статья "Формирование у педагогов ДОУ профессиональных компетенций в сфере познавательного развития дошкольников"
консультация на тему
В статье описаны методы работы с педагогами ДОУ по повышению их профессиональных компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.g.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере познавательного развития воспитанников.
Свечникова Ангелина Григорьевна,
старший воспитатель
МБДОУ ЦРР№5
г.Тула, ул.Бондаренко,25
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, а с другой – повышение требований к дошкольному образованию.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Нормативно-правовая база выдвигает ряд требований к профессиональной компетенции педагога ДОУ:
-умение проектировать и корректировать образовательный процесс исходя из особенностей и интересов воспитанников;
-умение разрабатывать современные психолого-педагогические технологии, основанные на законах развития личности и поведения в реальной среде; -готовность осваивать и внедрять инновации;
-владение информационно-коммуникативными компетенциями.
Следует также отметить такие новые требования к педагогам ДОО, как владение подходами к образованию воспитанников с особыми образовательными потребностями, владение стандартизированными методами диагностики личностных характеристик и возрастных особенностей воспитанников.
Современный специалист ДОО должен быть не только профессионально компетентным, но и находиться в поиске необходимой информации с целью разрешения тех или иных профессиональных проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.
Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду.
Такая работа направлена на включение педагогов в инновационную деятельность и осознание её необходимости;
информирование педагогов о достижениях современной педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения;
создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности.
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции в нашем ДОУ используются различные формы методической работы, направленные на развитие компетентности педагогов:
- обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО.
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- семинары-практикумы. На семинарах предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. В нашем ДОУ прошли семинары «Планирование и организация педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО», семинар «Проектный метод воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста».
- педагогические советы (2016-2017 уч.год):
«Внедрение современных технологий, в том числе ИКТ-технологий в образовательную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО».
-«Социально-коммуникативное развитие личности дошкольника»
Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, круглые столы обеспечивают откровенный обмен мнениями, помогают сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога;
- индивидуальные и групповые консультации с целью оказания методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ:
- «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности»;
- «Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»;
- «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
Для начинающих и малоопытных педагогов в нашем МБДОУ ЦРР№5 организована «Школа молодого педагога» под руководством доктора педагогических наук Орлихиной Н.Е. Для данных педагогов проводятся семинары, консультации и практические занятия.
Проведенные мероприятия повышают профессиональную компетентность педагогов, знакомят с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов, развивают творческие способности;
- проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ. В течение 2016-2017 учебного года провели открытые мероприятие по организации педагогического в условиях введения ФГОС ДО:
- родительское собрание «Игра- путь к познанию» 22.12.2016 г. – воспитатель Неживая И.В.
- тематическое занятие «Твори бодро»- 23.12.2016 г. – воспитатель Сухорукова Л.В.
- тематическое занятие «Зимующие птицы» 18.01.2017 г.- воспитатель Неживая И.В.
- занятие «Волшебная чудо- снежинка» 03.02.2017 г.- воспитатель Пыпина Т.Н.
- занятие «Опытные эксперименты с водой» 08.02.2017 г.- воспитатель Грязнова О.В.
- занятие « Зимующие птицы нашего края» 15.02.2017 г.- воспитатель Харитонова А.В.
- занятие «Грамотные пешеходы» 22.03.2017 г.- воспитатель Сухорукова Л.В.
Педагоги нашего ДОУ прошли курсы повышения квалификации по темам: «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации приоритетных направлений Российского образования», «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализация ФГОС ДО»;
- банк педагогических идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе в ДОУ (ежегодно обобщается и распространяется передовой педагогический опыт работы педагогов);
- организация деятельности Творческой группы. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Педагоги посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Творческой группой составлены рабочие образовательные программы, конспекты непосредственно образовательной деятельности. Созданы электронные образовательные ресурсы: презентации по безопасности дорожного движения, по экологическому воспитанию, проектной деятельности.
- участие педагогов в городских педагогических сообществах и семинарах для выявления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, обмен положительным опытом работы среди педагогов;
- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в городском конкурсе «Профессионал 2013» заняли 3 место (Неживая И.В.);
-участие педагогов в интернет-конкурсах Международного, Всероссийского уровня:
-Международный конкурс «Бережем планету вместе»- Варфоломеева Г.Н. (2 место – проект «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!», Неживая И.В. (1 место- проект «Исследователи зимних чудес»);Свечникова А.Г.(1 место)- проект «Будь природе другом».
- Всероссийский конкурс «Вопросита»- Венева С.А., блиц-олимпиада «Экологическое воспитание в детском саду»- 3 место.
- выставки совместных работ воспитанников и родителей «Выставка кормушек», «Выставка скворечников».
Для проверки профессиональных знаний, умений, навыков педагогической эрудиции у нас ежегодно проходят конкурсы готовности групп к новому учебному году, на лучшее новогоднее оформление групп, зимних построек из снега;
-самообразование педагогов- расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений.
У каждого из педагогов оформлено портфолио, которое постоянно пополняется методическими материалами по теме самообразования, результатами достижений педагога и воспитанников. Наличие такого информационного банка способствует росту интеллектуального потенциала, стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, учит презентации своей работы.
Первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.
Разнообразные формы методической работы обеспечивают индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогают им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, творчески проявить себя в деле.
Таким образом, основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу. Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности.
Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познавательный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с немотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников:
-метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
-метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
-метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
-метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи .
Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...
Консультация для педагогов: Возможности использования полифункциональных игр в познавательном развитии дошкольников
Все педагоги знают, что такое современные образовательные стандарты. Согласно им, предметно-развивающая среда в группе должна быть полифункциональна, легко доступна, содержательно-насыщенна, трансформ...
Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)
С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника»....
План саморазвития старшего воспитателя по теме «Формирование у педагогов дошкольных групп профессиональных компетенций в сфере речевого развития дошкольников с учетом требований ФГОС ДО»
Самообразование старшего воспитателя в ДОУ по повышению уровня профессиональных компетенций в сфере речевого развития дошкольников...
Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Формирование у педагогов ДОУ профессиональных компетенций в сфере познавательного развития дошкольников»
Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Современные подходы в реализации задач познавательного развития детей»...