупреждающие знаки; 3-я группа - указательные знаки; 4-я группа - знаки сервиса 2. Задание: рассмотри знаки и составь о них короткий рассказ (цвет, форма, назначение) | 3 балла - ребенок различает запрещающие, предупреждающие знаки. Знает значение указательных знаков. Проявляет выраженный интерес к правилам дорожного движения. 2 балла - ребенок хорошо различает запрещающие знаки. Ошибается в обозначении предупреждающих и указательных знаков. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при назывании знаков. Не классифицирует знаки на запрещающие, предупреждающие и указательные. Не проявляет интереса к правилам дорожного движения |
Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре | 1. Дидактическая игра «Одень куклу». Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды).
Материал: картинки с изображением народных праздников и предметов, их символизирующих (Новый год, Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха, день Ивана Купалы, | 1. Задание: Одень куклу в народный костюм. Вопросы:
- Чем украшена одежда? - Почему ты не надел другую одежду? (Это современная одежда.) 2.Вопросы: - Какие русские народные сказки ты знаешь? - Расскажи потешки, которые ты знаешь. - Загадай загадку к этой отгадке. - Какие русские народные пословицы (поговорки) ты знаешь? (Предложить раскрыть смысл названных поговорок.) 3. Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них. Примерные вопросы:
| 3 балла - ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы русского быта. 2 балла - ребенок затрудняется назвать некоторые виды национального костюма, но называет народность и принадлежность костюма. Знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более 3 народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого. 1 балл - ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого. Самостоятельно вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц |
Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах; о героях космоса; школе, библиотеке |
Материал: иллюстрация с изображением библиотеки.
4. Дидактическое упражнение «Космонавтика». Материал: иллюстрации с изображением ракеты, космонавта в скафандре, портреты Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой
Материал: глобус | 1. Задание: рассмотри картинки и собери 2. Посмотри на иллюстрацию и ответь на вопросы: - Как называют человека, работающего в библиотеке? - Что ты можешь рассказать о библиотеке? 3.Задания: -Назови город, в котором ты живешь, какой у него герб? - Покажи фотографию въезда в наш город. -Что ты знаешь о национальностях людей, проживающих в нашем городе? 4. Задание: -Рассмотри иллюстрации и ответь на вопросы: - Как называются люди данной профессии? - Во что одеты космонавты? - Назови первого космонавта. - Назови первую женщину-космонавта. - Какие качества характера должны быть у людей этой профессии? 5.Вопросы и задания: - Что такое глобус? - Покажи на глобусе знакомые тебе континенты. - Назови знакомые тебе расы людей, проживающих на нашей планете | 3 балла — у ребенка сформированы представления о школе, библиотеке, о профессии людей, работающих в них. Ребенок называет город, в котором живет, знает герб города, его достопримечательности, национальности людей, проживающих в городе. Ребенок знает, что такое глобус, называет континенты, некоторые расы, проживающие на Земле. Знаком с профессией космонавта, знает первого космонавта и первую женщину в космосе, называет их экипировку. 2 балла — у ребенка имеются представления о школе, библиотеке. Затрудняется в назывании профессий работающих здесь людей. Ребенок называет родной город, его герб, о достопримечательностях города знает немного. Знает, что такое глобус, затрудняется в назывании континентов и рас, знает первого космонавта и их экипировку. 1 балл — у ребенка имеются знания о школе, школьных принадлежностях. Знания о библиотеке не сформированы. Знает название родного города, затрудняется назвать его достопримечательности. Знает, что такое глобус, называет первого космонавта, знаний о континентах и расах нет |
Высокий уровень — 20-24 балла, средний уровень - 13—19 баллов, низкий уровень - 8-12 баллов.
Раздел «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой | 1. Диагностическое упражнение 2. Дидактическая игра «Знаешь | 1. Задание: рассмотри картинки и составь Цепь 1: ястреб - мышь - зерно. Цепь 2: тигр - косуля - трава. Цепь 3: волк - заяц - кора дерева. Цепь 4: цапля - лягушка - комар. 2. Задание: рассмотри карточки с условными обозначениями правил поведения в лесу и расскажи, что означает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти Примечание. Можно задать уточняющие вопросы:
Что будет, если исчезнут все птицы? | 3 балла — ребенок без затруднений составляет цепь питания, объясняет экологические зависимости; знает правила поведения в лесу; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой. 2 балла - ребенок составляет цепь питания с помощью воспитателя, может объяснить экологические зависимости; хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи уточняющих вопросов. 1 балл — ребенок не имеет представлений об экологических зависимостях, не может составить ни одной цепочки даже при активной помощи взрослого; имеет представления о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам |
Умение ухаживать за растениями в уголке природы | Наблюдения детей во время дежурства. Дидактическая игра «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?» Оборудование уголка: опрыскиватель, палочки для рыхления земли, лейка, тряпочка для протирания пыли и другие | Задания: 1. Рассмотри большие картины и ответь на в о п р о с: - Что изображено на этих картинах? (Луг, поле, сад, лес.) 2. Соотнести маленькие картинки с большими: растения луга помести на картинку с изображением луга и т. д. | 3 балла - безошибочно определяет растения леса, луга, сада, поля. требует дополнительных инструкций и наводящих вопросов |
Представления ребенка о различных природных объектах (воздух, вода, почва). Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе | 1. Беседы о воде, о воздухе, о почве. Материал: фотографии, картинки с изображением различных водоемов (море, океан, озеро, река, пруд, ручей, родник). Картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов); необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха) и т. д. 2. Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе». Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, одуванчика, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цветов | Вопросы: - Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной, озерной? - Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?
2. Задание: рассмотри внимательно картинки. Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе; в голубую рамку - обитателей водоемов, в желтую - тех, кто обитает на земле, и в коричневую - тех, кто живет в земле | 3 балла — ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, безошибочно выполняет задания дидактической игры и устанавливает причинно-следственные связи. 2 балла - отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения. Безошибочно выполняет задание дидактической игры. С помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно-следственные связи. 1 балл - ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей |
Знания о растительности леса, луга, сада, поля | 1. Дидактическая игра «Что где Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, василек, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).
3. Дидактическое упражнение «Что ты знаешь о растениях луга, поля?» | Задания:
| 3 балла - ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ. 2 балла - имеет достаточные знания о растениях леса, сада. Допускает ошибки при определении растений поля и луга. 1 балл — имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту их произрастания |
Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книге | 1. Дидактическая игра «Кто где Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг). Предметные картинки с изображением птиц.
| Задания: 1. Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач, сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля) и распредели их в соответствии со средой обитания. 2. Раздели картинки на две группы, в одной - перелетные птицы; в другой - зимующие птицы. (Скворец, грач, снегирь, воробей, голубь, синица, ласточка, дятел, гусь, ворона, сорока, 3. Перечисли "известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь). Объясни, почему их так называют. 4. Вопросы:
| 3 балла - ребенок хорошо осведомлен о среде обитания птиц, не допускает ошибок при определении зимующих и перелетных птиц. Называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о заповедниках и Красной книге. 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и классификации перелетных и зимующих птиц. Называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о Красной книге. 1 балл - ребенок имеет слабые представления о среде обитания птиц, перелетных и зимующих птицах. Допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий |
Знания о природе родного края |
| Задания:
| 3 балла - ребенок имеет представления природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор. Хорошо знает виды птиц, насекомых области, в том числе тех, которые занесены в число охраняемых. 2 балла - при классификации растений, животных, птиц родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор. Знает не все растения, охраняемые в области. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает |
Высокий уровень — 16-18 баллов, средний уровень - 10—15 баллов, низкий уровень - 6-9 баллов
РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:
НАЧАЛО ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
КОНЕЦ ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
Анализ, комментарии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы | Беседа по вопросам | Вопросы: -Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.)
| 3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы |
Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения | Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака | Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:
Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям | 3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей. 2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски. 1 балл — делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды |
Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия | Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):
тянется вверх;
| Задания:
Примерные вопросы и задания: -Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. -Как называется это растение? - Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали? | 3 балла — ребенок легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. 2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые. 1 балл — ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден |
Умение быть доброжелательным собеседником | Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности | 3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив. 2балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает 1 балл - ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует | |
Знания ребенка о синонимах и антонимах | 1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови» 2. Игра «Скажи наоборот» | Задания: 1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их: а) среди имен существительных: - дом, солдат, боец; , б) среди имен прилагательных: - храбрый, звонкий, смелый; -большой, красивый, огромный; в) среди глаголов: - торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др. 2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот): а) сильный (слабый); высокий (низкий); б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться) | 3 балла — ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово. 2 балла — ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя. 1 балл — ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок |
Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов | Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) | Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:
| 3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов. 2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев. 1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя |
Знания о звуке, слоге, слове, предложении | 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.
| Задание: 1. Из предложенных слов составь предложение. Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения.
Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п. | 3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. 2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге. 1 балл - очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок |
Высокий уровень - 18-21 балл; средний уровень - 11-17 баллов; низкий уровень — 7-10 баллов.
Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки | |
Знания о составе числа первого десятка (из отдельных единиц) | Дидактическое упражнение «Что будет, если...» | Задание: подумай и дай правильный ответ:
| 3 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду. 2 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц), затрудняется при выполнении заданий, касающихся знаний о получении числа путем вычитания единицы из следующего за ним в ряду. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при выполнении заданий | |
Знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=»,«-»,«+». Умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий | Арифметические задачи (2-3). Материал: цифры от 0 до 9, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки | Задания:
| 3 балла - ребенок самостоятельно составляет условия задач с помощью картинок и показывает решения при помощи цифр и знаков. 2 балла - ребенок составляет условия задач с помощью взрослого, правильно считает, но не всегда правильно пользуется знаками (путает значение знаков «+» и «-»). 1 балл - ребенок не может составить условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается в подсчетах, не понимает значения арифметических знаков | |
Знания о месяцах и последовательности дней недели | 1. Дидактическая игра 2. Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц» | Задания: 1. Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует. Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их. 2. Назови, какой сейчас месяц? Как называется первый (второй) месяц весны? | 3 балла - ребенок справляется с заданиями, не делает ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные. 2 балла - ребенок знает последовательность дней недели, затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрами, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц. 1 балл - ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов | |
Умение назы соотносить цифру и количество предметов | Дидактическая игра цифрами 0,3, 5, 8. 10 | Задания:
на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет | 3 балла - ребенок безошибочно считает в прямом и обратном порядке до 10, правильно выполняет задание 2. 1 балл - ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 1.0, допускает более одной ошибки при выполнении задания 2 | |
Умение делить круг, квадрат, на две и четыре равные части | Дидактическая игра «День рождения Винни - Пуха». Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну | Задание: Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на четыре равные части. Подумай и ответь: Часть круга, квадрата больше или меньше целого? | 3 балла - ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на четыре равные части и объясняет, что часть меньше целого. 2 балла - ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части. 1 балл - ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части. Не понимает значение понятий «часть» и «целое» | |
Умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20. Пользоваться порядковыми и количественными числительными | Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал: 15 (18) разных мелких игрушек | Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.
| 3 балла - ребенок не допустил ни одной ошибки. 2 балла - ребенок ошибается в порядковых числительных. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок | |
Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки | Дидактическое упражнение «Дорожки». Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см - условная мерка | Задание: рассмотри дорожки.
| 3 балла - при выполнении задания ребенок самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод. 2 балла - при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно. 1 балл - ребенок не имеет представления о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой | |
Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку | Игра «Волшебная точка». Материалы: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш | Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево | 3 балла - ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки. 2 балла - ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо). 1 балл - ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок |
Высокий уровень - 20-24 балла; средний уровень- 13-19 баллов; низкий уровень- 8-12 баллов.
Раздел «РИСОВАНИЕ»
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение изображать предметы по памяти | Рисование (предметное) «Картинки для наших шкафчиков». Материал: варианты картинок (яблоко, бабочка, воздушный шар, машинка) | Задание: послушай стихотворение Г. Лагздынь. ВОТ КАКОЙ НАШ КОРИДОР В коридорах шкафчики. В них пальто и шарфики, Туфли, шапочки, ботинки, А на шкафчиках картинки: Груша, яблоко, морковка, Ёжик, вишня, ночь, винтовка. Утка, заяц, помидор. Знаю я, зачем картинки: Чтоб не путали ботинки, Туфли, шапочки, пальтишки Тани, Саши и Иришки. Чтобы помнили Алёшки, Где поставили сапожки, Чтоб Серёжка-карапуз Не остался без рейтуз! Вопросы:
- По каким обозначениям узнают свой шкафчик? | 3 балла - владеет основными техническими навыками. Передаёт пропорции, изображение располагает по всему листу. Умеет аккуратно закрашивать. 2 балла - знает способы изображения некоторых предметов, правильно пользуется карандашом, выразительными средствами (линия, форма), неточно соотносит пропорции, размеры частей изображения. Соотносит правильно цвет с предметом. 1 балл - технические навыки освоены очень слабо, без помощи взрослого не приступает к работе |
Умение передавать сюжетные изображения | 1. Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки. Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редакцией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. Или 2. Рисование сюжетное по литературному произведению (по стихотворению Н. Зидорова «Лето»). | 1 Задания: — Отгадай загадку: Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... Дети. Лето. - Скажите, за что мы любим лето? Или задание: послушайте стихотворение Н. Зидорова «Лето» (перевод И. Токмаковой), изобразите летний пейзаж. Вопросы: - Что вы себе представили, когда слушали стихотворение? - Как можно одним словом назвать речку, луг, горы, дождь, радугу в небе? Дети. Природа. - Как называется жанр живописи, изображающий картины природы? Дети. Пейзаж. - Послушайте ещё раз стихотворение и попробуйте нарисовать летний пейзаж. По тропиночке идёт Золотое лето. Переходит речку вброд, Птицей свищет где-то. Ходит-бродит по росе, По цветному лугу, Носит радугу в косе, Заплетённой туго. Встанет, радостно вздохнёт - Ветер встрепенётся. Облакам рукой взмахнёт -Тёплый дождь прольётся. Даже город навестит. Погостит - и ладно. Принесёт туда в горсти Воздух с гор прохладных. Шёпот речки, птичий свист, Лёгкий пух без веса. На асфальте - мокрый лист, Как письмо из леса. Пейзаж Если видишь на картине Поле, речку, лес и луг, Иль заснеженные дали Да с берёзками вокруг, Иль пустынную равнину, Или море, или пляж. Знай: такая вот картина Называется пейзаж! | 3 балла — ребёнок владеет способами графического изображения: - знает и умеет рисовать пейзаж; - передаёт различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое, цветок ниже дерева, взрослый высокий, ребёнок ниже ростом);
-проявляет самостоятельность в выборе -использует разные материалы, аккуратно закрашивает; - доводит работу до логического конца. 2 балла — ребёнок недостаточно владеет способами графического изображения:
- незначительные искажения в передаче
1 балл - не может определять замысел рисунка, рисует охотно, но при активной поддержке и помощи взрослого. Значительные искажения в расположении изображения на всём листе и в передаче формы и частей изображения, не прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа; затрудняется в передаче различий объектов по величине; безразличен к цвету (объекты не разукрашены) |
Знания о народно-прикладном искусстве. Роспись городецкая; полхов-май-данская; гжельская; хохломская; жостовская; мезенская | 1. Дидактическая игра «Узнай узоры». Материал: фрагменты узоров изученных росписей. 2. Творческое задание. Материал: бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки) | Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства. Распиши одну из предложенных форм | 3 балла - знает все шесть видов прикладного искусства. Самостоятельно использует все характерные элементы росписей, правильно подбирает соответствующую цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично. 2 балла - при выполнении 1-го задания допускает 1-2 ошибки в назывании 1-2 декоративных росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи. 1 балл - определяет вид росписи при активной помощи взрослого. В названиях допускает большое количество ошибок. Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей) |
Высокий уровень —8-9 баллов, средний уровень – 5-7 баллов, низкий уровень – 3-4 балла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг детского развития по программе "От рождения до школы"
Предложены диагностические карты по уровню развития интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста....
мониторинг по программе " От рождения до школы" с учётом ФГТ
мониторинг по программе " От рождения до школы" с учётом ФГТ...
Таблицы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы "От рождения до школы"
Разработанные в нашем детском саду таблицы мониторинга включают в себя четыре направления развития дошкольников и раскрыто содержание образовательных областей согласно ПООП "От рождения до школы...
Мониторинг детского развития в ДОУ по программе "От рождения до школы"
Проведение мониторинга детского развития требует обработки результатов и их оформление. Предлагаю педагогам таблицы для отслеживания результатов по количеству детей, в % соотношении - за весь период п...
Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по программе "От рождения до школы"
Вниманию педагогов ДОУ предлагаются таблицы для отслеживания результатов усвоения детьми образовательных областей Программы от 1 года до 4 лет....
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы «От рождения до школы» (подготовительная к школе группа № 2)
Форма организации мониторинга.Воспитателями проводилась диагностика по основным направлениям программы ДОУ:· Физическое развитие;·...