Соблюдение традиций и использование инновационных технологий педагогами ДОУ
учебно-методический материал на тему

Ботнару Светлана Викторовна

Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего.

Подрастая,ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена, прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_innovatsii_v.docx22.09 КБ
Файл traditsii_i_innovatsii_v.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования

Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена, прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа.  Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем

В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем. Традиции ДОУ

  1. «Доброе утро!».

Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

  1. «Мое настроение».

 Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.

  1. «Отмечаем день рождения».

Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе

  1. «Знакомство с сотрудниками ДОУ».

 Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работают в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми

  1. «Экскурсия в школу».

 Цель: Готовить детей к вхождению в «мир школы», формировать психологическую готовность к школьному обучению.

  1.  « Мастерская добрых дел».

Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.

  1. « В гостях у книжки».

Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

  1.  «Экскурсия в библиотеку».

Цель: Вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.

  1. «Украсим наш сад цветами».

 Цель: Вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду,

воспитывать любовь к природе.

  1. «Чистая пятница».

 Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде.

  1. «Мы всегда вместе».

 Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских отношений.

 Праздники, которые по традиции мы отмечаем в ДОУ

  • «День знаний» (1 сентября)
  • «Осенний праздник»
  • «День воспитателя» (27 сентября)
  • «День народного единства» (4 октября)
  • «День матери» (27 ноября)
  • «Новый год»
  • «День защитника Отечества» (23 февраля)
  • «Масленица»
  • «Международный женский день 8Марта»
  • «Международный день птиц» (1 апреля)
  •  «День космонавтики» (12 апреля)
  • « День земли» (22 апреля)
  •  «День Победы» (9 мая)
  • «Международный день защиты детей»
  • «День России» (12 июня)

С точки зрения традиций в ДОУ -

Занятие - традиционная форма обучения в детском саду.  Классическое занятие в ДОУ имеет следующую структуру:

  • начало занятия(предполагает организацию  детей);
  • ход занятия(самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение  поставленных  учебных задач);
  • окончание занятия (подведение итогов, оценка результатов).

На смену традиционному предметному обучению - занятию, пришла непосредственно организованная деятельность. Это ряд мероприятий с интеграцией образовательных областей физическая культура, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной  литературы, художественное творчество, музыка. Их интеграция в одном образовательном мероприятии ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.

В нашем учреждении традиционно представлена образовательная программа воспитания и обучения, которая является переработанным в соответствии с  действующими ФГОС вариантом "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ и  является инновационным общеобразовательным программным документом. Данная программа впервые была опубликована в сентябре 2010 года.

В Программе сформулированы  цели реализующиеся в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, 

коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально — художественной, чтения.

Для достижения целей программы имеют значение:

  • забота о здоровье, эмоциональном  благополучии; создание в группах доброжелательного отношения ко всем детям;
  • максимальное  использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения  эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация  образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию в ДОУ и семьи;
  • соблюдение в работе ДОУ и школы преемственности, исключающей нагрузки в содержании  образования детей ДОУ обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозможны без качественного изменения системы повышения квалификации. Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. Что такое инновация?

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
- в содержании образования;
- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
- в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:
- частные, единичные, не связанные между собой;
- модульные (комплекс частных, связанных между собой);
- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:
- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
- радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:
- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Именно поэтому педколлективы ДОУ активно внедряют парциальные и вариативные программы, разрабатывают и апробируют авторские программы, входят в городские сетевые площадки по экспериментальной деятельности. Реализуемая в ДОУ инновационная деятельность позволяет каждому педагогу лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.



Предварительный просмотр:

Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования

Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена, прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа.  Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем

В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем. Традиции ДОУ

  1. «Доброе утро!».

Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

  1. «Мое настроение».

 Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.

  1. «Отмечаем день рождения».

Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе

  1. «Знакомство с сотрудниками ДОУ».

 Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работают в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми

  1. «Экскурсия в школу».

 Цель: Готовить детей к вхождению в «мир школы», формировать психологическую готовность к школьному обучению.

  1.  « Мастерская добрых дел».

Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.

  1. « В гостях у книжки».

Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

  1.  «Экскурсия в библиотеку».

Цель: Вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.

  1. «Украсим наш сад цветами».

 Цель: Вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду,

воспитывать любовь к природе.

  1. «Чистая пятница».

 Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде.

  1. «Мы всегда вместе».

 Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских отношений.

 Праздники, которые по традиции мы отмечаем в ДОУ

  • «День знаний» (1 сентября)
  • «Осенний праздник»
  • «День воспитателя» (27 сентября)
  • «День народного единства» (4 октября)
  • «День матери» (27 ноября)
  • «Новый год»
  • «День защитника Отечества» (23 февраля)
  • «Масленица»
  • «Международный женский день 8Марта»
  • «Международный день птиц» (1 апреля)
  •  «День космонавтики» (12 апреля)
  • « День земли» (22 апреля)
  •  «День Победы» (9 мая)
  • «Международный день защиты детей»
  • «День России» (12 июня)

С точки зрения традиций в ДОУ -

Занятие - традиционная форма обучения в детском саду.  Классическое занятие в ДОУ имеет следующую структуру:

  • начало занятия(предполагает организацию  детей);
  • ход занятия(самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение  поставленных  учебных задач);
  • окончание занятия (подведение итогов, оценка результатов).

На смену традиционному предметному обучению - занятию, пришла непосредственно организованная деятельность. Это ряд мероприятий с интеграцией образовательных областей физическая культура, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной  литературы, художественное творчество, музыка. Их интеграция в одном образовательном мероприятии ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.

В нашем учреждении традиционно представлена образовательная программа воспитания и обучения, которая является переработанным в соответствии с  действующими ФГОС вариантом "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ и  является инновационным общеобразовательным программным документом. Данная программа впервые была опубликована в сентябре 2010 года.

В Программе сформулированы  цели реализующиеся в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, 

коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально — художественной, чтения.

Для достижения целей программы имеют значение:

  • забота о здоровье, эмоциональном  благополучии; создание в группах доброжелательного отношения ко всем детям;
  • максимальное  использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения  эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация  образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию в ДОУ и семьи;
  • соблюдение в работе ДОУ и школы преемственности, исключающей нагрузки в содержании  образования детей ДОУ обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозможны без качественного изменения системы повышения квалификации. Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. Что такое инновация?

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
- в содержании образования;
- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
- в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:
- частные, единичные, не связанные между собой;
- модульные (комплекс частных, связанных между собой);
- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:
- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
- радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:
- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Именно поэтому педколлективы ДОУ активно внедряют парциальные и вариативные программы, разрабатывают и апробируют авторские программы, входят в городские сетевые площадки по экспериментальной деятельности. Реализуемая в ДОУ инновационная деятельность позволяет каждому педагогу лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий как эффективного средства повышения педагогической компетенции педагогов

Творческий отчет о проделанной работе за 5 лет к аттестации по должности страшего воспитателя....

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы»

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые фо...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

«Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем использования инновационных технологий в работе с музыкально - одарёнными детьми в контексте билингвального образования»

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач  художественно – эстетического направления требуют  от музыкального руководителя поиска наибо...

Мастер класс Использование инновационных технологий педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Мандала-терапия.

Мастер класс Использование инновационных технологий педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Мандала-терапия....

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»

Уважаемые педагоги!  Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по использованию инновационных технологий: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и детской цифровой лаборатории &quo...