Рабочая программа по дополнительной платной образовательной услуге эстетического воспитания детей вокального кружка «Колокольчик» для детей 5 -7 лет, посещающих учреждение 2016-2017
рабочая программа по теме

Галиуллина Дарья Александровна

Пояснительная записка

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость.

В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_platn_vokal_kolokolchik16-17.docx43.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Снеговичок»

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                           Заведующий МБДОУ ДС №8

«Снеговичок»                                                              

                                      _________Мельник О.А.                                                                    от 01.09.2016г

Рабочая  программа

по дополнительной платной образовательной  услуге

эстетического воспитания детей

вокального кружка «Колокольчик»

для детей 5 -7 лет, посещающих учреждение

Автор-составитель:

Музыкальный руководитель

 1 квалификационной категории

Галиуллина Д.А.

Содержание образовательной деятельности соответствует  программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ступени музыкального воспитания» Е.А. Дубровской. (Раздел Программы: «Пение». Рекомендована  Министерством образования Российской Федерации

г. Нижневартовск, 2016 год           

Содержание.

№ п/п

Наименование

Страница

1

Информационная карта

3

2

Пояснительная записка

5

3

Календарно-тематическое планирование.

7

4

Содержание

11

5

Методическое обеспечение

13

6

Мониторинг

14

7

Литература

16


1.Информационная карта

Наименование программы

Рабочая  программа

по дополнительной платной образовательной  услуге организация секции вокального кружка «Колокольчик» для детей 5 -7 лет, посещающих учреждение.

Основания для разработки

-Закон  РФ от 29.01.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;  

-Постановление Правительства РФ N277 от 31.03.2009 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (ред. от 24.09.2010);

-Типовое положение о дошкольном учреждении, утв.  Приказом Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2562 (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946);  

-Устав МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»;

- Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».

Дата утверждения

Приказ №    от               . Рассмотрена на педагогическом совете №    от      2016г.

Заказчик программы

Родители.

Основной разработчик программы, соавторы

Галиуллина Дарья Александровна, музыкальный руководитель

Целевая группа

Для детей 5-7 лет, посещающих дошкольное учреждение

Цель программы

Обучения детей дошкольного возраста пению под музыкальное сопровождение и без него.

Задачи программы

  • развитие вокальных и творческих способностей, расширение диапазона голоса дошкольного возраста и формирование его естественного звучания;
  •  организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;
  •  развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;
  •  формирование певческой культуры.

Срок реализации

2016-2017  учебный год

Исполнители программы

Галиуллина Дарья Александровна музыкальный руководитель

Источник финансирования

Финансирование Программы производится за счет бюджетных и внебюджетных средств.

1.Приобретение оборудования для музыкального зала.

2. Приобретение научно-методической литературы.

Ожидаемые конечные результаты

будут развиты общая моторика, артикуляция, дикция;

- сформируются основы певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально - хоровых умений и навыков;

- приобщение детей к концертной деятельности.

Система контроля

Мониторинг уровней сформированности знаний, умений, навыков пения поэтапно и состоит из 2 этапов:

- первичное обследование;

-итоговое обследование.


Пояснительная записка

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость.

В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.

Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития

-творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий, условия для управления музыкально - эстетическим развитием детей.

Музыкальное развитие ребенка должно осуществляться естественно и непринуждённо.   Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки — задача сложная. Настоящая программа попытка частично ее решить. При разработке программы и подборе музыкального репертуара нами были взяты за основу следующие положения отечественной музыкальной педагогике:

— музыка — «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев);

—- восприятие музыки — ведущий вид деятельности, определяющий успех всех других видов деятельности (В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина, Н. Л. Гродзенская, О. П. Радынова);

- взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов в музыкальной деятельности формирует основы музыкального сознания ( М. Теплов, К. В. Тарасова, О. П. Радынова);

— «через красивое — к человеческому» (В. А. Сухомлинский).

В отличие от действующей программы воспитания и обучения в детском саду, где основной упор сделан на исполнительскую деятельность дошкольников, в предлагаемой нами программе главным является развитие чувственно - эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи со сферой нравственно-интеллектуальной

Для каждого возраста в данной программе определены психофизиологические  особенности музыкального развития, дана характеристика музыкальных способностей. Отдельным разделом представлены воспитательные задачи.

Основная цель: развитие вокально – творческих данных у дошкольников, воспитание у детей певческой культуры, приобщение к музыке.

Занятия проводятся в соответствии с программой музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ступени музыкального воспитания» Е.А. Дубровской. (Раздел Программы:«Пение» (Рекомендована  Министерством образования Российской Федерации))

Занятия проводит музыкальный руководитель, во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10.

Календарно – тематический план разработан по кварталам. Количество занятий - 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий - 30 мин.

К этой услуге планируется привлечение детей 5-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Количество детей в группе до 10 человек.

Учебный план состоит из 70 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 1 рабочей неделе и в мае 2 занятия на 36 рабочей неделе и 66 занятий обучающего характера.

 Расписание занятий

Вторник

5-7 лет

30 минут

16.50 – 17.20

Муз зал

Пятница

5-7 лет

30 минут

16.50 – 17.20

Муз зал


Календарно – тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ

Программное содержание

Репертуар

Певческая деятельность

Формировать звуковысотное восприятие, умение различать звука кванты, кварты

Учить различать в песнях вступление, припев, запев ,проигрыш, заключение. Приучение

к дирижёрскому жесту, умению вступать по движению рука педагога.

Учить детей передавать настроение песни, имитируя легким, подвижным звуком, смягчая.

концы фраз.

Вырабатывать умение исполнять песню подвижно, радостно, выражая чувство любви к Родине, выпевая долгие звуки (целые длительности), отчетливо, но не скандируя, произносить слова.

Упражнения на развитие слуха

«Курица» (« Часы»), «Труба» (упражнения);

 « Колыбельная» Е. Тиличеевой;  

«Как у наших у ворот», русская народная песня;

 «Дождинки» В. Витлина.

Песни для разучивания «Осенние листья» Ю. Слонова;

 «Подсолнух» З. Левиной «Здравствуй, Родина моя»

Ю. Чичкова

Песенное творчество

Поощрять детские импровизации простейших мотивов.

Формировать ладовый слух детей, учить допевать до тоники.

Репертуар

На слоги «та – ра - ра», «динь - дон», «ку - ку»,

«Динь – ди - лень», «Скворцы», «Лужи» Т. Бырченко.

«Солнышко и тучка»

Ноябрь – декабрь

Программное содержание

Репертуар

  1. Певческая деятельность

Формировать дифференцированное восприятие и воспроизведение звуковых отношений.

Совершенствовать навыки звукообразования, работать над гласными звуками.

Работать над исполнением песен веселого, праздничного содержания, учить различать запев и припев, вступление и заключение, петь живо, весело, чисто интонируя мелодию.

Формировать пение естественным голосом мелодии кантиленного характера, точно интонировать скачки мелодии

Упражнения на развитие слуха

«Труба», «Колыбельная», «Гармошка», «Считалочка» Е. Тиличеевой

«Василек», «У кота - воркота», русские народные песни.

Песни

«Елочка моя» М. Андреевой. Песни о зиме, новогоднем празднике.  « Приглашение» Р. Паулса

  1. Песенное творчество

Формировать язык песенного творчества: учить интонировать малую секунду (интонация причитания, плача), восходящую мажорную гамму ( как отражение светлых эмоций). Предложить текст для импровизации (« Наша Таня громко плачет..»).

Импровизировать музыкальный ответ на вопрос педагога. Учить опираться на логику ладовых тяготений

«Гуси», «Самолет», «Снежок» Т. Бырченко

Январь – февраль - март

Программное содержание

Репертуар

1.        Певческая деятельность

Упражнения на развитие слуха

А) Усвоение певческих навыков.

Учить детей исполнять песни, передавая их характер, совершенствовать умение чисто интонировать и пропевать на одном дыхании музыкальные фразы.

Петь песни выразительно, естественным звуком, напевно, без напряжения, слитно по динамике.

Начинать песню сразу после вступления, точно передавать ритмический рисунок, динамические оттенки; учить исполнять песню нежно, ласково, лирического характера, точно интонируя, отчетливо произнося слова.

Учить исполнять песню веселого, подвижного характера, рисующую картину зимы, петь легким звуком, мягко заканчивая музыкальные фразы.

 Учить детей петь легко, весело, четко произносить слова, самостоятельно различать музыкальное вступление, запев.

В)  Песенное творчество

Побуждать детей импровизировать звукоподражание в определенной тональности.

Импровизировать окончание несложной мелодии, начатой взрослым в определенной тональности; импровизировать односложный музыкальный ответ на вопрос педагога, развивать чувство лада

«Мама» Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского; «Солнце улыбается» Е. Тиличеевой

«Зимушка хрустальная» А. Фимиппенко, сл. Г. Бойко, пер. К. Лидина

«Пароход», «Сверчок» Е.Тиличеевой; «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера

Апрель – май

Программное содержание

Репертуар

1.        Певческая деятельность

Упражнения на развитие слуха

А) Усвоение певческих навыков.Учить детей выразительно исполнять песни разного характера, петь легко, соблюдая ритм, отчетливо произносить слова, правильно передавать мелодию.

Учить детей начинать пение сразу после музыкального вступления, правильно брать первый звук.

Исполнять песню напевного характера, совершенствовать навык точно попадать на первый звук и правильно брать дыхание перед фразой, закреплять умение петь без музыкального сопровождения.

Учить детей исполнять песню лирического характера напевно, в умеренном темпе, негромко.

В) Песенное творчество. Учить заканчивать песню небольшой фразой, используя вопросно – ответную форму и допевание до тоники. Предлагать детям импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым.

Совершенствовать песенное творчество

«Здравствуй, утенок!», венгерская народная песня; «Ехали медведи» М. Андреевой, сл. К. Чуковского

Русские народные песни

«А я по лугу…»

Песни для разучивания

«Просто девочки, просто мальчики» Ю.Чичкова, сл. Р. Рождественского; «Подснежник» Г. Л. Евкодимова.

«Поезд», «Мишка», «Зайка» Т. Бырченко.

«Зайка, зайка, где бывал» Г. Зингера


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ХАРАКТЕРТИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ

К важнейшим показателям музыкального развития, интенсивно проявляющимся в старшем дошкольном  возрасте, относятся:

- развитая музыкальная память, возросший уровень запоминания, произвольность внимания.

- умение оперировать музыкальными представлениями;

- умение управлять музыкальной деятельностью;

- качественные отличия детского исполнительства, появляющиеся на основе осознанной цели;

- возросшая творческая активность  в ее индивидуальных проявлениях.

В этом возрасте ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной  интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие.

 Происходит дальнейшее развитие слуховых ощущений  для восприятия, различение, запоминание, воспроизведение  музыкальных звуков различной высоты, тембровой окраски организованных во временном и ладовом отношении.

Мелодический слух шестилетних детей проявляется в точном воспроизведении сложных интонационных  оборотов мелодии (восходящая секста, малая и большая секунды, квинтовые интонации), различении и воспроизведении интервалов от секунды до октавы. Певческая интонация становится более точной. Дети этого возраста способны к различению устойчивых и неустойчивых оразличению тоники, что свидетельствует о восприятии ладовых тяготений.

Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.

Воспитательные задачи

Следует предоставить детям возможность для самостоятельного восприятия музыки и проникновения  в ее образную сущность, поощрять организацию музыкальных игр и сказок. При этом важно поддерживать стремление детей к проявлению скромности и естественности, потребность к сотрудничеству.

Как и в предыдущих возрастных группах, первостепенное значение в работе с детьми шестого года жизни придается воспитанию средствами музыки таких качеств, как доброта, честность, сострадание, развитию внимания.

Необходимо удивлять детскую любознательность при слушании музыкальных произведений (знакомство с нашей страной, ее историей, современными событиями, музыкальными традициями своего и других народов). Важно обратить внимание  на то, что музыка является языком межнационального общения, - это поможет решению задач интернационального воспитания.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВИ ЕЕ ЗАДАЧИ

Певческая деятельность

Распевание. Учить детей выпевать гласные (а, о, ‚, э, о), четко, но естественно произносить согласные (д. ,п, а, р). Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз. Выразительно передавать в певческой интонации поэтический смысл текста.

Разучивание и исполнение песен. Добиваться от детей исполнения весен с эмоциональным настроем: петь с любовью, гордостью, радостно, с сожалением и т. д. Закреплять навыки выразительного исполнения.

Формировать у детей навыки слухового самоконтроля. Приучать детей к условным дирижёрским жестам — начало и окончание песни, движение руки, соответствующее движению звуков мелодии.

Приучать ребенка к оценке качества собственного пения и пения других детей.

Песенное творчество. Учить способам песенных импровизаций: подражание разнообразным звукам: ответы на музыкальные вопросы, передача выразительных интонаций (просительные, жалобные, сердитые, требовательные); пение импровизаций на заданный текст.


5.Методическое обеспечение программы.

1.Сборники песен, попевок.

2.Комплекс дыхательной гимнастики.

3.Музыкально-дидактические игры

4 Музыкальный центр.

5. CD-диски  с фонограммами песен.

6.Синтезатор.

7.Пианино.

Методические приемы.

1.Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:  

-знакомство с песней в целом,

-работа над вокальными и хоровыми навыками;  

-проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

 2. Приемы работы над отдельным произведением:  

-пение песни с полузакрытым ртом;

-пение песни на определенный слог;

-проговаривание согласных в конце слова;

-произношение слов шепотом в ритме песни;

-выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

-настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

-остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

-анализ направления мелодии;

-использование элементов дирижирования;

-пение без сопровождения.

3. Приемы звуковедения:  

-выразительный показ;

-образные упражнения;

-оценка качества исполнение песни.


Мониторинг

под редакцией М. А. Васильевой,  В. В. Гербовой

1. Пение

Задание: №1

Цель: выявить умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением.

Проведение: подпевание знакомых песен, попевок «Горошина»; «Я пою»; «Ворон», дразнилок, прибауток под музыкальное сопровождение.

Низкий уровень (1 балл)

Ребёнок поёт на одном звуке, дыхание поверхностное, звук резкий, мелодия искажается. Имеет слабые навыки вокального пения. Слабо развиты музыкальные способности.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок интонирует несложные мелодические обороты, но не солист, может петь неестественным голосом, не удерживает дыхание до конца фразы, ожидает помощи взрослого. Ошибается при передаче ритмического рисунка.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок различает звуки по высоте, поет без напряжения, плавно легким звуком, произносит отчетливо слова, своевременно начинает и заканчивает песню. Может спеть знакомую песню с музыкальным сопровождением.

2.Восприятие музыки

Задание: №1

Цель: выявить умение внимательно слушать и устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности.

Проведение: прослушиваниемузыкального произведения  и беседа с ребенком по произведению.

  • Какой характер у музыкального произведения (грустный, весёлый)?
  • Колыбельная для куклы – какая?  (Медленная)

Низкий уровень (1 балл)

Ребёнок затрудняется в определении характера музыкальных образов и средств их выражения. Неустойчивое внимание.

Средний уровень (2 балла)

Ребёнок понимает средства музыкальной выразительности,  но не проявляет активность, иногда ошибается, ждет помощи педагога.

Высокий уровень (3 балла)

Ребёнок двигательно интерпретирует метроритм (плясовая, марш), различает контрастные музыкальные регистры (высоко-низко), определяет простой характер музыки (веселая-грустная). Проявляет эмоциональную отзывчивость,

Задание: №2

Цель: выявить умение определять музыкально-ритмический рисунок песни

Проведение: музыкальный руководительисполняет песню, ребенку предлагается прохлопать ритмический рисунок песни.

Низкий уровень (1 балл)

Ребёнок затрудняется в исполнении музыкально-ритмического рисунка. Неустойчивое внимание.

Средний уровень (2 балла)

Ребёнок с помощью педагога прохлопывает музыкально-ритмический рисунок, ошибается при воспроизведении музыкально-ритмического рисунка.

Высокий уровень (3 балла)

Ребёнок самостоятельно воспроизводит музыкально-ритмический рисунок. Активен. Проявляет интерес к музыкальным занятиям.

Список литературы:

  1. Ступеньки музыкального развития: пособие для муз.руководителей и воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / Е.А. Дубровская. – М.: Просвещение, 2003. – с: нот. – ISBN 5 – 09 – 011439  - 0.
  2. Вершинина Н. Б. «Комплексная диагностика уровня усвоения программы «Детство» Волгоград  2011.
  1. Журнал для музыкальных руководителей «Весёлые нотки» №2 2003. Приложения стр.12, 14, 17.
  2. Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду.М,2008.
  3. Зимина А. Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4 – 7 лет. Москва. 1998.
  4. Киркосс Р. Ю. «Приключения в волшебном королевстве» Санкт – Петербург «Композитор» 1999
  5. Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кристалики» Программа кружка в рамках дополнительных платных образовательных услуг ( для детей раннего возраста)

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, уз...

«Игралочка» Программа кружка в рамках дополнительных платных образовательных услуг ( для детей раннего возраста)

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, ...

Дополнительная программа художественно – эстетического воспитания детей «Изобразительная деятельность»

Программа состоит из двух разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста: 1 раздел разработан для детей 5 го года жизни, 2 раздел разработан для детей 6 – 7 го года жизни. Сод...

Рабочая программа вокального кружка "Колокольчики" для детей в возрасте 5 - 7 лет

Рабочая программа вокального кружка "Колокольчики" является авторской разработкой. Программа расчитана на 2 года обучения.  Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, ...

4. Дополнительная платная образовательная программа «Веснушки» по развитию вокальных способностей у детей

Дополнительная платная образовательная программа «Веснушки» по развитию вокальных способностей у детей...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительной платной образовательной услуги  по развитию вокальных способностей у детей старшегодошкольного возраста....