План саморазвития старшего воспитателя по теме «Формирование у педагогов дошкольных групп профессиональных компетенций в сфере речевого развития дошкольников с учетом требований ФГОС ДО»
методическая разработка
Самообразование старшего воспитателя в ДОУ по повышению уровня профессиональных компетенций в сфере речевого развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samorazvitiyu_lisyanskaya_n.v.docx | 41.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
старшего воспитателя
Лисянской Надежды Васильевны
«Формирование у педагогов дошкольных групп профессиональных компетенций в сфере речевого развития дошкольников с учетом требований ФГОС ДО»
Корлики, 2019
Тема самообразования: «Формирование у педагогов дошкольных групп профессиональных компетенций в сфере речевого развития дошкольников с учетом требований ФГОС ДО»
Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в осуществлении методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров в сфере речевого развития дошкольников с учетом требований ФГОС ДО.
Задачи:
- Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
- Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных групп: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в сфере речевого развития дошкольников.
- Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в речевом развитии дошкольников.
- Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса в сфере речевого развития.
Актуальность темы:
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования.
Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателями дошкольных групп.
Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.
Анализируя опыт педагогов в сфере речевого развития дошкольников можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны. Данный вопрос особенно важен и в связи с тем, что в учреждении отсутствует специалист (логопед, дефектолог), а уровень речевого развития дошкольников с каждым годом снижается. Не потому, что воспитатели не ведут работу с детьми, а потому, что у многих детей с раннего возраста имеются сложные нарушения речи. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста глубоко актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Учитывая все вышеизложенное, считаю необходимым расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в осуществлении методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров по вопросу речевого развития дошкольников с учетом требований ФГОС ДО.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Форма самообразования: Индивидуальная
Срок реализации индивидуального плана повышения профессионального уровня:
2019 - 2022 гг.
Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, РМО, методическая литература, журналы.
Представление материала: транслирование педагогического опыта на районном, региональном уровнях, выступления из опыта работы на педагогических советах, мастер-классы.
Основные этапы работы по теме самообразования
Этапы | Сроки | Содержание деятельности |
Диагностический | 2019-2020 учебный год | Постановка проблемы, проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в сфере речевого развития дошкольников, изучение методической литературы по теме, определение целей и задач работы по выбранной теме. |
Практический | 2020-2021 учебный год | Отбор и анализ материалов по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения. |
Обобщение | 2021-2022 учебный год | Подведение итогов, оформление результатов работы |
Внедрение | Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов дошкольных групп, повышение качества образовательного процесса и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.) |
Предполагаемый результат:
Для старшего воспитателя:
- Расширить знания по данной теме.
- Совершенствовать формы организации методической работы в дошкольных группах для реализации функций органа самоуправления
- Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп, в сфере речевого развития дошкольников, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
- Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников дошкольных групп для повышения уровня оказания образовательных услуг.
Для педагогов:
- Формировать интерес к современным технологиям у воспитателей для повышения уровня качества организации воспитательно-образовательного процесса в сфере речевого развития дошкольников.
- Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.
- Повысить уровень освоения образовательной области «Речевое развитие»
Направления самообразования
- Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
- Систематически проходить обучение на курсах повышения квалификации.
- Продолжить работу по освещению педагогического опыта.
- Посещать семинары разного уровня, РМО, участвовать в обмене опытом.
- Проводить открытые мероприятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
- Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.
- Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.
Психолого-педагогическое:
Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами
Методическое:
Совершенствовать знания современного содержания образовательного процесса в сфере речевого развития дошкольников.
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.
Принимать активное участие в работе РМО
Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.
Формы представления результатов педагогической деятельности: проведение открытых мероприятий, проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников, выпуск буклетов, памяток.
План работы по самообразованию на 2019 – 2022 гг.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Результат |
Определение темы самообразования, планирование системы работы | |||
1 | Разработка плана по самообразованию | 2019г., май-июнь | Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования |
2 | Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения образовательного процесса | 2020г., январь-февраль | Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных материалов по проблеме |
3 | Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов дошкольных групп | Весь период | Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере речевого развития дошкольников. |
4 | Совершенствование использования современных образовательных технологий в образовательном процессе | Подбор современных образовательных технологий в работе с педагогами | |
5 | Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в дошкольных группах | Весь период | Мониторинг педагогических кадров: «Оценка уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в сфере речевого развития дошкольников» |
Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса | |||
1 | Разработка Программы развития Учреждения (уровень дошкольного образования) | 2020 г. | Реализация программы развития |
3 | Разработка методических мероприятий с применением ИКТ | Весь период | Систематизация используемых материалов |
4 | Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров | Систематизация используемых материалов | |
5 | Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов | Участие педагогов в методических мероприятиях | |
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы | |||
1 | Реализация современных образовательных технологий, форм и методов в образовательном процессе | Весь период | Повышение качества образовательного процесса, активности педагогов |
2 | Выступление на мероприятиях | Распространение опыта работы на МО | |
3 | Проведение открытого занятий для педагогов дошкольных групп «Совершенствование работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством использования речевых технологий» | 2020-2021гг | Распространение опыта работы на РМО района |
Повышение профессиональной компетентности | |||
1 | Участие в конкурсах профессионального мастерства на муниципальных уровнях. | Весь период | Повышение профессиональной компетенции |
2 | Обучение на курсах повышения квалификации | 2021-2022 | Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации |
4 | Оценка эффективности программы самообразования | Ежегодно, май | Эффективность программы: - достижение положительной динамики качества образовательного процесса; - результативность использования современных образовательных технологий речевого развития в образовательном процессе дошкольных групп -эффективность модели методического сопровождения педагогов дошкольных групп |
Вывод:
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности педагогов. В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в условиях реализации ФГОС ДО.
Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:
- Повысить число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию и прохождение курсов повышения квалификации;
- Педагоги ДОУ активно ведут транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, через участие в работе методических объединений, научно-практических конференциях, семинарах, а также участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в области воспитания и образования детей.
В целом методическое сопровождение должно оказывать влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволяет педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; находит отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствует развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Таким образом, методическое сопровождение позволит обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс на более высоком уровне, добиться повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
- Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3
- Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами– М.: ТЦ Сфера. – 2009.
- Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. — М.:
Просвещение, 1993.
- Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.:
Современность, 1999.
- Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей //
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /
Сост. М. М. Алексеева. — М.: Академия, 1999
Интернет - ресурсы
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http: // festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие дошкольников с учетом требований ФГОС
Доклад на РМО воспитателей ДОУ....
Познавательное развитие дошкольников с учетом требований ФГОС
В консультации рассматривается познавательное развитие дошкольников с учетом требований ФГОС ДО...
статья "Формирование у педагогов ДОУ профессиональных компетенций в сфере познавательного развития дошкольников"
В статье описаны методы работы с педагогами ДОУ по повышению их профессиональных компетенций...
Познавательное развитие дошкольников с учетом требований ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей:— Социально-коммуникативное развитие;— познавательное развитие;— р...
Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)
С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...
Консультация для педагогов: "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Формирование у педагогов ДОУ профессиональных компетенций в сфере познавательного развития дошкольников»
Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Современные подходы в реализации задач познавательного развития детей»...