Программа социального партнерства с семьей
методическая разработка на тему
Программа социального парстнерства детского сада и семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа взаимодействия детского сада и семьи | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено Утверждено
На педагогическом совете Заведующим МБДОУ №128
Программа социального партнерства с семьей
МБДОУ «Детский сад №128»
Актуальность.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Это положение нашло свое отражение в статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ», что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка.
Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.
Грамотное решение этой проблемы на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного мероприятия – позволит заложить основы развития личности, безопасного образа жизни дошкольников.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала программу социального партнёрства по работе с родителями.
Основные педагогические принципы.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость дошкольного учреждения для родителей.
2.Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
3. Единый подход к процессу воспитания ребёнка.
4. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
5. Дифференцированный подход к каждой семье.
6.Сотрудничество, а не наставничество.
7.Поэтапность реализации.
8.Уважение и доброжелательность друг к другу.
9.Равная ответственность родителей и педагогов.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах введения ФГОС ДО, совершенствование физического развития детей.
Задачи:
1.Установить добрые, доверительные отношения с семьями воспитанника у всех педагогов дошкольной образовательной организации;
2.Установить равноправные, субъект-субъектные отношения с семьями воспитанников;
3.Приобщать родителей к участию в жизни дошкольной образовательной организации и обогащению развивающей, предметно-пространственной среды;
4.Познакомить родителей с основными нормативно – правовыми документами ДОО.
5.Объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей.
6. Приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие.
7. Обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике.
8.Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания.
9.Добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
10.Постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Ожидаемые результаты программы
1. Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
2. У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
3.Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
4.Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Этапы организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников:
1. Подготовка просветительских материалов для родителей, популяризация деятельности ДОО.
2. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований к образованию детей.
3. Исследование адекватности родительской оценки детских способностей.
4. Разработка плана взаимодействия с семьями, предполагающего внедрение инновационных форм повышения педагогической компетентности родителей.
5. Мониторинг результатов взаимодействия с семьями.
В работе с родителями в нашем детском саду педагогами активно используются разнообразные формы работы, как традиционные,так и нетрадиционные:
Родительские собрания, консультации, семейные клубы, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.
Модели организации общения педагогов с семьёй.
Наименование | Направление | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические. | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. | • социологические опросы • тесты • анкетирование • почтовый ящик • информационные корзины |
Досуговые. | Установление доверительных отношений, эмоционального контакта по линии «педагог-родитель-ребёнок». | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках: • «Встреча Нового года» • «Масленица» • «Праздник мам», «Праздник бабушек и дедушек», «Праздник пап» • «Спортивный праздник с родителями» •различные выставки |
Познавательные. | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | • семинары-практикумы • «круглый стол» • конференции, мастер-классы, тренинги • педагогическая гостиная • проведение собраний, консультаций • педагогические журналы • игры с педагогическим содержанием • педагогическая библиотека для родителей. |
Наглядно-информационные. | Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. | • выставки детских работ • выставки совместных работ детей и родителей • информационные проспекты для родителей, • «почта доверия» • открытые просмотры различных видов деятельности детей в ДОУ • видеоролики о жизни ДОУ • выпуск газет • организация мини-библиотек по основным проблемам семейной педагогики • информационные стенды • Папки-передвижки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с семьей
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...
Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)
Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...
Программа социального партнерства с семьей
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала программу социального партнёрства по работе с родителями....
Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...
Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг
В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....
Программа социального партнерства с семьей на 2019-20гг
Здесь представлены разные формы работы с семьями воспитанников на 2019-20гг....
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...