Мастер класс Использование инновационных технологий педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Мандала-терапия.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Мастер класс
Использование инновационных технологий педагога психолога
с детьми дошкольного возраста.
Мандала-терапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mandala_-_terapiya.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Мастер класс
Использование инновационных технологий педагога психолога
с детьми дошкольного возраста.
Мандала-терапия.
Подготовил:
педагог-психолог Ильиных И.А.
Павловск 2020
Приветствие.
Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада вас видеть на мастер – классе.
Ваша профессия педагог требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.
Какие методы для снятия психоэмоционального напряжения вы используете? Каким образом вы разрешаете эту проблему? (Ответы педагогов).
Вводная часть.
Сегодня я хочу познакомить вас с одним из методов снятия эмоционального напряжения. Мандала - терапия – это одно из направлений арт-терапии, прежде всего, терапия (с греческого – лечение, оздоровление), АРТ – терапия – это исцеление искусством.
На мой взгляд, это самый безопасный, естественный и радостный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств или просто для улучшения настроения.
Что же такое мандала?
Одной из техник арт-терапии является создание циркулярных композиций — мандал. Визуально “Мандала” – это некий рисунок в круге. Само слово“мандала” означает“круг, круглый, кольцо, сфера, шар, страна, территория, область.
Посмотрите друг другу в глаза, обратите внимание на рисунок его сетчатки. Что вы видите? (ответы педагогов). Правильно - узоры. Не даром говорят, глаза – это зеркало души.
Мандала терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья.
Для меня как психолога – это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания, помочь детям осознать зоны внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. В работе с детьми мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе.
Работа с мандалой благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии людей тревожных, расторможенных, импульсивных. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, то есть с бессознательным. Этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль. Для детей это дополнительный способ выразит свои эмоции. Техника мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др.
Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И создаваямандалу, мы переносим эмоций, которые бушуют у нас внутри, трансформируем в материальную частицу через цвет, форму и линию. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате.
В работе с детьми можно использовать разнообразный материал. Но, чтобы дети были успешными при изготовлении «мандал», необходимо учитывать возможности и навыки детей в работе с предложенным материалом.
- Детские мандалы – раскраски (их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки).
- Рисование мандалы на камнях.
- Выкладываем мандалу из пуговиц.
- Выкладываем мандалу из круп.
- Выкладываем мандалу из листьев.
- Выкладываем мандалу из шишек.
- Выкладываем мандалу из камушек и ракушек, цветного песка.
- Выкладываем мандалу из природного материала.
- Мандала, выполненная на диске (пластилиновая мандала).
- Плетение мандал из ниток.
- Мандалы шнуровки.
В чем ещё польза мандалы для детей?
1. развивается мелкая моторика;
2. тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше;
3. тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента;
4. снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;
5. работа с групповыми процессами, развития коммуникации;
6. развитие произвольности и концентрация внимания;
7. релаксация;
7. развитие творческого потенциала;
8. активизации внутренних ресурсов;
9. гармонизации внутреннего состояния;
10. научиться доверять себе и своим чувствам,слышать и чувствовать себя (самовыражаться).
Существуют правила работы педагога, психолога с ребенком
при использовании мандалы:
- Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
- Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
- Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
- Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
- Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
- Принцип избегания комментариев по поводу работы.
- Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
- После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.
С какого возраста можно заниматься?
1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная
пастель, уголь, работа с цветным песком.
6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
На что следует обратить внимание на рисунке:
- центр – непосредственно то, что является «ядром» личности – «я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства в круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.
- внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.
- линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.
- пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.
- симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.
- ассиметрия моет означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).
После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.
Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!
Прочее шифрование:
● Круг — совершенство, единение с вселенной, целостность, полнота жизни, чувство защищенности. ■Квадрат—постоянство, равновесие, безопасность, порядок, приоритет нравственных принципов. ▲Треугольник—гармония, широтаинтересов, мудрость, жизнелюбие. ✞Крест—уравновешенность, единство души и тела, потребность в духовной поддержке, жертвенность. Спираль—жизненнаясила, энергия перемен, развитие, движение, самосовершенствование.
☛ Рука — власть, уверенность в себе, потребность в общении, желание помогать людям, активность в действиях. Глаз — стремление к познанию, ощущение внешнего контроля, потребность в духовном наставнике. ♥Сердце—эмоциональнаядоминанта, переживаниесильных чувств (любовь, счастье, горе), отзывчивость, открытость.✿Цветок—красота, доброта, гармония, стремление в духовном усовершенствованию, ощущение быстротечности жизни. ★Звезда—превосходство, постоянство, целеустремленность, потребностьвлидерствеи достижении материальных благ. Дерево — развитие, созидание, поиск единения с другими людьми, семейные ценности, жизненная мудрость. ♞Животные—интуиция, потребность в защите, духовность, связь с природными инстинктами.
Не малое значение имеет цвет, используемый при раскрашивании: Красный – активность, упорство, настойчивость, энергия, радость, любовь, страсть физическая сила. Но, в то же время, красный цвет может указывать на разрушение, упрямство, агрессию и нетерпимость. Красный цвет указывает на важность момента, привлекает внимание, выделяет детали из общей композиции. Оранжевый – энергия, жизнерадостность, сила, свободолюбие, терпимость. Также оранжевый цвет может указывать на демонстративные действия и неадекватную самооценку. Желтый – радость жизни, уверенность в себе, восприимчивость к новому, свободное выражение своих мыслей и чувств. Но присутствие желтого цвета может говорить и о рассеянности, легкомыслии и язвительности. Зеленый – уравновешенность, спокойствие, воля к жизни, обязательность, обновление, надежда. В то же время зеленый цвет может рассказать о негибкости, занудстве, ревности и эгоизме. Синий – миролюбие, сила духа, организованность, умение строить отношения. Но также синий цвет может показывать страх, нерешительность, склонность к депрессии и унынию. Белый – легкость, открытость, единение с другими людьми, начало перемен. В своем противоположном значении белый цвет расскажет о разочаровании, отрешенности от мира, бесплодности усилий, изоляции и некоторой чопорности в отношениях. Черный – созидание, предвидение, сила воли, выход на новый уровень. Но, конечно, черный цвет может указывать и на присутствие страха, депрессивности, пустоты, протеста, подавления чувств и разрушение. Серый – реализм, соединение противоположностей, здравомыслие, информированность. Использование серого цвета в рисунке мандалы также может говорить о скуке, равнодушии, ограниченности и неконтактности. Розовый – доброта, нежность, любовь, романтичность. Но, в то же время, розовый цвет укажет на легкомысленность в отношениях, демонстрацию сексуальности, чрезмерную чувствительность. Коричневый – надежность, здравый смысл, смирение. Кроме того, коричневый цвет может означать разочарованность, ограниченность, приземленность. Голубой – творчество, свобода, свежесть взглядов и идей, полет мысли. Также голубой цвет покажет холодность, рациональность, отсутствие сексуальности. Фиолетовый – интуиция, духовность, тайна, самопознание. А также фиолетовый цвет в мандале может указывать на скрытое напряжение, консерватизм, отрицание материальной стороны жизни. Все символы и цвета, которые используются в центре мандалы, указывают на глубинные чувства и желания, а элементы по краям мандалы — это то, что мы несем людям, хотим показать им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов на тему «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»
laquo;Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»...
«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»
Особенности технологии «Образовательное событие»...
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса &raq...
Семинар : «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» Особенности технологии «Образовательное событие»
МДОАУ детский сад « Тополёк» Ясненский городской округ....
Презентация на тему: «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»
Презентация на тему:«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»...
Мастер класс для педагогов "Образовательные события как инновационная технология работы с детьми"
Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления...
«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»
Образовательное событие – это одна из форм организации детей в дошкольной организации. В основе образовательного события лежит игра – развивающая, протяженная во времени и пространстве, с ...