Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология
методическая разработка по теме
Мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_nash_1_1.docx | 26.24 КБ |
master_klass_sit_05.09.2017.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
Мастер-класс
«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
Составила старший воспитатель МАДОУ № 82
Бухмина Татьяна Николаевна
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
2017 год
Мастер-класс
Текст | Слайд |
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. | «Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов) |
Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная педагогами новаторами, нашими современниками Евгением Шулешко, Александрой Ершовой и Вячеславом Букатовым. | На слайде тема мастер-класса «Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» Фото авторов. |
Сущность социо-игровой технологии заключается в организации занятия как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них. Социо-игровую технологию можно системно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением. | |
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп: 1. Игры-задания для рабочего настроя. 2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. 3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. 4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. | 1. Игры-задания для рабочего настроя. 2. Игры для социо-игрового приобщения к делу. 3. Игровые разминки. 4. Задания для творческого самоутверждения. |
Одним из приемов СИТ является «Волшебная палочка». Здесь важно сказать, что волшебной палочкой может стать любой предмет, который есть под рукой, он передается от человека к человеку, при этом детям дается определенное задание. Ну, а чтобы лучше понять практическую применимость социо-игровой технологии, предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной. Задание будет простое. Вам нужно назвать ваш любимый семейный праздник. (Педагог передает 5-6 участникам мастер-класса карандаш, участники называют ответы). Сейчас усложним задание, вы называете ваш любимый семейный праздник и говорите, почему именно. (Педагог передает оставшимся участникам мастер-класса карандаш, участники называют ответы). | Игра «Волшебная палочка» |
Сейчас я показала вам, как работает один из приемов СИТ, а вы в это время озвучили золотые правила СИТ: (обращает внимание на слайд) 1. Почему нравится праздник? Потому что вы двигались (на дне рождения – танцы, Новый год – игры и т.д.) 2. Почему нравится Новый год? Потому что его можно праздновать и дома, и в гостях, и на улице, и в кафе. 3. Естественно, раз праздник семейный, то и празднуют его небольшой группой. Вот такие три правила заложены в основе СИТ. И при работе с детьми нужно их придерживаться. | 1. Двигательная активность. 2. Смена мизансцены ролей. 3. Работа в малых группах. |
А сейчас для работы в фокус-группе я предлагаю выйти тем, у кого любимый семейный праздник – Новый год! (Или День рождения, в общем тот, который назовут больше человек) А теперь тем, у кого любимый праздник Сабантуй! (День рождения!) | |
Выходят 2 фокус-группы. Сегодня мы с вами будем готовиться к самым любимым по вашему мнению праздникам и делать адвент-календарь. Соблюдая одно из правил СИТ, я умышленно не заготовила для вас рабочие места, поэтому я предлагаю вам самим взять столы, стулья и поставить так, чтобы вам было удобно работать. Фокус группа расставляет столы. Обращение к основной аудитории. Многие со мной, наверное, согласятся, что ожидание праздника более приятное и волнительное время, зачастую гораздо более волшебное и чарующее, чем сам праздник. Традиция создавать адвент-календари, или календари ожидания, появилась в нашей жизни относительно недавно. По-другому их называют еще рождественскими. Такие вещи наверняка принесут радость и вам, и родителям, и, конечно, детям. И совсем не важно, что эта традиция пришла из католических стран. Ведь всегда можно адаптировать обычай под себя. К тому же такой календарь не обязательно делать только перед Рождеством или Новым годом. Можно порадовать ребенка, например, перед его днем рождения или другим праздником. Таким образом, вы создадите исключительно свою семейную традицию. Суть адвент-календаря состоит в том, что ведется по дням обратный отсчет до ожидаемого праздника. Причем каждый день ребенок находит в адвент календаре либо какой-то небольшой и приятный сюрприз, либо задание или идею досуга на текущий день. Итак, фокус-группы организовали свое рабочее место. И теперь мы переходим к еще одному правилу СИТ – это распределение ролей. Вам необходимо определиться – кто в вашей группе будет автором идеи вашего календаря, кто оформителем, кто будет представлять вашу работу. Можете приступать. | Примеры адвент-календарей |
Фокус группа изготавливает адвент-календари. Обращение к основной аудитории. Сейчас я хочу раскрыть возможности еще нескольких приемов СИТ. Приемы: «Видимо-невидимо» можно использовать как с детьми подготовительной группы, умеющими читать, так и с родителями. Можно использовать плакат, можно использовать интерактивную доску и написать так качества личности, например добрый, честный, внимательный и т.д. Родителям предлагается выбрать те качества, которые присущи их ребенку. С этой таблицей «видимо-невидимо» можно работать в разных направлениях. «Мост дружбы» Служит для развития эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, для преодоления нерешительности, скованности у застенчивых детей. Предлагаем детям линейку и говорим кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер. «Радио» Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику. Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали. Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам. «Чемодан» Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми. Для того чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти свое место в команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет быстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков. Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого отводится 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие. Организуя данную игру, мы используем правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.). «Снежная королева» Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку. Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего. Как вариант, можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры. «Подарки» Целью данного приема будет развитие творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я». Для того чтобы начать эту игру, необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаете встать полукругом по номерам домов, в которых живут играющие, а потом рассчитаться на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны. | Названия приемов по-очереди |
Итак, я вижу наши фокус-группы готовы представить свои адвент-календари. Пожалуйста, вам слово. Фокус-группы представляют свои работы. Даришь их комиссии на праздник. Я благодарю вас за вашу работу. Присаживайтесь на свои места. | |
И в завершение я хочу пояснить еще один прием. Он называется «Шапка вопросов и ответов». Очень часто педагогу сложно вытянуть родителей на разговор, чтобы они активно участвовали в дискуссии. Но вопросов у них всегда очень много. И «Шапка вопросов и ответов» предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочке и опускают их в шапку. Понятно, что вместо шапки можно использовать любой другой подходящий для этого предмет. После этого они сами же вытягивают эти вопросы. А когда они вытягивают, то вынуждены сами на этот вопрос отвечать. Вопросы могут быть разные. Например, какие приемы СИТ вам сегодня запомнились? Вам, какие запомнились? А вам? Хочу вам предложить продолжить фразу «Я буду (или не буду) использовать социо-игровую технологию, потому что…» | Название приема. |
Закончить свой мастер-класс хочется высказыванием Вячеслава Михайловича Букатова «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Поэтому, любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле… » | Спасибо за внимание! |
Кратко остановлюсь на проблемах, или как сейчас говорят «человеческом факторе». Мне было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Иногда на занятии неожиданные импровизации возникают на каждом шагу. Раньше был один ответ ребенку: «Твой вопрос мы решим после занятия», а теперь я пытаюсь услышать каждого. С помощью социо-игровой педагогики я поборола свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль,не делая никаких наставлений, даю возможость детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель педагогического неумения. И в результате всех «неуспеваний» и «программных отставаний» чаще всего оказывается пройденным программный материал не только качественно, но и досрочно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология Мастер класс
Е.Е. Шулешко В.М. Букатов А.П. Ершова
1. Игры-задания для рабочего настроя. 2. Игры для социо-игрового приобщения к делу 3. Игровые разминки 4. Задания для творческого самоутверждения Класификация игровых заданий социо-игровой технологии
«Волшебная палочка» Прием социо-игровой технологии
Правила социо-игровой технологии 1. Двигательная активность 2. Смена мизансцены ролей 3. Работа в малых группах
Адвент-календарь
Прием социо-игровой технологии «Шапка вопросов и ответов» « Чемодан » « Мост дружбы » « Снежная королева »
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....
Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....
СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошко...
МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...
Консультация "Социо игровой стиль работе с детьми, как эффективная педагогическая технология"
Социо – игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология Центр внимания этого направления составляют две исследовательские проблемы: социальное содержание детской иг...
«Социо - игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом обществе со сверстниками, которую мы применяем в своей педагогической деятельности.Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, ре...
Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.
Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...