Инновационные подходы в организации работы ДОО по поддержки детской инициативы и самостоятельности
статья на тему
В статье рассматриваются новые подходы по поддержки детской инициативы и самостоятельности в ДОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы в организации работы ДОО по поддержки детской инициативы и самостоятельности
И.В. Низяева МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №195»
Одним из основополагающих принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС ДО, является построение образовательно деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Исходя из этого, актуальным является создание условий для самореализации и развития дошкольника в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесса, в котором содержатся все условия для инициативы и самостоятельности. Внедряя новые подходы в организации работы ДОО по поддержки детской инициативы и самостоятельности, мы опирались на исследования педагогов-психологов Н. А. Коротковой и П. Г. Нежнова которое основано на интегральном представлении об уровне развития дошкольника как активной самоопределяющейся личности. Н. А. Короткова и Г.П. Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Психологический фон, с точки зрения авторов, отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника. Ими было выделено четыре сферы инициативы: творческая; целеполагания и волевого усилия; коммуникативная; познавательная.
Исходя из этого нами был разработан и апробирован алгоритм по поддержки детской инициативы в различных видах деятельности. Алгоритм модели: Инициатива - Сферы инициатив - Виды деятельности (инициатива ребенка конкретизируется в 4 сферах инициатив, реализующихся через 9 видов деятельности). На практике это происходит следующим образом. В каждой группе ДОО живет и растет «Дерево интересных дел» которое представляет собой панно (в доступном для детей месте) с изображением дерева с девятью ветвями (виды деятельности), маркерами деятельности служат картинки, расположенные на каждой из ветвей. Листья – это фотографии детей группы, которые находятся в специальных коробках.
В утренние часы дети и воспитатель собираются перед «Деревом интересных дел» и обсуждают, какие инициативы и как будут реализовываться в разных видах деятельности. Озвученные инициативы (листья) размещаются детьми на дереве. Намечаются способы реализации инициатив на день или несколько дней. Тема недели может меняться в зависимости от реализуемых инициатив.
Специалисты и педагоги дополнительного образования получают информацию в утренние часы и подстраивают свою работу под запросы детей. После завершения образовательной деятельности дети анализируют проявленную инициативу (детская рефлексия) с помощью карточек «Веселые человечки» и отмечают цветным маркером центры активности, которые они посетили за день в «Карте АИВ» (карта активного индивидуального выбора).
В конце дня группа подводит итоги выполнения инициатив, и выявляет, какие из них не реализованы и почему (около дерева стоит сундучок для реализованных инициатив, нереализованные инициативы остаются на ветвях). Воспитатель анализирует полученную информацию (что получилось, что не получилось, почему) и планирует деятельность следующего дня с учётом выявленных проблем.
Основным стимулом для поддержки инициативы и самостоятельности детей является рост группового дерева, связанный с достижениями воспитанников на промежуточных этапах реализации модели. Дополнительной мотивацией служит цветение «Дерева инициатив» в конце года (на дереве размещаются изображение цветов с фотографиями реализованных инициатив в разных видах деятельности). На протяжении года педагоги ДОО проводят мониторинг инициативности и самостоятельности детей на основе методики Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: осваивая при поддержке взрослого выбор и ответственность, умение анализировать собственную деятельность, ребенок обретает собственные цели и способы их осуществления, а вместе с ними-свободу и осознанную ответственную деятельность.
Список литературы:
1.Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах». М. 2014г.
2.Л.В.Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста». М.Просвещение 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольников"
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных....
Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования
Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе.
Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе....
ТЕЗИС ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО Тема: «Использование инновационных образовательных технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях внедрения ФГОС ДОО».
материал о том, что такое детская инициатива и какие задачи стоят перед педагогом при использовании инновационных технологий в условиях ФГОС ДО....
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...