ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
учебно-методический материал на тему

Павлова Вера Александровна

В настоящее время уже трудно представить себе дошкольное учреждение, не применяющую в своей деятельности информационные технологии. Количество детских садов, имеющих современную компьютерную технику, стремительно растет: «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа - это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов …» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnaya_rabota_zashchita.doc403 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Ленинградской области

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Центр повышения квалификации

 ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по дополнительной

профессиональной программе переподготовки «Управление образованием»

Павловой В.А

Научный руководитель:

канд.фил.наук,

Афанасьев К.С.

Санкт-Петербург

2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ………………………………………6

1.1. Понятие информационные технологии, их роль в обществе и сфере образования…………………………………………………………………………6

1.2. Исследование проблемы внедрения информационных технологий в управление образованным учреждением. ……………………………………..12

1.3. Исследование проблемы внедрения информационных технологий в ДОУ………………………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 22»…………………………………………………………..23

2.1. Общая характеристика МБДОУ  «Детский сад № 22» …………....23

2.2. Анализ использования ИКТ в управлении МБДОУ «Детский сад № 22». ……………………………………………………………………………..…27

2.3. Совершенствование процесса использования информационных технологий в управлении МБДОУ «Детский сад № 22» ………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..46

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………49

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………………50


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время уже трудно представить себе дошкольное учреждение, не применяющую в своей деятельности информационные технологии. Количество детских садов, имеющих современную компьютерную технику, стремительно растет: «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа - это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов …» [2].

Современное образование ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях.

В условиях реформирования российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия и предоставляют населению вариативные образовательные услуги, активно участвуют в инновационных процессах, складывается объективная необходимость применения достижений современного менеджмента в практике управления образовательными учреждениями [26].

Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию новой информационной среды обитания и нового, информационного, уклада их жизни и профессиональной деятельности. Информатизация системы образования –это технология внедрения НИТ в систему образования с целью получения нового качества образования [31].

Информатизация современного общества значительно изменила действительность повседневной жизни. Поэтому сегодняшний педагог должен идти в ногу со временем и стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Актуальность темы обусловлена противоречием между широким распространением информационно-коммуникационных технологий в современном обществе и недостаточной теоретической и практической разработанностью способов их применения в управлении образованием.

Объект исследования — информатизация в управлении образованием.

Предмет исследования – процесс информатизации управления образовательным учреждением.

Цель работы – внедрение варианта управления дошкольным образовательным учреждением на основе использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цель, объект и предмет определили задачи работы:

  1. Изучить теоретические подходы к внедрению информационных технологий в управлении образовательным учреждением.
  2. Провести анализ использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении.
  3. Выявить преимущества использования ИКТ в управлении образованием.
  4. Проанализировать эффективность внедрения информационных технологий в  управление дошкольным образовательным учреждением.

Гипотеза исследования -  управление образовательным учреждением, как видом социального управления.

Управление будет успешным, если:

  • Педагогический коллектив пройдет курсы повышения квалификации;
  • Будет обновленная материально-техническая база (интерактивное оборудование).

Методы:

  • Изучение документов, регламентирующих управление ДОУ;
  • Проведение опросов педагогического коллектива;
  • Наблюдение за педагогическим процессом


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

1.1. Понятие информационные технологии, их роль в обществе и сфере образования

В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г. М. Маклюэна, «смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий...», получил новое подтверждение. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык. [13].

Представление о важнейшей функции языка – получении и передаче с его помощью знания – сложилось исторически: язык – специфическая система связи, или коммуникации. Помимо языка для поиска и получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное, подчас революционное, влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet – вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека [7].

Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Мы уже стали свидетелями того, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т.п. Это естественный путь, которому нет альтернативы [8].

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В философском словаре даётся следующее определение: «Информация (от латинского informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) – это, во-первых, сообщение, ознакомление, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемое людьми; во-вторых, уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений; в-третьих, сообщение, неразрывно связанное с управлением; в-четвёртых, передача, отражение, разнообразие в любых объектах и процессах (живой и неживой природы)».

С середины ХХ века это понятие включило в себя и обмен сведениями между «человеком и автоматом» и «автоматом и автоматом».

Теория организации сводит формулировку понятия «информации» к следующей: «Данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение, называются информацией» [30].

А.И. Берг, академик АПН, точно характеризует современное состояние информационного общества, утверждая, что без полноценной информации нет прогресса.

С.И. Архангельский понимает информацию как основной мыслительный материал.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации [25].

Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [6].

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» [13].

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации.

Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом [25].

  • Технические средства
  • Коммуникационные средства
  • Организационно-методическое обеспечение
  • Стандартизация

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие)

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на необходимость повышения эффективности качества обучения, обеспечения мотивов познавательной деятельности детей за счёт введения информационных технологий в образовательный процесс.

Профессор С. Пейперт пришёл к выводу, что ребёнок развивается, если имеет условия для креативной деятельности, при этом качество усвоения материала зависит не столько от способностей ребёнка, сколько от организации процесса обучения.

Ряд учёных: Д. Б. Богоявленская, А. В. Запорожец, С. Л. Новосёлова считают, что информационные технологии являются мощным фактором интеллектуального, нравственного, эстетического и творческого развития ребёнка, приобщают его к миру информационной культуры.

По результатам исследований Е. И. Машбиц они способны усилить мотивацию учения. Взгляды учёных сводятся к тому, что информационные технологии выступают в качестве средства обучения и воспитания, направлены на личностно-ориентированное развитие всех участников процесса [15].

Основной целью педагогических коллективов является создание условий для развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей крепкие знания и способность адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из главных средств достижения поставленной цели. Педагоги должны идти в ногу со временем, стать для маленького ребёнка проводником в мир новых технологий.

Интерес детей старшего дошкольного возраста к информационным технологиям характеризуется рядом преимуществ – фактор привлекательности, новизна. Информационные технологии притягивают внимание детей движением, звуком, мультипликацией. Ярко, образно, преподносят материал в игровой форме, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Способствуют развитию исследовательских способностей, познавательной активности [16].

Дети могут удовлетворить естественное любопытство, характерное для данного возраста, так как развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.

Однако, на сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Отмечается необходимость осуществления исследований в области применения педагогических возможностей информационных технологий в образовании.

Использование информационных технологий открывает возможности для широкого внедрения в практику новых методов, направленных на интенсификацию воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Использование информационных технологий в современном дошкольном образовании позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонне развитой личности [14].

Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный. Она ориентирована на создание оптимальных условий для использования информационных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности.

ИКТ востребовано не только в повседневной жизни, но и стремительно внедряется в управление образованием, что помогает руководителям образовательных учреждений в поисках необходимой информации. Педагогам позволяет занятия насыщать доступным и интересным, красочным материалом.

ИКТ – это действенная технология управления, которая может перевести процесс на качественно новый уровень [7].

В условиях осуществления набирающих темпы и расширяющих масштабы процессов модернизации российской системы общего образования в качестве одной из важнейших предпосылок успешности этих процессов все более активно выступает расширение открытости и информационной прозрачности управления ОУ.

Ключевым условием эффективного использования ИКТ в управлении ОУ является:

  1. Объединение всех компьютеров учреждения в локальную сеть и подключение к Интернету.
  2. Систематизация нормативно-правовой базы управления ОУ.
  3. Перевод нормативно-правовой базы на электронные носители.
  4. Обеспечение открытости и информационной прозрачности нормативно-правовой сферы управления ОУ через сайт.
  5. Электронный документооборот.
  6. Создание и постоянное обновление баз данных всех участников образовательного процесса в ОУ.
  7. Система мониторинга качества образовательного процесса.
  8. Повышение квалификации и самообразование педагогического коллектива.
  9. Выпуск печатных методических изданий.

Проведение педагогических советов, совещаний, заседаний методических объединений педагогов  сегодня невозможно без использования компьютерных технологий - это схемы, графики, сводные таблицы, диаграммы, презентации.

Для обобщения, накопления и обмена опытом педагогического мастерства необходимы новые компьютерные технологии. Электронное портфолио педагога – компактное, удобное, средство хранения информации об успехах и достижениях в деятельности учителя.

Информационно-коммуникационные технологии – составляют неотъемлемую часть управленческой деятельности.

Использование Интернета, различных баз данных, обработка огромных объёмов информации – всё это сделало труд администрации и педагогов образовательных учреждений эффективным [28].

1.2. Исследование проблемы внедрения информационных технологий в управление образовательным учреждением

Уникальные возможности информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением заслуживает особого внимания. ИКТ создают условия для деятельности руководителя учреждения, упрощая работу с документами, методическими разработками и многим другим. С помощью информационно-коммуникационных технологий руководителю легче с быстрее работать: перерабатывать материал, создавать списки воспитанников и педагогического коллектива, вести учет посещаемости, личные дела сотрудников и воспитанников, разрабатывать учебные планы и многое другое.

В нашей стране сегодня использование информационных и коммуникационных технологий в ключевых сферах жизни общества: государственном управлении, образовании, бизнесе, культуре и других сферах представляет только начальные формы. Этот факт  влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки выпускника школы. На первый план выходят умения:

  • коммуникативные,
  • критическое и системное мышление,
  • умение работать в команде,
  • способность к анализу,
  •  социальная ответственность и толерантность,
  • саморазвитие и самообразование,
  • творчество и креативность,
  • умения в области ИКТ [9].

Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности образования, вкладываются огромные средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.

Для России так же приоритетом в развитии образования  является его глобальная информатизация  – процесс обеспечения образовательных учреждений методологией разработки и использования ИКТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания подрастающего поколения [20].

Современные руководители образовательных учреждений  должны не только обладать знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, но и быть специалистами по их применению в своей профессиональной деятельности.

Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Информационно-коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как информатизация общества и необходимость подготовки специалистов, так и насыщение образовательных учреждений   современной компьютерной техникой и программным обеспечением [22].

Деятельность образовательного учреждения в современном обществе зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Также применение информационно-коммуникационных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышает ее эффективность. Деятельность руководителей в образовательных учреждениях требует от них решения поставленных временем задач, постоянного анализа текущего состояния дел. Поэтому, вся управленческая деятельность связана с информацией и информационными процессами [29].

Применение информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением снижает затраты времени специалистов на осуществление функций анализа и контроля, сбор и обработку информации, повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений, позволяет руководителям использовать безбумажные технологии. А так же способствуют росту профессионального мастерства руководителей, повышению эффективности обработки и представления необходимого материала [30].

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих педагогов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области, в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий.

Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития детей с учетом их индивидуальных особенностей [13].

Содержание образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:

  • создании реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации федеральных и региональных программ информатизации образования;
  • значительного повышения уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов,
  • повышении эффективности самостоятельной работы [27].

Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества. [28].

Особое значение приобретает возможность обновленной реализации одного из важнейших дидактических принципов - принципа наглядности.

Традиционная система, реализующая словесно-логический метод обучения, мало опирается на наглядность учебного материала в образовательном процессе. Ориентация на развитие интеллектуальной сферы подрастающего поколения и возможности новых средств и информационных технологий приводит к необходимости и целесообразности визуализировать содержание дисциплин, сделать его более  наглядным.

Цель информатизации образовательного учреждения состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, формирования новой информационной культуры путем индивидуализации образования [14].

Использование информационно-коммуникационных технологий придает обучению технологичность, при этом снижаются объем рутинной работы педагога и увеличивается эффективность его труда. Сегодня практически каждый педагог понимает важность внедрения ИКТ в педагогический процесс, видит все преимущества их использования [10].

1.3. Исследование проблемы внедрения информационных технологий в ДОУ

Основой в развитие и внедрения новых информационных технологий в сфере образования сегодня являются:

  • Федеральный закон № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации;
  • Стратегия информационного развития в Российской Федерации на период до 2020 года;
  • Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России».

        Чтобы подготовить к школе разносторонне развитых личностей, не обойтись без применения в дошкольных образовательных учреждениях информационных технологий.

Задача  вхождения дошкольных учреждений в информационное общество является сегодня чрезвычайно актуальной, внедрение новых образовательных технологий сталкивается с рядом проблем, которые нельзя решить, просто укрепив материальную базу детского сада [11].

Организуя учебно-воспитательный процесс в дошкольной организации необходимо учитывать особенности развития современных дошкольников.

Минобразование России обращает внимание на то, что новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащением интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через различные виды деятельности. [15].

В современном дошкольном учреждении, осуществляющем личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации [23].

В современных реалиях назрела острая необходимость активной реализации информационно-коммуникационных технологий  в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений, за счет чего будет достигнута качественная образовательная подготовка дошкольников, обеспечено максимально полное личностное и психологическое развитие детей.

Использование информационно-коммуникационных технологий – это не влияние моды, а назревшая необходимость, которую диктует сегодняшний уровень развития образования. Достоинства применения ИКТ сводится к двум группам:

  • Техническая группа – это быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции;
  • Дидактическая группа – это создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.

Большой вклад в разработку идеи использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, воспитания и развития дошкольников в России внесли Д.Л. Баландин, К.Ю.Белая, Н.Е. Веракса, Э.М. Дорофеева, И.И. Комарова, Т.С. Комарова, Е.Б. Соловьева, А.В. Туликов, В.В. Фаныгина и др. Однако сегодня отсутствует системный, планомерный и единообразный подход к реализации ИКТ непосредственно в дошкольных образовательных учреждениях [16].

Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей (законных представителей), педагогов и специалистов в сфере обучения и повышают конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения на рынке.

Широкие возможности интерактивного оборудования позволяют педагогам сделать занятия более интересными, динамичными, обычные занятия превращаются в интересную и увлекательную игру.

Применение информационных технологий в детском саду – это возможность существенно улучшить и обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, сделать его более эффективным.

Выделяется множество положительных моментов в использовании информационно-коммуникативных технологий в ДОУ:

  • мультипликация надолго привлекает ребёнка;
  • дошкольники лучше усваивают понятия цвета, величины и формы;
  • расширяется словарный запас;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления;
  • представление информации в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес;
  • несет в себе образный тип информации, что более понятно ребёнку дошкольного возраста;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве и т.д.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования [1]. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное направление:

  • Модернизация методической службы;
  • Совершенствование материально – технической базы;
  • Создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

  • Повышение ИКТ – компетентности педагогов дошкольного учреждения;
  • Внедрение ИКТ в образовательное пространство [16].

Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим. Современные малыши довольно быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические штучки [26].

Практика показала, что значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно - методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей [18].

Информационный век делает актуальной интеграцию ИКТ в образование, так как такая интеграция способствует эффективному решению проблемы поиска баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные технологии [7].

Эффективному внедрению инноваций в образовательный процесс дошкольного учреждения способствуют различные факторы (рисунок 1):

Рис 1. – Факторы эффективности внедрения ИКТ

По направлениям использования информационно коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:  

  • использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;  
  • использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;  
  • использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Информационные технологии, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывают значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, они не самоценны, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и ИКТ можно достичь положительного результата [12].

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Применение презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:  

  • Осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;  
  • Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;  
  • Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;  
  • Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для

 вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ [19].

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Существует и ряд проблем внедрения информационно-коммуникативных  технологий в практику работы детского сада:

  1. Информационное обеспечение воспитанников ДОУ.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии позволяют создавать электронные дидактические средства, основанные на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

  1. Недостаточная информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.

В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных технологий в образовательном процессе.

  1. Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой.

Недостаточное количество оборудования в учебном процессе, недоступность использования компьютерной и коммуникационной техникой педагогами в детском саду.

  1. Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе.

Поскольку ИКТ сравнительно недавно вошли в нашу деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по использованию ИКТ в практике ДОУ.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 22»

2.1. Общая характеристика учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22» создано приказом отдела учебных заведений Октябрьской железной дороги 15 декабря 1964 года как ясли - сад № 22 станции Гатчина. К 2001 году по приказу отдела учебных заведений Октябрьской железной дороги штат сотрудников был сокращен в связи с малым количеством воспитанников, а помещения были сданы в аренду различным организациям под офисы. «Детский сад № 22» перестал существовать [5].

25 марта 2011 года после десятилетнего перерыва и капитального ремонта, детский сад вновь открыл свои двери для дошколят.  

В дошкольном учреждении работает 15 педагогов из них: 2 учителя – логопеда, музыкальный руководитель, тренер по физической культуре и 11 воспитателей. Большинство педагогических работников с большим стажем работы.

Основными целями создания Учреждения являются:

  • Обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование;
  • Развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [5].

Стратегической целью нашего учреждения является обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья на основе создания совокупности физиолого-гигиенических, педагогических и психологических условий.

В нашем ДОУ функционирует шесть групп, это 4 группы общеразвивающей и 2 группы комбинированной направленности.

Для организации работы с детьми в группах имеются различные технические средства и оборудование: 8 мультимедийных проекторов, 3 интерактивных комплекса Mimio, 12 ноутбуков, интерактивный киоск в музыкальном зале, интерактивная панель «Интошка», магнитофоны, театральные ширмы, куклы, различные виды кукольных театров, картотека музыкальных записей, видеотека с русскими народными сказками. Предметно-игровое пространство позволяет найти занятие по душе как девочкам, так и мальчикам. В нем достаточно оснащения для совместной и самостоятельной деятельности детей.

Главная деятельность в детском саду игровая.  Цель этой деятельности – всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка. Но не стоит забывать о сохранении самого дорогого и ценного – это здоровья маленького человека!

Обучая и погружая ребёнка в естественную для него  игровую среду, мы тем самым стимулируем воспитанников к познанию окружающего мира и самого себя. И процесс этот двухсторонний, так как увеличивается компетентность и повышается профессионализм педагогов.

В этом году у нас  появилась возможность расширить предметно пространственную среду ДОУ с помощью современных информационных средств. Одним из этих средств  является интерактивный стол  Mimio, который делает обучение креативным и интересным. Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущую деятельность дошкольников, является ярким и наглядным.  Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей положительной мотивации к обучению, социальных и моторных навыков. Стол – это полноценный компьютер, который имеет связь с интернетом, интерактивной доской и другими продуктами Mimio, поэтому его можно использовать как при работе с детьми, так и в работе с  педагогами.

Программное обеспечение стола Mimio включает восемь интерактивных приложений:

  • Многовариантный вопрос – дети отвечают на вопросы, перетаскивая изображение;
  • Горячие точки – дети отмечают части диаграммы, перетаскивая надписи на свои места;
  • Сортировка по группам – дети распределяют понятия по группам;
  • Рисование – дети выбирают цвета и эффекты и рисуют пальцами;
  • Мультимедиа – дети перетаскивают фото и видеофайлы и меняют их размер;
  • Сложение – воспитанники вместе решают примеры;
  • Пазл – обучающиеся  вместе складывают пазл;
  • Сложение Плюс – решают математические примеры, используя визуальные объекты.

Работа на интерактивном столе Mimio – это развитие коммуникативных способностей. Дети работают в группе: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, прислушиваться к мнению других, делиться своими эмоциями. В работе педагог использует  любые исходные графические материалы, изображения, видеофайлы и т.д., что позволяет создавать собственные цифровые материалы.

Сегодня Multitouch технологии стали частью нашей жизни и воспитанники с естественным любопытством подходят к первым интерактивным столам, потому, что они знают – это нечто особенное и интересное.

В работе, с использованием интерактивной доски нашими педагогами используются различные стили обучения:

  • визуальные,
  • слуховые или кинестетические.

Благодаря интерактивной доске, дети видят большие цветные изображения, которые самостоятельно передвигают. Ни какое другое оборудование не дает таких возможностей. Дотрагиваясь до поверхности доски, дети совершают интерактивные путешествия по сказкам, своей стране, своему родному городу, по другим  странам мира. У них вызывает большой интерес форма демонстрации иллюстраций, им очень нравится действовать специальным маркером, они смотрят, как завороженные в процессе рисования, он воспринимается детьми, как «волшебный». Дети с интересом перемещают на доске геометрические фигуры, составляют из них различные предметы.

ИКТ позволяют создавать электронные дидактические средства, основанные на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа опирается на подходы, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобства.

Одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды. Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня [21].

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования [20].

2.2. Анализ использования ИКТ в управлении МБДОУ «Детский сад № 22»

Информационно-коммуникационные технологии затрагивают все сферы жизни общества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Детский сад – это часть общества, и в нем, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Очень важно организовать процесс обучения так, что ребёнок-дошкольник активно, с увлечение и интересом занимался во время образовательной деятельности. В решении этой задачи педагогу может помочь сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий [24].

Применение информационно-коммуникационных технологий изменяет традиционный характер и процедуру управления дошкольным учреждением. Информатизация управления способствует формированию единой информационно-образовательной среды и обеспечивает вхождение в современное информационное общество.

Внедрение информационных технологий в работу ДОУ необходимо для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения сотрудников организации, имеющих дело с принятием решений, и может быть полезно на любом уровне управления.

Ключевыми направлениями процесса информатизации нашего дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 22» являются:

1. Организационное:

  • модернизация методической службы;
  • совершенствование материально – технической базы;
  • создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

  • повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
  • внедрение ИКТ в образовательное пространство.

В соответствии с  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ  дошкольное образование является первым уровнем общего образования [1]. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества.

За последние годы значительно улучшилась материально-техническая база МБДОУ «Детский сад № 22». И перед коллективом остро встала задача обучения педагогического коллектива.

С появлением нового оборудования возникла проблема, педагоги испытывали затруднения в использовании компьютера в своей деятельности вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) [16].

Улучшение материально-технической базы ДОУ происходило постепенно. В 2011 году, когда наш детский сад вновь открыл свои двери для дошколят после реконструкции,  в наличие было всего 3 компьютера и 1 мультимедийный проектор, который был установлен в музыкальном зале.

Рассмотрим Рисунок 2. Из него видно, что на 2016 год материально-техническая база МБДОУ «Детский сад № 22» значительно улучшилось. Теперь в каждой возрастной группе в наличии ноутбук и мультимедийный проектор – 100%, что значительно разнообразит проведение образовательной деятельности. Так же были приобретены  интерактивные столы и интерактивные доски Mimio – 42,9%.

 В жизнь системы образования страны входит Федеральный образовательный стандарт (ФГОС). В плане внедрения ФГОС  особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности [20].

Рис 2. Оснащенность ИКТ в ДОУ

С  1 января 2015 года постепенно начинает входить Профессиональный стандарт педагога, согласно которому педагог дошкольного образования должен «владеть ИКТ-компетенциями: общепользовательской ИКТ-компетентностью; общепедагогической ИКТ-компетентностью; предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)», необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста [4].

Целью  инновационной деятельности с педагогическими кадрами в нашем ДОУ стало — повышение качества образования через активное внедрение в деятельность ДОУ информационных технологий.

Для современного педагога должно быть привычным – поиск необходимой информации, работа с электронной почтой. Информационная культура становится частью общей педагогической культуры.

Перед тем, как начать использовать интерактивное оборудование, наши педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Гатчинский центр непрерывного образования» «Центр информационных технологий»:

  • Основы применения компьютера в профессиональной деятельности;
  • Power Point как инструмент создания дидактических материалов педагога;
  • Использование интерактивного оборудования в учебно-воспитательном процессе ДОУ;
  • Использования Интернет ресурсов в рамках ФГОС в ДОУ;
  • Создание видео историй как технология оформления продуктов проектной деятельности;
  • Создание электронного портфолио сотрудника ДОУ.

Из Рисунка 3«Обучение педагогического состава» видно, что после прохождения курсов повышения квалификации, на конец 2016 года у педагогов значительно повысился уровень «Основ применения компьютера в профессиональной деятельности педагога» – 100% , «Power Point  как инструмент создания дидактических материалов  педагога» – 100%, «Использования Интернет-ресурсов в рамках ФГОС» – 100%; «Использования интерактивного оборудования в учебно-воспитательном процессе ДОУ» – 73%, «Созданию электронного портфолио педагога – проходим аттестацию» - 60%.

Педагоги нашего МБДОУ «Детский сад № 22»  люди творческие, полны идей, для воплощения которых решили пройти курс «Создание видео-историй» – 20, 1%.

Так же педагогами ДОУ была разработана серия конспектов непосредственно образовательной деятельности по всем образовательным областям в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, которые позволяют разнообразить образовательный процесс, увлечь детей, накоплена база мультимедийных презентаций.

Рис 3. Обучение педагогического состава

Внедрение информационных технологий в работу ДОУ необходимо для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения сотрудников организации, имеющих дело с принятием решений, и может быть полезно на любом уровне управления.

Основными задачами для нас стали:

  • Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • Разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • Расширение использования ИКТ в работе с родителями;
  • Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
  • Создание банка дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  • Создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания, благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ - компетентности.

В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:

  • Анкетирования (приложение № 1);
  • Индивидуального собеседования;
  • Изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы -систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.

У педагогов появилась и  личная заинтересованность в повышении уровня ИКТ – компетентности:

  • При разработке дидактических материалов значительно экономится временя;
  • Оформление материалов стало более презентабельно;
  • Переход на новый уровень педагогического мастерства.

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИКТ – компетентности педагогов.

Для подготовки педагогов дошкольного учреждения к непрерывному развитию ИКТ - компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку.

В практике работы руководителей  ДОУ существуют разные формы работы с коллективом, направленные на повышение их педагогического  мастерства. В нашем дошкольном учреждении для повышения ИКТ - компетентности педагогов используются следующие формы:

  • Наставничество;
  • Мастер-классы;
  • Тематические семинары;
  • Конкурсы на лучшую презентацию;
  • Открытые показы.

Для педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Педагог может посетить любое занятие своего более опытного коллеги и увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с дошкольниками.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий.

Открытые показы дают возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в творческую лабораторию педагога, будь то учитель-логопед или воспитатель, стать свидетелем педагогического творчества.

Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе и более опытными педагогами. Они организуются с целью более углубленного изучения темы, совершенствования умений и навыков: «Создание мультимедийных презентаций с использованием Microsoft Power Point», «Сеть Интернет», «Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office».

Хочется отметить, что ИКТ используется  как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ.

В методической работе нашего дошкольного учреждения ИКТ эффективно используется на Педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Для мероприятий разного уровня, проводимых в детском саду были например такие презентации:

  • «Наши достижения за год» - для родителей (законных представителей);
  •  «Наши праздники» - копилка музыкального руководителя;

Современные руководители, чтобы ориентироваться в нарастающих информационных потоках, должны уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров. Ведь использование ИКТ в административной деятельности позволяет активизировать работу педагогов.

Если руководитель образовательного учреждения сам использует информационные технологии в управлении и глубоко осознаёт необходимость их внедрения в образовательный процесс, то он способен оказать всемерную поддержку педагогу, который в конечном итоге и формирует личность информационного общества.

Управленческая деятельность современного руководителя становится всё более интеллектуальной и научной.

Управление образовательным учреждением – целенаправленная деятельность руководителей для полноценной работы и развития ДОУ.

Документооборот осуществляется с помощью электронной почты, что позволяет, во-первых: сократить время на движение документа от источника к получателю, во-вторых: перейти к безбумажному способу работы.

У каждого дошкольного образовательного учреждения Гатчинского муниципального района есть свой сайт учреждения. Сайт нашего ДОУ - http://gtn.lokos.net/mdou/index.php/mdou-detskij-sad-22.

Сайт решает задачу информированности общественности, открытости и прозрачности происходящего в ДОУ, создание определенного мнения об учреждении, которое имеет огромное значение для выбора родителями (законными представителями) образовательного заведения для своего ребёнка.

2.3. Совершенствование процесса использования информационных технологий в управлении МБДОУ «Детский сад № 22»

Использование ИКТ в дошкольном учреждении – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В нашей стране, за последние 5 лет, произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет – технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.

В настоящее время реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан к этой информации. Поэтому, использование ИКТ является одним из приоритетов образования [15].

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современными мультимедийным оборудованием, но и создавать образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности [14]..

ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.

Педагогический коллектив детского сада единица не постоянная. В ходе работы наш коллектив столкнулся с проблемой — педагоги испытывали затруднения в использовании компьютера в своей деятельности вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности.

Анализ данной ситуации показал:

  • возросли требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога, а он не готов к созданию педагогического пространства;
  • актуально использование информационных технологий в процессе деятельности, но не все педагоги готовы к этому;
  • возросла потребность быстрого получения научно-методической информации, но инертна ее переработка и передача в образовательном учреждении;

План мероприятий обусловлен  необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

В процессе реализации данного плана мероприятий планировалось получить следующие ожидаемые результаты:

  • Повышение компьютерной грамотности педагогов;
  • Овладение основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
  • Использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  • Овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;
  • Овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации педагога;
  • Улучшение образовательного процесса с использованием ИКТ;
  • Формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Перспективный план работы  с педагогами  по повышению ИКТ-компетентности

Цель: повышение компьютерной грамотности педагогов МБДОУ «Детский сад № 22», освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в своей педагогической деятельности, для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Задачи:

  1. Организовать работу по повышению квалификации и методической поддержке педагогов в области использования информационных технологий;
  2. Формировать информационную культуру и ИКТ-компетентность педагогов ДОУ (умение  создавать графические и текстовые документы (программа Microsoft Office Word), владение навыками поиска информации в Интернете, владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
  3. Использовать информационные технологии во всех сферах образовательной деятельности (умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, умение применять электронные дидактические и педагогические программные средства, владение способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями (законными представителями));
  4. Создать базу информационно – образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе ДОУ;

Рассмотрим материально – техническое оснащение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 22»

Таблица 1.

Оснащение возрастных групп

Возрастная группа

Оборудование

ноутбук

проектор

интерактивная доска

Mimio

интерактивный стол

Mimio

Группа № 1

Общеразвивающая группа детей 3 – 4 лет «Мышка – норушка»

в наличии

в наличии

Группа № 2

Общеразвивающая группа детей 3 – 4 лет

«Лисичка–сестричка»

в наличии

в наличии

Группа № 3 Общеразвивающая группа детей 4 – 5 лет «Волчок – серый бочок»

в наличии

в наличии

Группа № 4 комбинированная группа детей 5 – 6 лет «Лягушка – квакушка»

в наличии

в наличии

в наличии

в наличии

Группа № 5 комбинированная группа детей 5 – 7 лет «Медведюшка – батюшка»

в наличии

в наличии

в наличии

в наличии

Группа № 6

Общеразвивающая группа детей 6 – 7 лет «Зайчик – побегайчик»

в наличии

в наличии

в наличии

в наличии

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий.

Из таблицы 1 «Оборудование возрастных групп» видно, что в каждой возрастной группе в наличии ноутбук и проектор. Количество и качество ноутбуков, интерактивных досок, имеющихся сегодня в нашем образовательном учреждении, далеко не единственные критерии эффективности использования новых информационных технологий. В учреждении должны работать специалисты с высокой информационной культурой, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования ноутбуков, а также владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут нашим педагогам чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Актуальность плана работы с педагогами по повышению ИКТ-компетенции обусловлен необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Ожидаемые результаты: разработанный план повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников даст свои результаты, а именно - педагоги:

  • научатся создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • научатся применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • будут активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
  • овладеют навыками поиска информации в Интернете;
  • овладеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
  • научатся разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  • овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
  • в ДОУ будет разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
  • будет создана медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям с использованием информационных технологий.

Таблица 2.

План работы  с педагогами  по повышению ИКТ-компетентности

№ п/п

Тема мероприятия

Цель

Сроки проведения

Проведение педагогических советов, совещаний, мероприятий с родителями с использованием ИКТ

постоянно

Анкетирование педагогов по научной разработке на выявление представлений  о ПК и возможностях ИКТ (приложение 2)

Определить степень использования ИКТ

сентябрь

Семинар на тему:

«Основы работы на профессиональном компьютере»

Приобщить педагогов к компьютерной грамотности, дать первичные практические навыки работы на современном персональном компьютере.

октябрь

Практическое занятие по теме:

«Работа в текстовом редакторе Microsoft Word»

Овладение приемами создания Word- документа.

ноябрь

Семинар – практикум на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе»

 (1занятие – теоретическая часть)

Сформировать представление педагогов о целесообразности использования ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

декабрь

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе»

(2 занятие – практическая часть)

Овладение приемами создания педагогически эффективных презентаций в программе Microsoft Power Point

январь

Консультация на тему:

«Что такое браузер»

Дать педагогам представление о понятие «поисковая система», и как осуществляется перемещение в глобальной компьютерной сети Интернет.

февраль

Практическое занятие: «Создание электронной почты в поисковой системе

Дать представление педагогам о значение электронной почты, актуальности её использования и этапах создания.

март

Практическое задание – отправь   поздравление с Международным женским днем  своим коллегам.

Консультация на тему:

«Использование компьютерных программ в образовательном процессе с дошкольниками»

Сформировать представление педагогов о компьютерных программах, видах компьютерных программ и их использование в образовательном процессе с детьми

апрель

Мастер – класс для  воспитателей по использованию ИКТ во время образовательной деятельности с детьми

Развивать умение педагогов использовать ИКТ в образовательной работе с детьми: занятия, индивидуальная работа, совместная деятельность и т.д.

апрель

Семинар на тему: «Обобщения опыта работы за год и планирование работы на следующий учебный год»

Систематизация знаний и умений педагогов и разработка плана работы на будущий год.

май

На начальном этапе реализации плана был определен уровень знаний педагогов об информационно-коммуникационных технологиях. Выявлены несколько уровней пользователей ИКТ педагогами:

  1. Уровень первый – стартовый, когда ноутбук используется в качестве пишущей машинки с памятью, ведется подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, документации, оформление родительских уголков. Существует элементарная систематизация документов.
  2. Уровень второй – открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет.
  3. Уровень третий – творческий. Педагог овладевает технологиями «созидания». Повышает свои умения в составлении презентаций, буклетов, способствующих повышению эффективности занятий.
  4. Четвертый уровень – систематизация создаваемого материала на качественно новом уровне.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, что определяется рядом факторов [30].

Во-первых, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные информационно-коммуникационные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Информационно-коммуникационные технологии затрагивают все сферы жизни общества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий обусловлено образовательным процессом и предусматривается наличие устройств отображения аудиовизуальной информации для организации непосредственно образовательной деятельности (мультимедийные проекторы, экраны и др.).

Информатизация образования позволила значительно улучшить материально-техническую базу МБДОУ «Детский сад № 22», заставила наш педагогический коллектив обучаться на курсах по повышению ИКТ-компетентности.

Информатизация дошкольного учреждения заключается не только в обновлении материально-технической базы, но и в создании необходимых условий для беспрепятственного получения, использования и распространения информационных данных для реального вовлечения всех участников информационного пространства в процесс формирования и сознательного и мотивированного использования электронных ресурсов в ДОУ.

Управление образовательным учреждением, как вид социального управления будет более эффективным, если:

  • будет создана соответствующая материально-техническая база;
  • уровень подготовки педагогического коллектива будет соответствовать требованиям процесса информатизации;
  • управление будет основываться на использовании современных технологий.

Практическая значимость внедрения информационных технологий в управление дошкольным образовательным учреждением помогла:

  • заменить рутинную, ручную работу по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени;
  • создать долгосрочную, систематизированную базу данных;
  • значительно повысить эффективность при обработке больших объемов информации;
  • представить информацию в удобном оформленном виде;
  • быстро осуществить поиск необходимых данных.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повышает качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогами безграничные возможности для эффективной творческой работы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 года. Приказ №271
  3. Постановление Правительства РФ от 18.04.2012 № 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении».
  4. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) от «18» октября 2013 г. № 544н
  5. Устав МБДОУ «Детский сад № 22»
  6. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Научная литература

  1. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.
  2. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
  3. Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия, 2012. - 283 с. 
  4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ; методическое пособие, 2011 г. изд. СФЕРА
  5. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы/ О.Б. Воронкова. – Ростов н/д : Феникс, 2010. – 314 с.
  6. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие / М.Н. Гуслова. – М.: АкадемияЖ, 2010. – 288 с.
  7. Захарова И.Г. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями, учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / И. Г. Захарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 192 с.
  8. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании  Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М.,2011.
  9. Калаш И., Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании – институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании РФ. 2011.
  10. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
  11. Маринюк А.А. Детский сад в интернете; изд. Перспектива, 2011. – 100 с.
  12. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования; изд. Перспектива, 2014. – 196 с.
  13. Солдатова Н.М.Пакет методических материалов по организации единой информационной образовательной среды в образовательных учреждениях. Владивосток, 2011. – 16 с.
  14. Соломатин А.Н. Сетевое взаимодействие в системе образования. Технология организации инновационной деятельности. ФГОС; изд. Академкнига Учебник, 2014. – 88 с.
  15. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ; изд. Детство-Пресс, 2013. – 96 с.
  16. Т.С. Комарова, А.В. Туликов, И.И. Комарова Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании; Мозаика-Синтез, 2013. – 170 с.
  17. Шмонина Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. Планирование, формы работы;  изд. Учитель, 2014. – 215 с.
  18. Яшин С.М. Анализ эффективности инновационной деятельности; изд. БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.

Периодическая литература

  1. Большая Российская энциклопедия, 2008.— С.493.— (Большая российская энциклопедия [в 35 т.]/ гл. ред.Ю. С. Осипов; 2004—, т.11
  2. Журнал «Муниципальное образование»: Инновации и эксперимент, № 3, 2012 г, статья «Опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду ДОУ
  3. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. – 2002. – № 2. – С. 37.
  4. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. информатизация образования как объект педагогического анализа // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12-3. – С. 506-510

Интернет-источники

  1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. 2012. Режим доступа: http://pedsovet.org/index (дата обращения 02.02.2017)
  2. Градова Т. В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением. 2010. Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/42/ (дата обращения 05.01.2017) 
  3. Чашников Л.А., Полушкина А.А., Бартева С.А.; Курс лекций «Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением Режим доступа: http://www.avers-edu.ru/DOY/prilozhenie_2_kurs_lekcij.pdf (дата обращения 22.01.2017)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для определения степени использования

информационных технологий

Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

Должность ____________________________________________________________________

Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли ____________________________________________________________________

Используете ли вы информационно-компьютерные технологические (нужное подчеркнуть):

при подготовке к занятию;

на занятии;

для самообразования;

другое (укажите).________________________________________________

Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):

текстовый редактор;

электронные таблицы;

мультимедийные диски;

специализированные программы;

Интернет;

другое (укажите)._________________________________________________

Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

ежедневно;

1 раз в неделю;

1-2 раза в месяц;

другое (укажите).____________________________________________________

Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

____________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкетирование педагогов

1. Основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств)

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

2. . Приёмы работы с внешними накопителями (дисковод, CD-ROM, DVD, Flash карта, и др.)

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

3. Приёмы работы с приложениями (Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как)

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

4. Понятие буфера обмена на уровне файлов (операции - Копировать, Вырезать и Вставить)

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

5. Создание и редактирование текстовых документов (работа в программе типа Microsoft Office Word)

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

6. Вывод на печать текстовых документов

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

7. Создание и редактирование презентаций (работа в программе типа Microsoft Office PowerPoint)

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

8. Представление о целях и задачах создания мультимедийной презентации

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

9. Интерфейс, основные меню и панели инструментов Microsoft Office PowerPoint

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

10. Основные представления о сети Интернет

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

11. Переходы по гиперссылкам и сохранение фрагментов текста, рисунков, страниц целиком

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

12. Понятие почтового ящика и почтового адреса. Отсылка писем. Приём корреспонденции. Прикрепление и получение файлов

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

13. Основы поиска информации в Интернет

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

14. Понятие портал, сайт, визитка

  1. Конечно, знаю и могу научить (показать)
  2. Сяду за компьютер - вспомню
  3. Представляю в общих чертах
  4. Ничего не могу сказать

Результаты:

Конечно, знаю и могу научить (показать) – 3 балла

Сяду за компьютер - вспомню – 2 балла

Представляю в общих чертах – 1 балл

Ничего не могу сказать – 0 баллов

0-14 баллов – низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов (не владеют умениями работать на компьютере);

15-29 баллов – средний уровень ИКТ-компетентности педагогов (базовый уровень работы на компьютере);

30-45 баллов – высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов (высокий уровень работы на компьютере).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технологий в управлении образовательным учреждением

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образова...

Внедрение инновационной технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения

Создание  современной  системы  дошкольного  образования,  ориентированного  на  полноценное  развитие  личности  каждого  ребенка, выдвигает...

«Использование информационных технологий в работе образовательного учреждения ».

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием информационной технологии Л.А. Лизуновой «Игры для Тигры»«Путешествие по стране звуков»...

Применение информационных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом дошкольного образовательного учреждения

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Это и созд...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...

Дети и информационные технологии в дошкольном образовательном учреждении

Современные Информационные Технологии в дошкольном  образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяю методы представлен...