«Социо - игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
методическая разработка на тему

Рачкова Зоя Михайловна

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом обществе со сверстниками, которую мы применяем в своей педагогической деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Именно современная педагогика Е. Шулешко, А Ершовой и В. Букатовым помогает в этом.

Дети очень любят задавать вопросы. У них ярко выражена потребность в познании. Именно благодаря познавательным потребностям, ребенок овладевает человеческим опытом. Познание начинается с вопроса. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос направляет ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Социо-игровые приемы можно использовать как в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_sotsio-igrovaya_tehnologiya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Детский сад присмотра и оздоровления № 1»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Социо - игровой стиль работы с детьми

 как эффективная педагогическая технология»

 2013 г

Аннотация:

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.

Идеология ФГТ направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В тексте ФГТ, как видно, не употребляется слово «занятие». На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь назовем игру, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности».

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.  Одной из таких технологий является социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками, которую мы  применяем в своей педагогической  деятельности.

Предназначено заведующим, заместителям заведующего по ВМР, методистам, воспитателям всех видов дошкольных учреждений,  узким специалистам.

        Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

        Поэтому для воспитания сегодня, как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

        Соответствовать данному утверждению нам  помогает современная педагогическая технология «Социо - игровая педагогика» представленная  Е.Шулешко,  А. Ершовой и В. Букатовым.

        В своей педагогической практике  мы применяем социо - игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

        Наши педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

 

Принципы, которыми мы руководствуемся в работе с детьми

по социо-игровой технологии:

  • Принцип ровесничества. 

Ровесничество - категория, требующая признать исходным условием то, что дети могут жить своей собственной жизнью, иметь свои собственные игры и считалки, передаваемые от одного детского поколения другому, свои секреты и клады, иметь общие интересы к чтению, рукописным буквам и словам, к математическим закономерностям, к природе, к таинственности, которая понятна детям. Идея ровесничества может быть обозначена фразой «мы сами». «Мы сами» - известное детское выражение, исчезающее в общении со взрослыми, навязчиво обучающими детей. Поэтому, чтобы сохранить такую форму детской соорганизации, взрослый должен уйти за ее пределы. Но он не превращается в «постороннего», он становится приобщенным наблюдателем, ибо в это время «все свои».
Нормальное общение детей между собой и со взрослыми является движущей силой в развитии личности дошкольников, а также и детей с общим недоразвитием речи.

  • Принцип единства всех видов деятельности. (Интеграция)

Стремление многих педагогов и психологов «разложить» жизнь детей на многие составляющие компоненты (интеллектуальный, эмоционально-волевой, личностный) приводит не к желаемому «синтезу», а к тому, что жизнь детей начинает восприниматься мозаично-разрозненной. Закрепление такого представления в сознании взрослых выражается в разработке методических приёмов, направленных на развитие лишь отдельных сторон психики ребёнка (например, тренировка внимания, формирование сенсорных эталонов, развитие мышления или произвольного поведения). Эти же представления заставляют «признать», что между различными видами деятельности (музыка, рисование, чтение и т.д.) не существует прямой связи, и они лишь «специфически» развивают ребёнка. И такое исключение прямой связи между различными видами деятельности детей сужает целостное восприятие ими окружающей действительности, тормозит формирование важнейших личных качеств ребёнка: активности, смелости, веры в свои силы при наличии прямой связи между всеми видами деятельности детей.

  • Принцип личностного взаимодействия. 

Педагогу необходимо сменить свою позицию с технологической (регламентированной) на такую, которая позволяет удержать представление о самостоятельной жизни и деятельности детей в ходе освоения культурных умений и традиций. Такую позицию педагога можно назвать «культурологической».
Подобный подход к организации педагогического процесса разрешает не только проблему речевого развития детей как в норме, так и с речевой патологией, но и в целом обеспечивать сохранность и развитие психического и физического здоровья.
Эту и другие проблемы рассматривает Л.С.Выготский в своей работе «Развитие высших психических функций», определяя четыре ступени развития. Три из них: инстинкты, навыки и интеллект он относит к природным (натуральным), а четвёртая ступень - овладение ребёнком сложными приёмами культурного поведения по аналогии с интеллектом он называет волей.
«Культура ничего не создает, она только использует данное природой, видоизменяет и ставит на службу человека».
Исходя из этого высказывания, на содержание педагогической работы мы можем взглянуть как на задачу сохранения психических качеств детей, которые составляют природу человека, и, при определенных условиях, произрастают в культурные формы поведения

  • Принцип коммуникативности и сотрудничества. 

Создать условия для общения - это значит, что педагогу необходимо уйти от лидерства, дать возможность ребёнку реализовать свой опыт, утвердиться в своих силах среди своих сверстников.

  • Принцип единства развития каждого участника и всего коллектива; работа в микрогруппах. 

Наша задача научить детей во время разговора слушать и слышать друг друга ,а это дается детям довольно трудно. Вот почему необходимо создать условия для общения детей сначала в паре, затем в тройках. Причём необходимо предоставить ребенку право выбора: с кем ему быть, а с кем не быть. Работа в парах, в тройках, в малых группах способствует сближению детей, совершенствует их общение.

  • Принцип саморазвития на основе рефлексии (самооценки). 

Приобретая в общении навык дружеских отношений, дети становятся более внимательными и заботливыми друг к другу. И тем детям, которые затрудняются в разрешении своих проблем, друзья обязательно подскажут, помогут, и у них появляется сначала желание научиться, а потом и интерес к происходящему. Но самое важное, необходимое для развития личности ребёнка - это возможность, которую он получает в общении с друзьями, высказывать свое мнение и быть выслушанным друзьями и ими же оцененным., где у ребёнка появляется потребность задать и ответить на вопрос.

  • Принцип активности. 

Для того, чтобы сохранить эмоциональное благополучие ребёнка, ему нужно дать возможность почувствовать себя удачливым во всех сферах деятельности, и, безусловно, среди всех вместе, только тогда признание получит каждый ребёнок, не дожидаясь никакой «очередности» . Движение и активность, вот та формула, которая поможет детям, а для этого необходимо использовать те формы работы, которые сподвигнут ребенка к той самой активности:

  • активность в общении, при которой у детей развивается способность быть контактным, не боясь  людей;
  • активность в поведении - это предпосылка направленного поиска, т.е. способность не избегать трудностей, при решении ребёнком практических задач.
  • активность в речи - это желание и намерение высказаться, умение начать деловой разговор, поддержать его, т.е. умение действовать в общем разговоре.

        Сущность социо - игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой:

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

        Следуя этим советам, непосредственно образовательную деятельность организуем как игра - жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них, а так же социо-игровую технологию системно используем как  в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы с последующим  превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:

• помочь детям научиться эффективно общаться;

• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

        Социо - игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Изучая труды основателей социо-игровой педагогики нам очень понравились законы общения, которые они предлагают:

•        Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

•        Не ворчать, не ныть, не бурчать;

•        Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

•        Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

•        Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

•        Поддержи, помоги подняться и победить;

•        Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

•        Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

•        Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

• на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение мы обучаем дошкольников.

Игровой прием «Вопрос-ответ».

Воспитатель обращает внимание на то, что в его мешочке что-то находится, и детям нужно угадать. Для этого они должны задавать вопросы, ответом на которые будут слова «да», «нет», «возможно».

Так как все окружающее нас делится на живое и неживое, то и первым должен быть соответствующий вопрос. (Это живое? –да).Мы знаем, что относится к живому : растения, животные, насекомые, птицы, человек.. и следующий вопрос будет направлен на то, чтобы, узнать к какому классу это относится.

-Это животное? – нет.

Это растение? – да.

Теперь можно узнать местонахождение его.

- Оно растет у нас? – да.

-Оно растет в комнате? – нет.

-Оно растет в саду?  - да.

-Это растет на дереве? – да.

- Оно съедобное? – да.

- Круглое? – да.

- Вкусное? – да.

- Оно красного цвета? – может быть.

- Бывает зеленого цвета? – да.

- Это яблоко? – да!

Воспитатель достает из мешочка яблоко и показывает детям.

Так получился описательный рассказ об яблоке.

Далее предлагается задание в подгруппах.

Загадать предмет по схеме, например:  «Этот предмет желтого цвета, большой и не квадратный»

«Этот предмет маленький, некруглый, не синего цвета».

Задавая вопросы, дети выстраивают логическую цепочку, ответы которой помогают им подойти к выводу.

 «Полслова за Вами».

Участники стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч любому игроку, говорит половину слова, игрок должен его закончить. Например, «поло…(тенце, вик), ко…(мар, за), ве..(нок, ник), фи..(лин, ниш, нал), за…(бор,вал).

В результате использования социо-игровой технологии у детей развивается любознательность, реализуется познавательная потребность, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Плюсы социо-игрового стиля:

- Отношения: «ребенок - сверстники»;

-  Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;

-  Дети самостоятельны и инициативны;

-  Дети сами устанавливают  правила игры;

-  Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

-  Дети  договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети  помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо-игровой стиль  учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Таким образом, мы пришли к выводу, что применение социо - игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

И для этого нами создан свод правил:

•        Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

•        Воспитатель – не судья. Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

•        Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

•        Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

•        Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

•        Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.          

                В результате использования социо – игровой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп: (Приложение)

1.        Игры-задания для рабочего настроя.

2.        Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

3.        Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4.        Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

«Золотые правила» социо – игровой технологии

(по В.М. Букатову)

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». 

        Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Можно поделиться:

  - по цвету волос, глаз, одежды;

  - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

  - кто на каком этаже живет;

  - четный - нечетный, однозначный -двузначный номер квартиры;

  - найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;

  - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком  и т.д.

2 правило: «Смена лидерства». 

        Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети  не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: Смена темпа и ритма.  

        Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.  

5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом:  «Слухачи», «Эстафета»,  «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной», «Молекулы», «Один за всех..»  и т.д.    

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». 

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошко...

МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...

Консультация "Социо игровой стиль работе с детьми, как эффективная педагогическая технология"

Социо – игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая  технология Центр внимания этого направления составляют две исследовательские проблемы: социальное содержание детской иг...

Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.

Девиз  социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...

Мастер-класс для воспитателей "Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология".

На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности мож...