Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования
презентация на тему
Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shelenok_o.a._prezentatsiya.ppt | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инициатива - внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком-либо действии. Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка». Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность помощи ребенку. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий образовательного процесса.
Основные сферы инициативности ребенка 1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); 3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи); 4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения).
ФГОС дошкольного образования Пункт 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности Пункт 1.6. Задачи, на решение которых направлен Стандарт: 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности Пункт 2.4. Программа направлена на: - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Пункт 2.11.2. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: б) способы и направления поддержки детской инициативы Пункт 3.2.1. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения ФГОС дошкольного образования Пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда – одно из средств поддержки детской инициативы: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников… • возможность самовыражения детей»
Пункт 4.6. Целевые ориентиры, которые ставит ФГОС на этапе завершения дошкольного образования: • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями …; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет …; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности ФГОС дошкольного образования
Пункт 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей (компетенции воспитателя ) 2. поддержка индивидуальности и инициативы детей через : • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) ФГОС дошкольного образования
SWOT анализ методической деятельности ДОО Слабые стороны: педагоги не выходят на исследовательский уровень работы; низкая активность некоторых педагогов, затруднения в самостоятельном освоении теоретических вопросов, недостаточная вовлеченность воспитателей в процесс самообразования и инновационной деятельности; перенаполняемость групп существенно затрудняет индивидуальный подход к каждому ребенку; недостаточное оснащение методической литературы в соответствии с ФГОС ДО; недостаточное количество ИКТ оборудования (отсутствие презентационного оборудования в группах, доступ к сети Интернет); отсутствие условий для развития среды профессионального общения педагогов
SWOT анализ методической деятельности ДОО Угрозы (препятствия) недостаточное материально-техническое оснащение; низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе; невысокая заработная плата, косвенным образом влияющая на престиж профессии «Воспитатель»; эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов; малое количество курсов повышения квалификации; в связи с большим количеством инноваций в области дошкольного образования может сработать принцип «взять много, но ни одного до конца»; медленные темпы выстраивания образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
Технологии, методы, приемы, способы поддержки детской инициативы и самостоятельности - Педагогическая технология «План-дело-анализ» - Свободная самостоятельная игра - Самостоятельная деятельность детей в Центрах активности (Создание маршрута занятости в Центрах активности) - «Развивающая стена» - Утренний групповой круг / Групповой сбор - Совместное планирование – способ «культурного продавливания» / Методика «Модель трех вопросов» Ритуал планирования самостоятельной деятельности «Экран желаний»
Технологии, методы, приемы, способы поддержки детской инициативы и самостоятельности Модифицированная таблица «Системный оператор» - Карта выбора занятий / морфотаблица Итоговый (вечерний) круг / итоговый групповой круг Рефлексивный круг - «Метод проектов» - Детские конференции - Детские общественные советы (ООП ДО «Вдохновение») - Технология «Ситуация» (ООП ДО «Мир открытий») - Квест и др. Н e ди pe ктивный м e т o д взаимодействия: ди a л o г c pe б e нк o м, б ece да на основе a ктивн o го c л y ш a ния и п p им e н e ния т e хники «Я- coo бщ e ние»
Рекомендации педагогам: В планировании обязательно отражать использование способов поддержки детской инициативы и самостоятельности ( выбор удобной формы перспективного и календарного планирования) Поддержка детской инициативы и самостоятельности - Проблемно – игровые вопросы и задания - Заполнения рабочих тетрадей, дневников, дневников наблюдений - Проблемные ситуации Специальные ситуации общения Самостоятельная деятельность по выбору и интересам
Формы записи педагогических наблюдений Регистрация эпизодов. Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки. Повествовательные или дневниковые заметки Дневниковые записи ребенка Карта наблюдения Портфолио Интервью и беседы с детьми Открытые вопросы Беседы с родителями Листы самоанализа
Региональная инновационная площадка «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста» 2018-2020 годы
Старший воспитатель – это профессионал, берущий на себя ответственность за качество педагогической деятельности. Главный принцип: системный подход, глубокий анализ, продуманность в любой деятельности. Основные направления методического обеспечения: прогнозирование, определение содержания, планирование, организация и регулирование, координация, контроль, мотивирование и стимулирование, коррекция, помощь, анализ.
Работа над единой методической темой объединяет педагогический коллектив, так как проходит красной нитью через все формы работы: Программа РИП (план реализации) = Годовой план = План самообразования педагога: - педсоветы, - консультации воспитателей, - открытые просмотры, мастер-классы, - методические объединения, - контроль, - мониторинг
Интерактивные формы методической деятельности: - «Бюро находок», - «Дизайн-мастерские», - «Педагогическая типография», - деловая игра, - практикумы, дискуссии, - работа в мини-группах, - творческие задания, - разыгрывание и решение конкретных ситуаций, - анализ видеопрезентаций, - защита мини-проектов по организации педагогической поддержки детей и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»
Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...
Развитие детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольного образования .
Инновационные технологии, способствующие развитию детской инциативы в дошкольном образовании....
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...
Методическая разработка по теме: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в младшей группе в условиях ФГОС ДО»
Актуальность разработки состоит в том, что инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – жел...