Самообследование педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год
методическая разработка по теме

Семенова Татьяна Юрьевна
Самообследование педагогической деятельности педагога-психолога за 2016-2017 учебный год
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Самообследование педагогической деятельности

за 2016-2017 учебный год

Семенова Т.Ю.

педагог-психолог

г. Югорск, 2017 г.

САМООБСЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА СЕМЕНОВОЙ Т.Ю.

ЗА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Задача педагога-психолога в ДОУ – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям.

Целью психологического сопровождения ДОУ является создание условий для полноценного психического и личностного развития детей,  сохранение и укрепление психофизического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.  

Основными задачами психологического сопровождения в ДОУ являются:

1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

2. Проведение групповой и индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

3. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.

  4. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

С целью решения вышеизложенных задач, работа велась в следующих направлениях:

  • психологическое просвещение и консультирование;
  • психологическая профилактика;
  • диагностическое обследование;
  • коррекционно-развивающая работа.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

Основными целями психологического просвещения являются передача педагогам, родителям, специалистам знаний о психологических и возрастных особенностях детей, о закономерностях их развития, оптимальных путях организации общения и воспитания, принципах организации деятельности детей, а также формирование потребности в психологических знаниях, внимания к психологическим аспектам работы с детьми.

В процессе реализации поставленных задач использовались следующие формы работы: беседы, письменные и индивидуальные консультации, распространение психологической литературы, памятки, занятия с элементами тренинга, психологические медитации.

Работа по психологическому просвещению осуществлялась в нескольких направлениях:

  1. Письменные консультации в родительских уголках на темы:

Консультации

Возраст

«Адаптация к ДОУ»

2-3

«Чтобы психика 2-3 летних детей развивалась нормально…»

«Семь неправильных способов похвалить ребенка»

«Большое путешествие, или как ребенок может с удовольствием делать то, чем он заниматься совсем не любит»

«Можно», «нельзя», «надо»

«Тики у детей – таинственные причуды, что делать?»

«Старшие и младшие»

«Мама, купи!»

«Мир добр, малыш! - девиз дошкольного детства»

«Как помогать детям в преодолении кризиса 3 лет»

3-4

«Понимаем ли мы своего ребенка»

«Каприз как протест»

«Игры со шнурками. Как самим изготовить шнуровку?»

«Сладкий пальчик или почему дети сосут пальцы»

«Развивающие игры для детей 3-4 лет»

«Если дети балуются»

«Игры для развития моторики»

«Я не жадина!»

«Если ребенок гиперактивный, замкнутый…»

4-5

«Надо ли наказывать детей?»

«Все дети разные»

«Застенчивость – хорошо или плохо?»

«Готовим руку к письму»

«Как пережить стресс, если он неизбежен»

«Как справится со страхами»

«Леворукий ребенок»

«Учим контролировать свой гнев»

«Можно ли заставить ребенка слушаться?»

5-6

«Сколько можно играть?»

«Если ребенок медлительный»

«Если ребенок агрессивный»

«Развиваем память»

«Развиваем ориентировку в пространстве»

«Откуда берется воровство»

«Как правильно хвалить ребенка»

«Учим контролировать свой гнев»

«Кризис семи лет»

6-7

«Воспитание самостоятельности»

«Развитие внимания и воображения»

«Готовим ребенка к школе»

«Подготовка к школе на «отлично»»

«Мышление будущего первоклассника»

«Развитие ориентировки в пространстве»

«Взрослеет ребенок - взрослеет общение»

«О каких подарках мечтают наши дети»

Общее количество – 45 консультаций.

  1. Проводились родительские собрания на темы: «Кризис 7 лет», «Возрастные особенности детей 4-5 лет», «Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Адаптация детей к детскому саду».
  2. Индивидуальные консультации с родителями.

За индивидуальной консультативной помощью обратилось 95 родителей, что составляет   38 % всех родителей воспитанников детского сада.

Основные проблемы и вопросы, которые решались на консультациях:

№ п/п

Тема консультации

% обратившихся родителей

«Проблемы в воспитании и обучении ребенка со статусом ОВЗ»

43%

«Развитие психических процессов детей: внимание, память, восприятие и мышление»

24%

«Готовность к обучению в школе»

15%

«Адаптация ребенка к ДОУ»

12 %

«Эмоционально-личностное развитие детей: агрессия, драчливость, гипердинамия, повышенная возбудимость»

6%

В связи с тем, что наибольшее число обращений родителей по вопросам связанных с проблемами в воспитании и обучении ребенка со статусом ОВЗ  и развитию психических процессов детей, педагогу-психологу в 2017-2018 учебном году необходимо организовать просветительскую работу по этим направлениям через взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Индивидуальные консультации с педагогами.

За индивидуальной консультативной помощью обратилось 19 педагогов, что составляет   63 % всех педагогов.

  Основные проблемы и вопросы, которые решались на консультациях:

№ п/п

Тема консультации

% обратившихся педагогов

1

«Проблемы в воспитании и обучении ребенка со статусом ОВЗ»

34 %

2

«Нарушение поведения: непослушание, агрессивность, раздражительность в общении и взаимодействии со взрослыми»

22 %

3

«Этапы работы по адаптации детей к ДОУ. Степени и успешность адаптации детей»

14%

4

«Развитие психических процессов детей: внимание, память, восприятие и мышление»

12 %

5

«Развитие эмоционально-волевой сферы»

10%

6

«Готовность к обучению в школе»

8 %

Большой процент обращений связан с проблемами в воспитании и обучении ребенка со статусом ОВЗ, а также с нарушением поведения.

Практическая работа с педагогами:

№ п/п

Тема

Форма проведения

Участвовало педагогов

«Мир особого ребенка…»

Тренинг

31

«Адаптация детей к ДОУ – этапы работы по адаптации детей к ДОУ, степени и успешность адаптации»

Круглый стол

4

«Результаты психологического обследования»

Устные индивидуальные консультации для педагогов

20

Оценивая свою работу по психологическому просвещению можно отметить, что все запланированные на 2016-2017 учебный год мероприятия с родителями и педагогами успешно реализованы.

В связи с тем, что наибольшее число обращений педагогов и родителей по вопросу, связанных с проблемами в воспитании и обучении ребенка со статусом ОВЗ педагогу-психологу в 2017-2018 учебном году необходимо организовать работу в этих направлениях.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

С целью предупреждения возможных отклонений в развитии детей в связи с их переходом на новую возрастную ступень велась психологическая профилактическая работа.

1. Деятельность по данному направлению включает работу по адаптации детей к ДОУ.

В соответствии с планом работы «Детского сада комбинированного вида «Радуга» на 2016/2017 учебный год в сентябре-октябре 2016 года проводилось психолого- педагогическое наблюдение за детьми в адаптационный период.

Тема: «Адаптация детей к ДОУ».

Цель: Проанализировать психологическое состояние детей в период адаптации к ДОУ.

Сроки проведения: с 10.08.2016 г. по 18.11.2016 г.

В наблюдении за детьми в адаптационный период приняли участие:

  • Воспитатели: Филатова Е.А., Конева С.В., Гончарова А.В., Александрова А.С.
  • Педагог- психолог: Семенова Т.Ю.
  • Родители воспитанников.

Методами изучения явились:

  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • беседы с воспитателями, родителями, детьми;

Группы, участвующие в адаптации к ДОУ: группа №2, №5 - вторая младшая (3-4 года).

Этапы работы педагога-психолога в сопровождении детей в адаптационный период к условиям ДОУ:

1.Работа с родителями новых воспитанников

Работа с родителями проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих ДОУ:

  • первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;
  • второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
  • третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

Построенная таким образом работа позволяет:

  • сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
  • показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.

2.Знакомство и психологическое наблюдение при первой встречи с ребенком. Прогноз возможной степени адаптации. Проведение диагностического обследования нервно-психического развития (методика Н.М. Аксарина, К.Л. Печера).

Анкетирование родителей (методика «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ» Автор: Печора К.Л.). Каждый родитель получает памятки – рекомендации.

3.Контроль развития детей раннего возраста.  Оценка состояния здоровья, физического, и психического развития детей, их поведения.   Анализ адаптационных листов, заполняемых воспитателем на каждого ребенка (методика А.Остроуховой).

4.Рекомендации для воспитателей в проведении игр с детьми в адаптационный период.

5.Коррекционно-развивающие занятия с детским коллективом в адаптационный период (программа А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»).

6.Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

7.Анализ и критерии эффективности работы педагога-психолога

Результаты анкетирования родителей «Прогноз адаптации ребенка к ДОУ»

Группа

Кол-во детей

Готовы полностью

%

Готовы условно

%

Не готовы

%

2

22

19

86

3

14

0

0

5

23

16

70

7

30

0

0

Результаты диагностики нервно-психического развития

 детей младшего дошкольного возраста

при поступлении в детский сад

Критерии оценки:

  • Индивидуальное диагностическое обследование нервно-психического развития по методике Н.М. Аксарина, К.Л. Печора (в присутствии родителей).

Группа

Кол-во детей

Низкий

уровень

%

Средний

уровень

%

Высокий

уровень

%

2

22

2

9

8

36

12

55

5

23

5

22

8

35

10

43

Для отслеживания адаптации педагогом-психологом и воспитателями в листе наблюдений за каждым воспитанником фиксировались три блока психолого-педагогических параметров, определяющих характер адаптационного периода (успешная адаптация, незначительные осложнения в адаптации, признаки дезадаптации) - см. таблицу №1.

     Различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую, средней тяжести и тяжелую.

     При легкой адаптации поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими и со взрослыми не нарушаются. Отношение к детям может быть, как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболевания не более одного раза, сроком не больше 10 дней, без осложнений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

     

При адаптации средней тяжести сдвиги нормализуются в течение месяца, есть признаки психического стресса. Нарушение в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким у ребенка - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встречи). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованное. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Заболевания до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется, либо снижается. Проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях.

При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате, зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. Длительность от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегание контактов или проявление агрессии. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Чтобы процесс адаптации проходил успешно, воспитателями в совместной деятельности с детьми широко использовались игровые методы. Организация игровой деятельности в первые дни ближе к взрослому помогает ребенку привыкнуть к новому фактору – большому количеству сверстников – и удовлетворить чрезвычайно острую в период адаптации потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. Удовлетворению этой потребности также хорошо помогает частое ласковое обращение воспитателей к детям, общение «лицом к лицу», тактильный контакт (поглаживание, ласковые прикосновения).

Воспитатели успешно создают условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей. Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является совместная игровая занятость.

Педагогом- психологом в адаптационный период для родителей были подготовлены письменные консультации: «Особенности адаптационного периода ребёнка к детскому саду», «Как надо готовить малыша к поступлению в детский сад»; «Развитие малыша – Игры для детей от 3-х до 4-х лет», «Как помогать детям в преодолении кризиса 3 лет»; «Понимаем ли мы своего ребенка», «Каприз как протест», «Игры со шнурками. Как самим изготовить шнуровку?», «Сладкий пальчик или почему дети сосут пальцы», «Развивающие игры для детей 3-4 лет», «Если дети балуются», «Игры для развития моторики», «Я не жадина!».

Проведено родительское собрание «Адаптация к детскому саду», также проводились устные консультации и беседы с родителями, с педагогами, на которых обсуждались и решались вопросы индивидуального характера. Благодаря воспитателям, педагогу - психологу решились многие проблемы и вопросы, интересующие родителей, связанные с поступлением малыша в детский сад.

Таблица №1.

Результаты психолого- педагогического наблюдения за детьми в период адаптации к ДОУ.

№ группы

Успешная адаптация

Незначительные осложнения в адаптации

Признаки дезадаптации

2 группа

93%

7%

0%

5 группа

88%

12%

0%

На основании проведенного анализа психологическое состояние детей в период адаптации к ДОУ можно сделать вывод, что большинство воспитанников (93%, детей) МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» - корпус 1 успешно адаптировались к условиям ДОУ, для 7 % детей адаптация прошла с незначительными осложнениями.

С детьми, имеющими трудности в адаптационном периоде педагогом- психологом запланирована индивидуальная коррекционно- развивающая работа, направленная на снижение уровня психоэмоционального напряжения.

  1.  Работа консультационного пункта с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в том числе, имеющими детей с отклонениями в развития.

Цель работы Консультативного пункта в ДОУ: оказание методической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Задачи: педагогическое просвещение и консультирование родителей, по различным вопросам:

-воспитания, обучения и развития детей;

-профилактики физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок детей;

-подготовки детей к поступлению в детский сад, в школу;

-осуществления преемственности семейного и общественного воспитания.

Для эффективной реализации цели и задач был разработан план работы консультативного пункта на 2016 - 2017 учебный год, определен состав педагогов, оказывающих методическую, консультативную помощь семьям, обеспечено информирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому путем устного информирования населения, размещения материалов, в детской поликлинике, распространения информационных листовок.

Подготовлены для фиксирования деятельности консультативного пункта ДОУ: журнал предварительной записи родителей (законных представителей) ребенка на консультацию, журнал учета работы консультативного пункта.

Созданы условия для оптимальной деятельности консультативного пункта: создан информационный стенд с графиком работы специалистов.

В течение года проведены следующие виды работ:

- на общем родительском собрании родители детей, посещающих ДОУ информированы о предоставлении муниципальной услуги;

- на информационном стенде размещены материалы по темам: «Приобщение детей к физической культуре», «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад», «Методы и приемы формирования у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков», «Что такое адаптация?», рекомендации родителям в общении с медлительными детьми и др.

- проведены индивидуальные консультации для обращающихся родителей.

Консультирование проводилось старшим воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Тематика индивидуальных консультаций была разнообразна:

- «Организация игровой деятельности с детьми» - 2 обращения;

- «Развитие речи детей» - 3 обращения;

- «Адаптация детей к ДОУ» - 17 обращений.

За 2016-2017 учебный год получили методическую, консультативную помощь 17 семей.

После проведенных консультаций родители давали положительную оценку работе консультативного пункта, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.

Считаем, что работу консультативного пункта в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» по оказанию методической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому в 2016-2017 учебном году можно признать удовлетворительной.

  1.  Работа психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ продолжает реализацию данного направления.

Психолого–медико–педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными нуждами.

  ПМПк в течение учебного года реализует цель обеспечения диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными нуждами. Строится процесс сопровождения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

В рамках реализации данной цели решались следующие задачи: выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в детском саду возможностей; реализация рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации для детей с ОВЗ.

Специалисты, включенные в ПМПк, после обследования детей на основании заявления родителей (законных представителей), договора между образовательным учреждением и родителями составляют индивидуальный план работы, координационный план коррекционной деятельности и взаимодействия специалистов (воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).

В течение учебного года регулярно (1 раз в квартал) проводились заседания ПМПк, на которых проходило всестороннее обсуждение проблем детей с особенностями или ограничениями в развитии, представлялись заключения на ребенка и рекомендации. Специалистами ПМПк ведется вся необходимая документация соответствующей формы: карта развития ребенка, коррекционные листы. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического и речевого развития ребенка.

В течение учебного года систематически проводилось коррекционно-развивающее обучение и индивидуальная коррекционная работа. Педагог – психолог отслеживал динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи.

В 2016-2017 учебном году психолого – медико – педагогическое сопровождение было оказано 13 воспитанникам в возрасте от 4 до 7 лет.

  • 13 воспитанникам присвоен статус ОВЗ для детей с ТНР, определены специальные условия образования.
  • 12 воспитанникам рекомендовано продолжить обучение в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, по заключению городского ПМПК.
  • 3 воспитанникам рекомендовано обучение по индивидуальной программе развития по заключению городского ПМПК.
  • 1 воспитаннику рекомендовано использовать методы и приемы в коррекционной работе по программе «Семь ступенек» для детей с синдромом Дауна, по заключению городского ПМПК.

Работа по направлению психологическая профилактическая работа в 2016-2017 учебном году результативна, педагогу-психологу в 2017-2018 учебном году продолжить работу в данном направлении.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

С целью получения информации об индивидуальных особенностях детей (психологических, личностных, эмоциональных), а также для подбора методов и форм коррекционно-развивающей работы, планирования дальнейшей работы в течение 2016-2017 учебного года проводилась диагностическая работа.

Для диагностики использовались следующие методики

Название методики (теста)

Основная направленность методики (теста)

Автор (ы) методики

1

«Экспресс диагностика в детском саду»

Диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

Павлова Н.Н.,

Руденко Л.Г.

2

«Диагностический альбом»

Для оценки развития познавательной деятельности ребенка.

Семаго Н.Я.

Семаго М.М.

3

«Оптимизация обучения и развития детей с ММД»

Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций.

Ясюкова Л.А.

4

«Перцептивное моделирование»

Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа.

Венгер Л.А.

5

«Папка Веракса»

Диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

Веракса Н.Е.

6

«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»

Диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

Забрамная С.Д.,

Боровик О.В.

7

«Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста»

Диагностика, направленная на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.

Стребелева Е.А.

8

«Диагностика познавательных процессов»

Уровень развития восприятия, координации, мелкой моторики.

Венгер Л.А.

9

«Рисунок несуществующегог животного»

Творческое воображение.

Розенцвейг C.

10

«Практикум по детской психологии»

Методики, направленные на изучение личности.

Урунтаева Г.А.

Сводная таблица результатов обследования интеллектуального развития воспитанников средней группы

Восприятие

Зрительная память

Слуховая память

Внимание

Воображение

Компоненты мышления

Уровень развития

Высокий уровень, %

55

47

30

23

40

35

23

Хороший уровень, %

34

26

30

57

24

40

56

Средний уровень, %

6

23

30

16

20

21

17

Низкий уровень, %

5

4

10

4

16

4

4

Сводная таблица результатов обследования интеллектуального развития воспитанников старших групп

Восприятие

Зрительная память

Слуховая память

Внимание

Воображение

Компоненты мышления

Уровень развития

Высокий уровень, %

55

47

30

23

40

35

23

Хороший уровень, %

34

26

30

57

24

40

56

Средний уровень, %

6

23

30

16

20

21

17

Низкий уровень, %

5

4

10

4

16

4

4

Результаты диагностики уровня интеллектуального развития

воспитанников подготовительных  групп

Мышление

Речевое развитие

Кратковременная
речевая память

Кратковременная
зрительная память

Скорость переработки
информации

Внимательность

Зрительно-моторная
координация

Тревожность

Энергия

Уровень развития

Визуальное

Понятийное

Абстрактное

Речевое

Образное

слабый

средний

высокий

Линейное

Структурное

Интуитивное

Логическое

7,8

хор

8,3

хор

6,6

хор

5,8

ср

1,7

ср

9,6

ср

8,2

ср

11,2

ср

4,12

ср

8,22

ср

21,97

ср

0,93

ср

3,54

хор

5,07

ср

1,4

хор

0,6%

50,2%

49,6%

Диагностической работой было охвачено 210 детей, что составляет 84% от общего количества детей.

Получение индивидуальных результатов по каждому ребенку позволит спрогнозировать успешность детей в освоении программы «Радуга», простроить образовательный маршрут каждому воспитаннику.  

Психологической службе ДОУ необходимо простроить коррекционную работу на 2017-2018 год с учетом данных диагностики.

Диагностировались и родители наших воспитанников, диагностической работой было охвачено 48 родителей, что составляет 20 % от общего количества родителей.

 Диагностическое сопровождение позволяет наиболее эффективно организовать взаимодействие всех участников педагогического процесса.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Определение уровней развития детей позволило более эффективно простроить развивающую и коррекционную работу с детьми, консультативную работу с педагогами и родителями.

Коррекционно-развивающей работой в 2016-2017 учебном году было охвачено 55 воспитанников, что составляет 22 % от общего количества (на индивидуальной коррекции находилось 16 детей, подгрупповая коррекционно-развивающая работа проводилась с 39 детьми).

Для работы были использованы следующие программы:

 

Название программы

Основная направленность программы

Автор (ы) программы

1

«Адаптация детей при поступлении в детский сад»

Психолого – педагогическое сопровождение.

Лаптев И.В.

2

«Коррекционно-развивающие занятия»

Конспекты занятий. Демонстрационный материал.

Шарохина В.Л.

Катаева Л.И.

3

«Коррекционно-развивающие занятия»

Психологический тренинг «Давайте дружить»

Саранская О.Н.

4

«Цикл коррекционных занятий»

Работа психолога с проблемными дошкольниками.

Погудкина И.С.

5

«Уроки для дошколят»

Подготовка к школе.

Гаврина С.Е.

6

«Ломоносовская школа»

Подготовка к школе.

Сорокина Т.В.

7

«Чтение, письмо»

Готовимся к школе.

Узорова О.В.

8

«Тетрадь с заданиями»

Подготовка к школе.

Гаврина С.Е.

9

«Папка дошкольника»

Подготовка к школе.

Бурдина С.В.

10

«Учебно-методическое пособие От А до Я»

Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.

Колесникова Е.В.

11

«Предшкольная пора»

Азбука для дошкольников.

Журова Л.Е.

Кузнецова М.И.

В процессе коррекционно-развивающей работы решались задачи:

  1. Развитие психических процессов у детей, совершенствование памяти, внимания, восприятия, а также развитие моторики;
  2. Развитие коммуникативных навыков;
  3. Развитие эмоциональной сферы;
  4. Психологическая подготовка к школе.

Динамика уровня развития эмоционально-волевой сферы воспитанников старших групп, %

№ п/п

Тревожность

Самооценка

Агрессив-ность

Отношение к дет.  саду

ДРО

Уровень развития ЭВС

Выс ур

Сред ур

Низ ур

Выс ур

Сред ур

Низ ур

Выс ур

Сред ур

Низ ур

Выс ур

Сред ур

Низ ур

Выс ур

Сред ур

Низ ур

Выс ур

Сред ур

Низ ур

1

октябрь

76

0

24

78

5

17

26

0

74

38

0

62

67

0

33

57

1

42

3

май

22

53

25

86

12

2

14

0

86

100

0

0

100

0

0

64

13

23

Уровень развития эмоционально-волевой сферы воспитанников старших групп

Динамика уровня развития познавательной сферы воспитанников

подготовительных к школе групп, %

№ п/п

Восприя

тие

Зрительная память

Слуховая память

Внимание

Воображе

ние

Мышление

Уровень развития

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

1

октябрь

29

35

16

23

28

13

24

28

16

28

24

18

32

26

14

32

23

13

22

13

5

3

май

36

39

4

34

37

5

32

35

10

31

34

6

39

31

3

39

31

8

27

15

2

Уровень развития познавательной сферы воспитанников подготовительных групп

Данные о динамике уровня развития воспитанников показывают эффективно организованную коррекционно-развивающую работу в ДОУ.

Для предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста проводились групповые профилактические занятия в средней, старших, подготовительных группах. Было охвачено 200 воспитанников, что составляет 80 % от общего количества детей.

 В процессе коррекционно-развивающей работы решались задачи:

1. Предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

2. Развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием.

3. Освоение умения регулировать чувство недовольства собой.

За основы для работы была использована следующая программа:

  • «Предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» Автор программы В.Г. Алямовская, С.Н.Петрова

Все профилактические занятия были построены с учетом возрастных особенностей детей и использовались сказочные медитации, разработанные педагогом-психологом Семеновой Т.Ю.

Для развития коммуникативных умений у детей подготовительной к школе группах проводились психологические тренинги. Было охвачено 82 воспитанника, что составляет 32% от общего количества детей.

В процессе коррекционно-развивающей работы решались задачи:

1. Развитие коммуникативных умений.

2. Развитие умения сотрудничать другими.

3. Развитие умения уважать себя и других, понимать себя, свои чувства и желания, правильно их выражать.

За основы для работы была использована следующая программа:

  • «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» Автор О.Н.Саранская

В целом, анализ работы показал достаточную результативность деятельности педагога-психолога в 2016-2017 учебном году.

В 2017-2018 учебном году педагогу-психологу необходимо:  

  • Продолжить работу по готовности к школьному обучению;
  • Информировать педагогов и родителей о способах коррекции нарушений в поведении детей;
  • Продолжать работу по предупреждению психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста;
  • Консультировать воспитателей старших групп по темам «Развитие внимания», «Развитие мыслительных операций»;

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Курсы повышения квалификации:

1. ФГАОУ ДПО АПК и ППРО - «Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях» - 72 ч, 2016 г.

 2. Отделение дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель» - «Профессиональная деятельность педагога-психолога в освоении и реализации ФГОС ДО» - 72 ч, 2016 г.

3. ТОГИРРО - «Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в контексте требований ФГОС» - 20 ч, 2017г.

Распространение педагогического опыта:

  1. Участие в городской августовской конференции (представляли сенсорную комнату).
  2. Участие в фестивальном дне. Было проведено открытое занятие с ребенком со статусом ОВЗ.
  3. Выступление на методическом объединение по ПМПк-сопровождению.
  4. Выступление на городской опорной площадке. Демонстрация видеопоказа занятия и мастер-класс по теме «Развитие коммуникативных навыков в процессе игротренинга».
  5. Выступление на городском семинаре с темой «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в рамках деятельности ПМПк».
  6. Подготовка детей к участию в городском конкурсе «Турнир знатоков». В ходе которого в командном зачете ребята нашего детского сада заняли 2 место, а по итогам индивидуального зачета 1 и 2 места.
  7. Принимала участие в вебинарах  на темы:

– «Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутистические нарушения» 4 часа, 2016г.

- «Индивидуальная комплексная  образовательная программа в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ» 4 часа, 2016г.

  1. Публикации в СМИ:

- На сайте ДОУ- http://86raduga.edusite.ru :   «Результаты городского интеллектуального конкурса среди воспитанников дошкольных учреждений «Турнир знатоков», «О роли семейного воспитания», «Играйте вместе с детьми», «Справляемся с детскими страхами», «Как правильно хвалить ребёнка».

- На сайте http://shkollegi.ru «Сенсорное развитие детей с ОВЗ», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с детьми ОВЗ в рамках деятельности ПМПк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год

Проведение оценки индивидуального развития детей, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе их дальнейшего планирования....

Годовой план психолого-педагогической деятельности на 2016-2017 учебный год

Основной документ, необходимый для работы психолога в детском саду...

Самоанализ педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год

Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, опр...

ОТЧЕТ о педагогической деятельности за 2016 – 2017 учебный год

МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»ОТЧЕТо педагогической деятельности за 2016 – 2017 учебный годвоспитателя: Никишина Оксана Валерьевнагруппы общеразвивающей направле...

ОТЧЕТ о педагогической деятельности за 2016 – 2017 учебный год.

Считаем необходимым: воспитывать детей совместно с родителями (привлекать их к учебному и организационному процессу), развивать речь детей, вести работу по социально-коммуникативному развитию, уделять...

Отчет о педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год

Отчет о педагогической деятельности за 2016-2017 учебный годПедагог Андрюкова Т.В....