Программа социального партнерства с семьей
методическая разработка на тему

Шевченко Ирина Сергеевна

Программа социального парстнерства детского сада и семьями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено                                                                                                                         Утверждено

На педагогическом совете                                                                           Заведующим МБДОУ №128

Программа социального партнерства с семьей

МБДОУ «Детский сад №128»

   

Актуальность.

 Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

      В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Это положение нашло свое отражение в статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ», что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

 Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка.

    Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.
    Грамотное решение этой проблемы на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного мероприятия – позволит заложить основы развития личности, безопасного образа жизни дошкольников.

        В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

 Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.                                                                                                                       В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала  программу социального партнёрства  по работе с родителями.

Основные педагогические принципы.

 В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Открытость дошкольного учреждения для родителей.

2.Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.

3. Единый подход к процессу воспитания ребёнка.

4. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к        развитию ребенка в семье и детском саду.

5. Дифференцированный подход к каждой семье.

6.Сотрудничество, а не наставничество.

7.Поэтапность реализации.

8.Уважение и доброжелательность друг к другу.
9.Равная ответственность родителей и педагогов.

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах введения ФГОС ДО, совершенствование физического развития детей.

Задачи:  

1.Установить добрые, доверительные отношения с семьями воспитанника у всех педагогов дошкольной образовательной организации;

2.Установить равноправные, субъект-субъектные отношения с семьями воспитанников;

3.Приобщать родителей к участию в жизни дошкольной образовательной организации  и обогащению развивающей, предметно-пространственной среды;

4.Познакомить родителей с основными нормативно – правовыми документами ДОО.

5.Объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей.

6. Приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие.

7. Обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике.

8.Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания.

9.Добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

10.Постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.

Ожидаемые результаты программы

1. Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

2. У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

3.Сформируются  теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;

4.Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Этапы организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников:

1. Подготовка просветительских материалов для родителей, популяризация деятельности ДОО.

2. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований к образованию детей.

3. Исследование адекватности родительской оценки детских способностей.

4. Разработка плана взаимодействия с семьями, предполагающего внедрение инновационных форм повышения педагогической компетентности родителей.

5. Мониторинг результатов взаимодействия с семьями.

В работе с родителями  в нашем детском саду педагогами активно используются разнообразные формы работы, как традиционные,так и нетрадиционные:

Родительские собрания, консультации, семейные клубы, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.

Модели организации общения педагогов с семьёй.

Наименование

Направление

Формы проведения общения

Информационно-аналитические.

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

• социологические опросы

• тесты

• анкетирование

• почтовый ящик

• информационные корзины

Досуговые.

Установление доверительных отношений, эмоционального контакта по линии «педагог-родитель-ребёнок».

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках:

• «Встреча Нового года»

• «Масленица»

• «Праздник мам», «Праздник бабушек и дедушек», «Праздник пап»

• «Спортивный праздник с родителями»

•различные выставки

Познавательные.

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

• семинары-практикумы

• «круглый стол»

• конференции, мастер-классы, тренинги

• педагогическая гостиная

• проведение собраний, консультаций

• педагогические журналы

• игры с педагогическим содержанием

• педагогическая библиотека для родителей.

Наглядно-информационные.

Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.

• выставки детских работ

• выставки совместных работ детей и родителей

• информационные проспекты для родителей,

• «почта доверия»

• открытые просмотры различных видов деятельности детей в ДОУ

• видеоролики о жизни ДОУ

• выпуск газет

• организация мини-библиотек по основным проблемам семейной педагогики

• информационные стенды

• Папки-передвижки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства с семьей

Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...

Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)

Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...

Программа социального партнерства с семьей

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала  программу социального партнёрства  по работе с родителями....

Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг

Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...

Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг

В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....

Программа социального партнерства с семьей на 2019-20гг

Здесь представлены разные формы работы с семьями воспитанников на 2019-20гг....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...