Консультация для педагогов: Возможности использования полифункциональных игр в познавательном развитии дошкольников
консультация
Все педагоги знают, что такое современные образовательные стандарты. Согласно им, предметно-развивающая среда в группе должна быть полифункциональна, легко доступна, содержательно-насыщенна, трансформируема, вариативна и безопасна. А полифункциональная среда предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды и наличие необладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида Детский сад № 2 «Светлячок» города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Консультация для педагогов:
Возможности использования полифункциональных
игр в познавательном развитии дошкольников
Подготовила воспитатель:
Калимуллина Рита Разифовна
октябрь - 2019
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Все педагоги знают, что такое современные образовательные стандарты. Согласно им, предметно-развивающая среда в группе должна быть полифункциональна, легко доступна, содержательно-насыщенна, трансформируема, вариативна и безопасна.
И, конечно, всем педагогам известно, что именно игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у воспитанников.
А полифункциональная среда предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды и наличие необладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов.
Педагоги на протяжении нескольких поколений учили детей дошкольного возраста тому, что все вещи должны лежать на своих местах, но малыши упорно несут кружки и тарелки не туда куда нужно, в коляску складывают не пупсиков, а мячики и кубики, и т.д. Не стоит обращать внимания на устаревшие стереотипы, пусть ребёнок использует игрушки так, как ему этого хочется, и как требует его внутреннее "Я"? Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка, тем полифункциональнее их назначение!
Предметно-развивающая среда должна обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями дошкольников, а также с учетом разнообразных педагогических задач.
Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса. Одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах, например: оборудование для двигательной активности использовать в сюжетно-ролевых играх, мольберты – в познавательно-исследовательской деятельности, художественном творчестве и т.д. Открывается возможность для совместной деятельности взрослого с воспитанниками и самостоятельной детской активности.
Занимаясь вопросами развития познавательных процессов и используя полифункциональные игры, а также учитывая предпочтения дошкольников, можно сказать, что развитию интеллектуальных способностей и личностных качеств способствуют такие развивающие игры, как:
Цветные палочки Кюизенера;
Блоки Дьенеша;
Игры В.В. Воскобовича;
Разнообразные конструкторы: «Лего», «Полесье», «Кликко», «Техно», «Репейник», «Металлический конструктор» и другие.
Цветные палочки Кюизенера.
Это отличный дидактический материал для развития восприятия, внимания, мышления, математических способностей. Представляют собой палочки, разные по цвету и длине:10 цветов и 10 размеров, от 1 до 10 см, чем больше длина палочки, тем больше числовое значение. Каждый цвет и размер соответствует числу. Палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «меньше-больше», «короче-длиннее», «ниже-выше» и так далее.
Блоки Дьенеша.
Эта игра состоит их 48 объемных геометрических фигур, каждая фигура характеризуется 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной, в наборе нет даже 2 фигур, одинаковых по всем свойствам.
Основная цель игры: научить дошкольников решать логические задачи на различение фигур по свойствам, то есть выявлять их, называть и удерживать в памяти до 4 свойств.
Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов, поэтому можно придумать множество сценариев для сюжетно - ролевых игр.
Игры Воскобовича
Развивающие игры Воскобовича - это конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Особенно детям интересны «Квадрат Воскобовича» и «Геоконт».
Квадрат Воскобовича представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на ткань. Квадраты легко трансформируются, их можно складывать в разных направлениях, поэтому эту игру ещё называют «вечным оригами». Игру сопровождают методические сказки, в них квадрат превращается в лодку, конфетку, домик и так далее.
Эта игра позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества.
Игра «Геоконт» - известна как «дощечка с резиночками». На игровом поле закреплены пластмассовые кнопки, на которые натягиваются канцелярские резинки, в результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, цифры, буквы. «Геоконт» тоже сопровождается методической сказкой, в которой приводятся схемы – рисунки, но по нашим наблюдениям, дети охотнее занимаются самостоятельным творчеством.
Таким образом, игры Воскобовича развивают мелкую моторику, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, пространственных представлений), мыслительные процессы (конструирование по словесным моделям, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск закономерностей), воображение и творчество.
Хочу привести ещё несколько очень простых в исполнении и одновременно интересных, на мой взгляд, примеров, которые соответствуют этому понятию.
Взять, например, Конструкторы LEGO и другие конструкторы различной конфигурации.
Уникальным явлением в стране игр для детей дошкольного возраста всего мира, позволяющим без проблем общаться всем на одном универсальном языке – языке игры, является конструктор.
Он идеально соответствует требованиям полифункциональности предметно-развивающей среды группы, а так же тематике сюжетно-ролевых творческих игр детей младшего дошкольного возраста, позволяет решать широкий круг учебно-игровых задач: отрабатывать пространственные понятия, развивать коммуникативные навыки и речь, развивать социальные навыки, получать начальные знания о жизни человеческого общества, мире животных, о работе устройств, о причинах и следствиях и многое другое через игровую деятельность. Это яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал предоставляет колоссальный простор для познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.
Например, LEGO-конструктор, который состоит из пластмассовых блоков и множества других деталей: фигурок людей и животных, колес и т. д.
Принципы LEGO-технологии основываются на том, что дети – неутомимые конструкторы. Их творческие возможности и технические решения остроумны и оригинальны. Дети учатся конструировать по принципу «шаг за шагом», который позволяет двигаться вперед в собственном темпе. Из любого набора LEGO можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр.
Применение конструктора LEGO способствует:
- сплочению детского коллектива;
- формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. воспитанники учатся совместно решать задачи;
- учатся распределять роли;
- объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Включение Лего-технологии в образовательный процесс происходит посредством интеграции во все образовательные области, определенные ФГОС ДО.
Игровые упражнения для детей 3-7 лет с использованием конструктора Лего.
«Чудесный мешочек» («Найди такой же!», «Найди и назови!»)
Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятием «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.
«Найди пару!»
Цель: способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; конкретизировать представления и форме предметов; продолжать формировать умение действовать по заданному образцу.
«Запомни и повтори ряд!»
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память; познакомить с понятием «чередование элементов», «симметрия»; формировать умение действовать по заданному образцу
Игровое пособие «Сенсорная клавиатура».
Компьютер за последние годы прочно вошёл в нашу жизнь. Можно с уверенностью сказать, что предлагаемое пособие заинтересует детей, но, в отличие от компьютерных игр, будет приносить только пользу, развивая пальчики, цветовое восприятие, координацию в пространстве, внимание, умение сосредотачиваться. Все мы знаем, что мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для детей младшего дошкольного возраста, которые исключительно важны для их умственного и психического развития.
На клавиши клавиатуры можно приклеить геометрические фигуры разных цветов. А можно, как вариант, картинки животных, птиц, фруктов, овощей, и т.д., расширяя познавательные функции пособия.
Оставшиеся картинки наклеиваем на белый картон, применяя различные варианты.
Использование пособия: индивидуально или в паре.
Варианты заданий:
выполни по образцу (использование карточек);
нажимай поочередно правой и левой рукой;
посчитай, сколько кнопок красного цвета, желтого цвета;
посчитай, сколько яблок, помидор, голубей и т.д.
Также клавиатура может стать тактильной. Она поможет развитию детских пальчиков, познакомит ребят с разными материалами, обогатит различными тактильными ощущениями.
Шумовая гусеница.
Занятия с шумовыми игрушками приносят весомую пользу для каждого ребёнка. Они играют важную роль в развитии акустических способностей детей, прекрасно формируют слуховую память и внимание, помогают научить различать неречевые шумы по типу громко-тихо, звенит-шуршит.
Использованные материалы (в данном случае): пластмассовые боксы от киндер-сюрпризов с различными наполнителями, издающими разные звуки (крупы, бусинки, пуговицы, зубочистки).
В ходе игры потрясите одной из коробочек и предложите детям найти контейнер с таким же звуком. В процессе игры ребёнок учится концентрировать своё внимание на звуках (что весьма важно для развития слуха и речи). Кроме этого, чтобы найти похожую по звучанию коробочку, требуется применить и логическое мышление.
А если обвязать боксы пряжей разных цветов и пришить к ним липучки с обеих сторон, то пособие превратится в забавную гусеницу, игра с которой будет способствовать также развитию тактильных ощущений и мелкой моторики ребят, запоминанию основных цветов. Также малыши учатся совместной игре и терпению.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие:
- дидактическими свойствами (игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.);
- возможностью их применения в совместной деятельности (игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.);
- отвечающие требованиям полифункциональности (т.е. они могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях).
Все вышеперечисленные игровые пособия являются таковыми. А самое главное – это то, что ребята могут их использовать в свободной игровой деятельности по своему усмотрению, в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях, как им этого хочется, и как требует их внутреннее "Я", проявляя инициативу, с удовольствием создавая игровые ситуации, перемещаясь с игрушкой по всей группе.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ / М: ТЦ Сфера, 2016 г.
2. Воскобович, В.В., Вакуленко, Л.С. Развивающие игры Воскобовича / В.В.Воскобович, В.В.Вакуленко - Сфера, 2015 г.
3. Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - СПб: Издательство «Детство-пресс», 2016 г [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/585392/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок в формировании познавательного развития дошкольников
Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размыш...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование развивающих игр при познавательном развитии дошкольников» Период работы над темой: 2015-2018 год
Использование развивающих игр при познавательном развитии дошкольников 2015-2018гг....
Использование современных технологий в познавательном развитии дошкольника в ДО
содержит ряд использования педагогических технологий в работе....
Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии дошкольников.
В статье рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста.Раскрывается суть проблемного обучения. Предложены приёмы активизации мышления....
«Использование художественной литературы в познавательном развитии дошкольников».
Использование сказок необходимо для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей....
Консультация для педагогов " Использование интерактивной доски в познавательном развитии дошкольников"
Данный материал в помощь педагогам при освоении интерактивной доски , использование её на практике....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий,возводящий здание собственного потенциала»Ж. Пиаже...