Самообследование педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообследование педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Самообследование педагогической деятельности
за 2016-2017 учебный год
Семенова Т.Ю.
педагог-психолог
г. Югорск, 2017 г.
САМООБСЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА СЕМЕНОВОЙ Т.Ю.
ЗА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Задача педагога-психолога в ДОУ – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям.
Целью психологического сопровождения ДОУ является создание условий для полноценного психического и личностного развития детей, сохранение и укрепление психофизического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Основными задачами психологического сопровождения в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение групповой и индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
3. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
4. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
С целью решения вышеизложенных задач, работа велась в следующих направлениях:
- психологическое просвещение и консультирование;
- психологическая профилактика;
- диагностическое обследование;
- коррекционно-развивающая работа.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Основными целями психологического просвещения являются передача педагогам, родителям, специалистам знаний о психологических и возрастных особенностях детей, о закономерностях их развития, оптимальных путях организации общения и воспитания, принципах организации деятельности детей, а также формирование потребности в психологических знаниях, внимания к психологическим аспектам работы с детьми.
В процессе реализации поставленных задач использовались следующие формы работы: беседы, письменные и индивидуальные консультации, распространение психологической литературы, памятки, занятия с элементами тренинга, психологические медитации.
Работа по психологическому просвещению осуществлялась в нескольких направлениях:
- Письменные консультации в родительских уголках на темы:
Консультации | Возраст |
«Адаптация к ДОУ» | 2-3 |
«Чтобы психика 2-3 летних детей развивалась нормально…» | |
«Семь неправильных способов похвалить ребенка» | |
«Большое путешествие, или как ребенок может с удовольствием делать то, чем он заниматься совсем не любит» | |
«Можно», «нельзя», «надо» | |
«Тики у детей – таинственные причуды, что делать?» | |
«Старшие и младшие» | |
«Мама, купи!» | |
«Мир добр, малыш! - девиз дошкольного детства» | |
«Как помогать детям в преодолении кризиса 3 лет» | 3-4 |
«Понимаем ли мы своего ребенка» | |
«Игры со шнурками. Как самим изготовить шнуровку?» | |
«Сладкий пальчик или почему дети сосут пальцы» | |
«Развивающие игры для детей 3-4 лет» | |
«Если дети балуются» | |
«Игры для развития моторики» | |
«Я не жадина!» | |
«Если ребенок гиперактивный, замкнутый…» | 4-5 |
«Надо ли наказывать детей?» | |
«Все дети разные» | |
«Застенчивость – хорошо или плохо?» | |
«Готовим руку к письму» | |
«Как пережить стресс, если он неизбежен» | |
«Как справится со страхами» | |
«Леворукий ребенок» | |
«Учим контролировать свой гнев» | |
«Можно ли заставить ребенка слушаться?» | 5-6 |
«Сколько можно играть?» | |
«Если ребенок медлительный» | |
«Если ребенок агрессивный» | |
«Развиваем память» | |
«Развиваем ориентировку в пространстве» | |
«Откуда берется воровство» | |
«Учим контролировать свой гнев» | |
«Кризис семи лет» | 6-7 |
«Воспитание самостоятельности» | |
«Развитие внимания и воображения» | |
«Готовим ребенка к школе» | |
«Подготовка к школе на «отлично»» | |
«Мышление будущего первоклассника» | |
«Развитие ориентировки в пространстве» | |
«Взрослеет ребенок - взрослеет общение» | |
«О каких подарках мечтают наши дети» |
Общее количество – 45 консультаций.
- Проводились родительские собрания на темы: «Кризис 7 лет», «Возрастные особенности детей 4-5 лет», «Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Адаптация детей к детскому саду».
- Индивидуальные консультации с родителями.
За индивидуальной консультативной помощью обратилось 95 родителей, что составляет 38 % всех родителей воспитанников детского сада.
Основные проблемы и вопросы, которые решались на консультациях:
№ п/п | Тема консультации | % обратившихся родителей |
«Проблемы в воспитании и обучении ребенка со статусом ОВЗ» | 43% | |
«Развитие психических процессов детей: внимание, память, восприятие и мышление» | 24% | |
«Готовность к обучению в школе» | 15% | |
«Адаптация ребенка к ДОУ» | 12 % | |
«Эмоционально-личностное развитие детей: агрессия, драчливость, гипердинамия, повышенная возбудимость» | 6% |
В связи с тем, что наибольшее число обращений родителей по вопросам связанных с проблемами в воспитании и обучении ребенка со статусом ОВЗ и развитию психических процессов детей, педагогу-психологу в 2017-2018 учебном году необходимо организовать просветительскую работу по этим направлениям через взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Индивидуальные консультации с педагогами.
За индивидуальной консультативной помощью обратилось 19 педагогов, что составляет 63 % всех педагогов.
Основные проблемы и вопросы, которые решались на консультациях:
№ п/п | Тема консультации | % обратившихся педагогов |
1 | «Проблемы в воспитании и обучении ребенка со статусом ОВЗ» | 34 % |
2 | «Нарушение поведения: непослушание, агрессивность, раздражительность в общении и взаимодействии со взрослыми» | 22 % |
3 | «Этапы работы по адаптации детей к ДОУ. Степени и успешность адаптации детей» | 14% |
4 | «Развитие психических процессов детей: внимание, память, восприятие и мышление» | 12 % |
5 | «Развитие эмоционально-волевой сферы» | 10% |
6 | «Готовность к обучению в школе» | 8 % |
Большой процент обращений связан с проблемами в воспитании и обучении ребенка со статусом ОВЗ, а также с нарушением поведения.
Практическая работа с педагогами:
№ п/п | Тема | Форма проведения | Участвовало педагогов |
«Мир особого ребенка…» | Тренинг | 31 | |
«Адаптация детей к ДОУ – этапы работы по адаптации детей к ДОУ, степени и успешность адаптации» | Круглый стол | 4 | |
«Результаты психологического обследования» | Устные индивидуальные консультации для педагогов | 20 |
Оценивая свою работу по психологическому просвещению можно отметить, что все запланированные на 2016-2017 учебный год мероприятия с родителями и педагогами успешно реализованы.
В связи с тем, что наибольшее число обращений педагогов и родителей по вопросу, связанных с проблемами в воспитании и обучении ребенка со статусом ОВЗ педагогу-психологу в 2017-2018 учебном году необходимо организовать работу в этих направлениях.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
С целью предупреждения возможных отклонений в развитии детей в связи с их переходом на новую возрастную ступень велась психологическая профилактическая работа.
1. Деятельность по данному направлению включает работу по адаптации детей к ДОУ.
В соответствии с планом работы «Детского сада комбинированного вида «Радуга» на 2016/2017 учебный год в сентябре-октябре 2016 года проводилось психолого- педагогическое наблюдение за детьми в адаптационный период.
Тема: «Адаптация детей к ДОУ».
Цель: Проанализировать психологическое состояние детей в период адаптации к ДОУ.
Сроки проведения: с 10.08.2016 г. по 18.11.2016 г.
В наблюдении за детьми в адаптационный период приняли участие:
- Воспитатели: Филатова Е.А., Конева С.В., Гончарова А.В., Александрова А.С.
- Педагог- психолог: Семенова Т.Ю.
- Родители воспитанников.
Методами изучения явились:
- анкетирование;
- наблюдение;
- беседы с воспитателями, родителями, детьми;
Группы, участвующие в адаптации к ДОУ: группа №2, №5 - вторая младшая (3-4 года).
Этапы работы педагога-психолога в сопровождении детей в адаптационный период к условиям ДОУ:
1.Работа с родителями новых воспитанников
Работа с родителями проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих ДОУ:
- первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;
- второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
- третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
Построенная таким образом работа позволяет:
- сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
- показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
2.Знакомство и психологическое наблюдение при первой встречи с ребенком. Прогноз возможной степени адаптации. Проведение диагностического обследования нервно-психического развития (методика Н.М. Аксарина, К.Л. Печера).
Анкетирование родителей (методика «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ» Автор: Печора К.Л.). Каждый родитель получает памятки – рекомендации.
3.Контроль развития детей раннего возраста. Оценка состояния здоровья, физического, и психического развития детей, их поведения. Анализ адаптационных листов, заполняемых воспитателем на каждого ребенка (методика А.Остроуховой).
4.Рекомендации для воспитателей в проведении игр с детьми в адаптационный период.
5.Коррекционно-развивающие занятия с детским коллективом в адаптационный период (программа А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»).
6.Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ.
7.Анализ и критерии эффективности работы педагога-психолога
Результаты анкетирования родителей «Прогноз адаптации ребенка к ДОУ»
Группа | Кол-во детей | Готовы полностью | % | Готовы условно | % | Не готовы | % |
2 | 22 | 19 | 86 | 3 | 14 | 0 | 0 |
5 | 23 | 16 | 70 | 7 | 30 | 0 | 0 |
Результаты диагностики нервно-психического развития
детей младшего дошкольного возраста
при поступлении в детский сад
Критерии оценки:
- Индивидуальное диагностическое обследование нервно-психического развития по методике Н.М. Аксарина, К.Л. Печора (в присутствии родителей).
Группа | Кол-во детей | Низкий уровень | % | Средний уровень | % | Высокий уровень | % |
2 | 22 | 2 | 9 | 8 | 36 | 12 | 55 |
5 | 23 | 5 | 22 | 8 | 35 | 10 | 43 |
Для отслеживания адаптации педагогом-психологом и воспитателями в листе наблюдений за каждым воспитанником фиксировались три блока психолого-педагогических параметров, определяющих характер адаптационного периода (успешная адаптация, незначительные осложнения в адаптации, признаки дезадаптации) - см. таблицу №1.
Различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими и со взрослыми не нарушаются. Отношение к детям может быть, как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболевания не более одного раза, сроком не больше 10 дней, без осложнений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
При адаптации средней тяжести сдвиги нормализуются в течение месяца, есть признаки психического стресса. Нарушение в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким у ребенка - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встречи). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованное. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Заболевания до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется, либо снижается. Проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях.
При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате, зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. Длительность от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегание контактов или проявление агрессии. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Чтобы процесс адаптации проходил успешно, воспитателями в совместной деятельности с детьми широко использовались игровые методы. Организация игровой деятельности в первые дни ближе к взрослому помогает ребенку привыкнуть к новому фактору – большому количеству сверстников – и удовлетворить чрезвычайно острую в период адаптации потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. Удовлетворению этой потребности также хорошо помогает частое ласковое обращение воспитателей к детям, общение «лицом к лицу», тактильный контакт (поглаживание, ласковые прикосновения).
Воспитатели успешно создают условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей. Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является совместная игровая занятость.
Педагогом- психологом в адаптационный период для родителей были подготовлены письменные консультации: «Особенности адаптационного периода ребёнка к детскому саду», «Как надо готовить малыша к поступлению в детский сад»; «Развитие малыша – Игры для детей от 3-х до 4-х лет», «Как помогать детям в преодолении кризиса 3 лет»; «Понимаем ли мы своего ребенка», «Каприз как протест», «Игры со шнурками. Как самим изготовить шнуровку?», «Сладкий пальчик или почему дети сосут пальцы», «Развивающие игры для детей 3-4 лет», «Если дети балуются», «Игры для развития моторики», «Я не жадина!».
Проведено родительское собрание «Адаптация к детскому саду», также проводились устные консультации и беседы с родителями, с педагогами, на которых обсуждались и решались вопросы индивидуального характера. Благодаря воспитателям, педагогу - психологу решились многие проблемы и вопросы, интересующие родителей, связанные с поступлением малыша в детский сад.
Таблица №1.
Результаты психолого- педагогического наблюдения за детьми в период адаптации к ДОУ.
№ группы | Успешная адаптация | Незначительные осложнения в адаптации | Признаки дезадаптации |
2 группа | 93% | 7% | 0% |
5 группа | 88% | 12% | 0% |
На основании проведенного анализа психологическое состояние детей в период адаптации к ДОУ можно сделать вывод, что большинство воспитанников (93%, детей) МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» - корпус 1 успешно адаптировались к условиям ДОУ, для 7 % детей адаптация прошла с незначительными осложнениями.
С детьми, имеющими трудности в адаптационном периоде педагогом- психологом запланирована индивидуальная коррекционно- развивающая работа, направленная на снижение уровня психоэмоционального напряжения.
- Работа консультационного пункта с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в том числе, имеющими детей с отклонениями в развития.
Цель работы Консультативного пункта в ДОУ: оказание методической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Задачи: педагогическое просвещение и консультирование родителей, по различным вопросам:
-воспитания, обучения и развития детей;
-профилактики физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок детей;
-подготовки детей к поступлению в детский сад, в школу;
-осуществления преемственности семейного и общественного воспитания.
Для эффективной реализации цели и задач был разработан план работы консультативного пункта на 2016 - 2017 учебный год, определен состав педагогов, оказывающих методическую, консультативную помощь семьям, обеспечено информирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому путем устного информирования населения, размещения материалов, в детской поликлинике, распространения информационных листовок.
Подготовлены для фиксирования деятельности консультативного пункта ДОУ: журнал предварительной записи родителей (законных представителей) ребенка на консультацию, журнал учета работы консультативного пункта.
Созданы условия для оптимальной деятельности консультативного пункта: создан информационный стенд с графиком работы специалистов.
В течение года проведены следующие виды работ:
- на общем родительском собрании родители детей, посещающих ДОУ информированы о предоставлении муниципальной услуги;
- на информационном стенде размещены материалы по темам: «Приобщение детей к физической культуре», «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад», «Методы и приемы формирования у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков», «Что такое адаптация?», рекомендации родителям в общении с медлительными детьми и др.
- проведены индивидуальные консультации для обращающихся родителей.
Консультирование проводилось старшим воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Тематика индивидуальных консультаций была разнообразна:
- «Организация игровой деятельности с детьми» - 2 обращения;
- «Развитие речи детей» - 3 обращения;
- «Адаптация детей к ДОУ» - 17 обращений.
За 2016-2017 учебный год получили методическую, консультативную помощь 17 семей.
После проведенных консультаций родители давали положительную оценку работе консультативного пункта, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.
Считаем, что работу консультативного пункта в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» по оказанию методической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому в 2016-2017 учебном году можно признать удовлетворительной.
- Работа психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ продолжает реализацию данного направления.
Психолого–медико–педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными нуждами.
ПМПк в течение учебного года реализует цель обеспечения диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными нуждами. Строится процесс сопровождения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
В рамках реализации данной цели решались следующие задачи: выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в детском саду возможностей; реализация рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации для детей с ОВЗ.
Специалисты, включенные в ПМПк, после обследования детей на основании заявления родителей (законных представителей), договора между образовательным учреждением и родителями составляют индивидуальный план работы, координационный план коррекционной деятельности и взаимодействия специалистов (воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
В течение учебного года регулярно (1 раз в квартал) проводились заседания ПМПк, на которых проходило всестороннее обсуждение проблем детей с особенностями или ограничениями в развитии, представлялись заключения на ребенка и рекомендации. Специалистами ПМПк ведется вся необходимая документация соответствующей формы: карта развития ребенка, коррекционные листы. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического и речевого развития ребенка.
В течение учебного года систематически проводилось коррекционно-развивающее обучение и индивидуальная коррекционная работа. Педагог – психолог отслеживал динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи.
В 2016-2017 учебном году психолого – медико – педагогическое сопровождение было оказано 13 воспитанникам в возрасте от 4 до 7 лет.
- 13 воспитанникам присвоен статус ОВЗ для детей с ТНР, определены специальные условия образования.
- 12 воспитанникам рекомендовано продолжить обучение в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, по заключению городского ПМПК.
- 3 воспитанникам рекомендовано обучение по индивидуальной программе развития по заключению городского ПМПК.
- 1 воспитаннику рекомендовано использовать методы и приемы в коррекционной работе по программе «Семь ступенек» для детей с синдромом Дауна, по заключению городского ПМПК.
Работа по направлению психологическая профилактическая работа в 2016-2017 учебном году результативна, педагогу-психологу в 2017-2018 учебном году продолжить работу в данном направлении.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
С целью получения информации об индивидуальных особенностях детей (психологических, личностных, эмоциональных), а также для подбора методов и форм коррекционно-развивающей работы, планирования дальнейшей работы в течение 2016-2017 учебного года проводилась диагностическая работа.
Для диагностики использовались следующие методики
№ | Название методики (теста) | Основная направленность методики (теста) | Автор (ы) методики |
1 | «Экспресс диагностика в детском саду» | Диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста. | Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. |
2 | «Диагностический альбом» | Для оценки развития познавательной деятельности ребенка. | Семаго Н.Я. Семаго М.М. |
3 | «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» | Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. | Ясюкова Л.А. |
4 | «Перцептивное моделирование» | Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. | Венгер Л.А. |
5 | «Папка Веракса» | Диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста. | Веракса Н.Е. |
6 | «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» | Диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста. | Забрамная С.Д., Боровик О.В. |
7 | «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» | Диагностика, направленная на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий. | Стребелева Е.А. |
8 | «Диагностика познавательных процессов» | Уровень развития восприятия, координации, мелкой моторики. | Венгер Л.А. |
9 | «Рисунок несуществующегог животного» | Творческое воображение. | Розенцвейг C. |
10 | «Практикум по детской психологии» | Методики, направленные на изучение личности. | Урунтаева Г.А. |
Сводная таблица результатов обследования интеллектуального развития воспитанников средней группы
Восприятие | Зрительная память | Слуховая память | Внимание | Воображение | Компоненты мышления | Уровень развития | |
Высокий уровень, % | 55 | 47 | 30 | 23 | 40 | 35 | 23 |
Хороший уровень, % | 34 | 26 | 30 | 57 | 24 | 40 | 56 |
Средний уровень, % | 6 | 23 | 30 | 16 | 20 | 21 | 17 |
Низкий уровень, % | 5 | 4 | 10 | 4 | 16 | 4 | 4 |
Сводная таблица результатов обследования интеллектуального развития воспитанников старших групп
Восприятие | Зрительная память | Слуховая память | Внимание | Воображение | Компоненты мышления | Уровень развития | |
Высокий уровень, % | 55 | 47 | 30 | 23 | 40 | 35 | 23 |
Хороший уровень, % | 34 | 26 | 30 | 57 | 24 | 40 | 56 |
Средний уровень, % | 6 | 23 | 30 | 16 | 20 | 21 | 17 |
Низкий уровень, % | 5 | 4 | 10 | 4 | 16 | 4 | 4 |
Результаты диагностики уровня интеллектуального развития
воспитанников подготовительных групп
Мышление | Речевое развитие | Кратковременная | Кратковременная | Скорость переработки | Внимательность | Зрительно-моторная | Тревожность | Энергия | Уровень развития | ||||||||
Визуальное | Понятийное | Абстрактное | Речевое | Образное | слабый | средний | высокий | ||||||||||
Линейное | Структурное | Интуитивное | Логическое | ||||||||||||||
7,8 хор | 8,3 хор | 6,6 хор | 5,8 ср | 1,7 ср | 9,6 ср | 8,2 ср | 11,2 ср | 4,12 ср | 8,22 ср | 21,97 ср | 0,93 ср | 3,54 хор | 5,07 ср | 1,4 хор | 0,6% | 50,2% | 49,6% |
Диагностической работой было охвачено 210 детей, что составляет 84% от общего количества детей.
Получение индивидуальных результатов по каждому ребенку позволит спрогнозировать успешность детей в освоении программы «Радуга», простроить образовательный маршрут каждому воспитаннику.
Психологической службе ДОУ необходимо простроить коррекционную работу на 2017-2018 год с учетом данных диагностики.
Диагностировались и родители наших воспитанников, диагностической работой было охвачено 48 родителей, что составляет 20 % от общего количества родителей.
Диагностическое сопровождение позволяет наиболее эффективно организовать взаимодействие всех участников педагогического процесса.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Определение уровней развития детей позволило более эффективно простроить развивающую и коррекционную работу с детьми, консультативную работу с педагогами и родителями.
Коррекционно-развивающей работой в 2016-2017 учебном году было охвачено 55 воспитанников, что составляет 22 % от общего количества (на индивидуальной коррекции находилось 16 детей, подгрупповая коррекционно-развивающая работа проводилась с 39 детьми).
Для работы были использованы следующие программы:
№ | Название программы | Основная направленность программы | Автор (ы) программы |
1 | «Адаптация детей при поступлении в детский сад» | Психолого – педагогическое сопровождение. | Лаптев И.В. |
2 | «Коррекционно-развивающие занятия» | Конспекты занятий. Демонстрационный материал. | Шарохина В.Л. Катаева Л.И. |
3 | «Коррекционно-развивающие занятия» | Психологический тренинг «Давайте дружить» | Саранская О.Н. |
4 | «Цикл коррекционных занятий» | Работа психолога с проблемными дошкольниками. | Погудкина И.С. |
5 | «Уроки для дошколят» | Подготовка к школе. | Гаврина С.Е. |
6 | «Ломоносовская школа» | Подготовка к школе. | Сорокина Т.В. |
7 | «Чтение, письмо» | Готовимся к школе. | Узорова О.В. |
8 | «Тетрадь с заданиями» | Подготовка к школе. | Гаврина С.Е. |
9 | «Папка дошкольника» | Подготовка к школе. | Бурдина С.В. |
10 | «Учебно-методическое пособие От А до Я» | Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. | Колесникова Е.В. |
11 | «Предшкольная пора» | Азбука для дошкольников. | Журова Л.Е. Кузнецова М.И. |
В процессе коррекционно-развивающей работы решались задачи:
- Развитие психических процессов у детей, совершенствование памяти, внимания, восприятия, а также развитие моторики;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Психологическая подготовка к школе.
Динамика уровня развития эмоционально-волевой сферы воспитанников старших групп, %
№ п/п | Тревожность | Самооценка | Агрессив-ность | Отношение к дет. саду | ДРО | Уровень развития ЭВС | |||||||||||||
Выс ур | Сред ур | Низ ур | Выс ур | Сред ур | Низ ур | Выс ур | Сред ур | Низ ур | Выс ур | Сред ур | Низ ур | Выс ур | Сред ур | Низ ур | Выс ур | Сред ур | Низ ур | ||
1 | октябрь | 76 | 0 | 24 | 78 | 5 | 17 | 26 | 0 | 74 | 38 | 0 | 62 | 67 | 0 | 33 | 57 | 1 | 42 |
3 | май | 22 | 53 | 25 | 86 | 12 | 2 | 14 | 0 | 86 | 100 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 64 | 13 | 23 |
Уровень развития эмоционально-волевой сферы воспитанников старших групп
Динамика уровня развития познавательной сферы воспитанников
подготовительных к школе групп, %
№ п/п | Восприя тие | Зрительная память | Слуховая память | Внимание | Воображе ние | Мышление | Уровень развития | |||||||||||||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | ||
1 | октябрь | 29 | 35 | 16 | 23 | 28 | 13 | 24 | 28 | 16 | 28 | 24 | 18 | 32 | 26 | 14 | 32 | 23 | 13 | 22 | 13 | 5 |
3 | май | 36 | 39 | 4 | 34 | 37 | 5 | 32 | 35 | 10 | 31 | 34 | 6 | 39 | 31 | 3 | 39 | 31 | 8 | 27 | 15 | 2 |
Уровень развития познавательной сферы воспитанников подготовительных групп
Данные о динамике уровня развития воспитанников показывают эффективно организованную коррекционно-развивающую работу в ДОУ.
Для предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста проводились групповые профилактические занятия в средней, старших, подготовительных группах. Было охвачено 200 воспитанников, что составляет 80 % от общего количества детей.
В процессе коррекционно-развивающей работы решались задачи:
1. Предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
2. Развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием.
3. Освоение умения регулировать чувство недовольства собой.
За основы для работы была использована следующая программа:
- «Предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» Автор программы В.Г. Алямовская, С.Н.Петрова
Все профилактические занятия были построены с учетом возрастных особенностей детей и использовались сказочные медитации, разработанные педагогом-психологом Семеновой Т.Ю.
Для развития коммуникативных умений у детей подготовительной к школе группах проводились психологические тренинги. Было охвачено 82 воспитанника, что составляет 32% от общего количества детей.
В процессе коррекционно-развивающей работы решались задачи:
1. Развитие коммуникативных умений.
2. Развитие умения сотрудничать другими.
3. Развитие умения уважать себя и других, понимать себя, свои чувства и желания, правильно их выражать.
За основы для работы была использована следующая программа:
- «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» Автор О.Н.Саранская
В целом, анализ работы показал достаточную результативность деятельности педагога-психолога в 2016-2017 учебном году.
В 2017-2018 учебном году педагогу-психологу необходимо:
- Продолжить работу по готовности к школьному обучению;
- Информировать педагогов и родителей о способах коррекции нарушений в поведении детей;
- Продолжать работу по предупреждению психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста;
- Консультировать воспитателей старших групп по темам «Развитие внимания», «Развитие мыслительных операций»;
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Курсы повышения квалификации:
1. ФГАОУ ДПО АПК и ППРО - «Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях» - 72 ч, 2016 г.
2. Отделение дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель» - «Профессиональная деятельность педагога-психолога в освоении и реализации ФГОС ДО» - 72 ч, 2016 г.
3. ТОГИРРО - «Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в контексте требований ФГОС» - 20 ч, 2017г.
Распространение педагогического опыта:
- Участие в городской августовской конференции (представляли сенсорную комнату).
- Участие в фестивальном дне. Было проведено открытое занятие с ребенком со статусом ОВЗ.
- Выступление на методическом объединение по ПМПк-сопровождению.
- Выступление на городской опорной площадке. Демонстрация видеопоказа занятия и мастер-класс по теме «Развитие коммуникативных навыков в процессе игротренинга».
- Выступление на городском семинаре с темой «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в рамках деятельности ПМПк».
- Подготовка детей к участию в городском конкурсе «Турнир знатоков». В ходе которого в командном зачете ребята нашего детского сада заняли 2 место, а по итогам индивидуального зачета 1 и 2 места.
- Принимала участие в вебинарах на темы:
– «Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутистические нарушения» 4 часа, 2016г.
- «Индивидуальная комплексная образовательная программа в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ» 4 часа, 2016г.
- Публикации в СМИ:
- На сайте ДОУ- http://86raduga.edusite.ru : «Результаты городского интеллектуального конкурса среди воспитанников дошкольных учреждений «Турнир знатоков», «О роли семейного воспитания», «Играйте вместе с детьми», «Справляемся с детскими страхами», «Как правильно хвалить ребёнка».
- На сайте http://shkollegi.ru «Сенсорное развитие детей с ОВЗ», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с детьми ОВЗ в рамках деятельности ПМПк».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год
Проведение оценки индивидуального развития детей, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе их дальнейшего планирования....
Годовой план психолого-педагогической деятельности на 2016-2017 учебный год
Основной документ, необходимый для работы психолога в детском саду...
Самоанализ педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год
Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, опр...
ОТЧЕТ о педагогической деятельности за 2016 – 2017 учебный год
МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»ОТЧЕТо педагогической деятельности за 2016 – 2017 учебный годвоспитателя: Никишина Оксана Валерьевнагруппы общеразвивающей направле...
САМООБСЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2016-2017 учебный год
Самообследование педагога...
ОТЧЕТ о педагогической деятельности за 2016 – 2017 учебный год.
Считаем необходимым: воспитывать детей совместно с родителями (привлекать их к учебному и организационному процессу), развивать речь детей, вести работу по социально-коммуникативному развитию, уделять...
Отчет о педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год
Отчет о педагогической деятельности за 2016-2017 учебный годПедагог Андрюкова Т.В....