"Развивающая предметно-пространственная среда ФГОС ДО"
статья на тему
Статья для молодых специалистов "Развивающая предметно-пространственная среда ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvivayushchaya_predmetno.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.Развивающая предметно-пространственная среда ФГОС ДО
Старший воспитатель Т.А.Белых
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 72»
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство ДОО оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
‒ игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
‒ двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
‒ эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
‒ возможность самовыражения детей.
Доступность среды предполагает:
‒ доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
‒ свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
‒ исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.
Центры активности:
«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
«Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.
Концепция построения развивающей среды в ДОО
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
организации среды.
7. Принцип открытости – закрытости.
8. Принцип учета половых, возрастных различий детей.
Показатели для оценки качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много
рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других
продуктов создается детьми в течение дня.
Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность,
открытость, желание посещать детский сад.
Оборудование помещений ДОО в соответствии с основными направлениями развития воспитанников.
Основные направления развития наличие специальных помещений, основные пособия и специальное оборудование физического развития.
Физкультурный зал: спортивное оборудование для общеразвивающих упражнений, для формирования у детей основных движений, мат, гимнастическая стенка, спортивный комплекс "Здоровячек"
Групповые спортивные уголки с необходимым спортивным оборудование для двигательной активности детей, для общеразвивающих упражнений, формирования у детей основных движений, подвижных игр, соревнований.
Территория МБДОУ: спортивная площадка, со спортивным комплексом.
Коридорные пролеты: образовательные стендами для области "Физическое развитие",социально-коммуникативное развитие.
Музыкальный зал: музыкальный инструмент взрослый, детский музыкальные инструменты, развивающие игры. оборудование по театрализованной деятельности, оборудование для занятий по хореографии.
Групповые помещения: развивающие пособия и игры, атрибуты, игровые модули, сюжетно-игровое оборудование, оборудование для трудовой деятельности, художественная литература, магнитофон.
Территория МБДОУ: малые архитектурные формы на групповых прогулочных площадках для сюжетно-ролевых игр и др.
Познавательное развитие:
Информационно-методический кабинет: мультимедийная система, подборка видеоматериалов для реализации образовательной области "Познавательное развитие".
Групповые помещения: центры познавательного развития, оборудование для исследовательской и опытнической деятельности детей (мини лаборатории), материал для разного вида конструирования, экологические уголки, дидактические и развивающие игры, игры-головоломки, игры для развития логического мышления, развивающие таблицы
Территория МБДОУ: сад-огород, цветники.
Речевое развитие:
Групповые помещения: настольно-дидактические пособия, плакаты и иллюстрации, разного вида театры, детские библиотечки с подбором детской литературы, дидактических игр с литературоведческим содержанием, по произведениям детских писателей, русских народных сказок, фольклорных произведений и др.
Художественно-эстетическое развитие:
Групповые помещения: центры музыкально-художественного творчества, центры художественно-продуктивной деятельности, театры разных видов (настольный, кукольный, перчаточный, бибабо и другие), магнитофоны, музыкальные инструменты.
Территория МБДОУ: оборудованная площадка для театрализованной деятельности в тѐплое время года, площадка для художественного творчества детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....