Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по поддержке детской инициативы и самостоятельности в условиях региональной инновационной площадки детского сада
статья
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по поддержке детской инициативы и самостоятельности в условиях региональной инновационной площадки детского сада
Шеленок Ольга Анатольевна,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 225» г. Саратов
В настоящее время большое внимание уделяется таким вопросам дошкольного образования: обеспечение качества содержания образования через внедрение образовательных технологий.
В нашем детском саду второй год функционирует региональная инновационная площадка по теме: «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»
Педагоги должны хорошо ориентироваться в основных положениях стандарта дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования о поддержке детской инициативы:
Пункт 1.4. Основные принципы дошкольного образования:
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Пункт 1.6. Задачи, на решение которых направлен Стандарт:
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности
Пункт 2.4. Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Пункт 2.11.2. В содержательном разделе Программы
должны быть представлены:
б) способы и направления поддержки детской инициативы
Пункт 3.2.1. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
Пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда
– одно из средств поддержки детской инициативы:
«Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников…
• возможность самовыражения детей»
Пункт 4.6. Целевые ориентиры, которые ставит ФГОС на этапе
завершения дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности …
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями …;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет …;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Пункт 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей (компетенции воспитателя)
2. поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
Разрабатывая Программу РИП, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Вдумчиво подойти к осуществлению Плана реализации региональной инновационной площадки, с желанием и аккуратностью выполнять работу на каждом этапе инновационного проекта.
- Своевременно выявлять проблемы и риски принимать соответствующие решения.
Наряду опубликованным опытом детских садов по данной теме мы апробировали разные методы, приемы, способы поддержки детской инициативы и самостоятельности. Представляем перечень, используемых нами технологий, которые мы считаем действительно результативными и интересными детям и педагогам:
- Педагогическая технология Л.В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ»
- Свободная самостоятельная игра
- Самостоятельная деятельность детей в Центрах активности (Создание маршрута занятости в Центрах активности)
- «Развивающая стена»
- Утренний групповой круг / Групповой сбор
- Совместное планирование – способ «культурного продавливания» /
Методика «Модель трех вопросов»
- Ритуал планирования самостоятельной деятельности
- «Экран желаний»
- Модифицированная таблица «Системный оператор»
- Карта выбора занятий / морфотаблица
- Итоговый (вечерний) круг / итоговый групповой круг / Рефлексивный круг
- «Метод проектов»
- Детские конференции
- Детские общественные советы (ООП ДО «Вдохновение»)
- Технология «Ситуация» (ООП ДО «Мир открытий»)
- Квест и др.
К нeдиpeктивным методам взаимодействия можно отнести: диалог c ребёнком, беседу на основе активного слушания.
Нами эффективно используется «развивающая среда».
Обращаем внимание, как правильно организовать самостоятельную деятельность детей на развивающей стене?
• Не руководить ребенком, а уважать его интересы и индивидуальные особенности развития.
• Наблюдать, а не вмешиваться в деятельность ребенка даже с целью поощрения.
• Не навязывать темп выполнения задания, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению.
• Не регламентировать деятельность ребенка.
• Не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.
Организовать процесс планирования образовательной деятельности сложно, но еще сложнее проконтролировать.
Рекомендации педагогам:
В планировании обязательно отражать использование способов поддержки детской инициативы и самостоятельности
(выбор удобной формы перспективного и календарного планирования)
- проблемно-игровые вопросы и задания
- заполнения рабочих тетрадей, дневников, дневников наблюдений
- проблемные ситуации
- специальные ситуации общения
- самостоятельная деятельность по выбору и интересам
Педагогическая диагностика осуществляется воспитателям групп через наблюдения за деятельностью детей по следующим показателям развития детской инициативы и самостоятельности:
- способность ребенка самостоятельно организовать свое рабочее
место,
- способность ребенка самостоятельно выбрать дело и довести его до конца,
- способность ребенка предлагать варианты решений в процессе деятельности,
- способность ребенка активно слушать и воспринимать информацию из вне,
- способность ребенка оказать помощь соседу
Формы записи педагогических наблюдений могут быть следующие:
- Регистрация эпизодов. Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки.
- Повествовательные или дневниковые заметки
- Дневниковые записи ребенка
- Карта (лист) наблюдения
- Портфолио
- Интервью и беседы с детьми, Открытые вопросы
- Листы самоанализа
Результатом инновационной деятельности в рамках региональной инновационной площадки на тему «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста» являются методические разработки педагогов учреждения: сценарные планы по проведению «утреннего круга», «вечернего круга», «клубного часа» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"
Актуальность изучения темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в условиях семьи.
Большинство детей добрые и отзывчивые по своей природе. Уже в возрасте 3-4 лет, ребенок считает себя достаточно самостоятельным и «взрослым» и готов выполнять самые разные пор...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Мастер-класс для педагогов ДОО «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через игровую деятельность»
Мастер-класс посвящен актуальной теме развития инициативности; рассмотрены условия, содержание и формы игровой деятельности, оказывающие влияние на самостоятельность и инициативность дошкольников. ...
Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности».
Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности»....
ТЕЗИС ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО Тема: «Использование инновационных образовательных технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях внедрения ФГОС ДОО».
материал о том, что такое детская инициатива и какие задачи стоят перед педагогом при использовании инновационных технологий в условиях ФГОС ДО....