Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»
проект на тему
Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи:
- во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задолго до поступления ребёнка в детский сад;
- во-вторых, осуществляется оказание бесплатной консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста;
- в-третьих, оказывается помощь родителям в выявлении различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии у детей, не посещающих образовательные учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы представляемого опыта
Прокопенко Юлия Александровна,
заместитель заведующего по УВР
Верховых Галина Александровна,
педагог-психолог
Инновационный проект
«Новая организационно-экономическая модель
консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям
детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»
Обоснование проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.
В настоящее время с одной стороны, происходит демократизация жизни ребёнка, расширяются его права и свободы. С другой одновременно резко сужается пространство детской жизнедеятельности, ребёнок лишается права на игру, а информационное пространство для детей часто ограничивается телевидением и компьютером, что негативно влияет на его первичную социализацию. В российском обществе изменилось само отношение взрослых к детям, причем можно обозначить резкую поляризацию родительских позиций от детоотвержения до детоцентризма. Социальные психологи отмечают расшатывание традиционных механизмов передачи знаний и нравственных ценностей искажение взаимоотношений родителей и детей, а ведь именно в раннем детстве ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, смысл различных видов деятельности и общественных функций людей. Безусловно, поменялись и задачи ДОО. Одной из основных определяющих в ФГОС ДОО является взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, через развитие инициативы родителей в новых формах и способах взаимодействия. Это возможно при создании специальных условий в ДОО для овладения и использования информации об оптимальных условиях образования и воспитания детей раннего возраста в рамках индивидуального подхода к каждой семье, которую могут предоставить специалисты консультационного центра. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в Краснодарском крае осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством РФ и законодательством Краснодарского края, в связи с этим, одной из основных задач всей системы образования Краснодарского края является «Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства». Значимость инновационного проекта консультационного центра обусловлена поиском новой организационно-экономической модели психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей раннего возраста в форме консультационного центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми от 0 до 3 лет дошкольного образования в форме семейного образования. Процесс развития образовательных систем характеризуется максимальным развитием способностей ребенка, стандартизацией системы дошкольного образования, совершенствованием научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения ДОО в процессе инновационной деятельности. Решающую роль в эффективности развития ребенка на любом возрастном этапе играет семья.
Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры» (статья 64, Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»);
- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 19.05.2016г. № 47-8392/16-11 «Об открытии консультационных центров»;
- Приказ УО администрации муниципального образования Туапсинский район от 26.08.16 № 853 «О разрешении организации и функционирования консультационного центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования в МБДОУ ДС № 22 «Голубок» г.Туапсе».
Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности.
Степень теоретической и практической проработанности проблемы.
За последние 20 лет был пройден сложный путь от падения авторитета системы образования и полной отстраненности родителей от воспитания детей из-за смены социальных и семейных ценностей, к признанию социумом необходимости предшкольного обучения и важности развития детей раннего возраста. Уникальность семьи как института воспитания заключена в том, что именно в ней закладываются основы личности ребенка, помимо этого, воспитательное воздействие в семье наиболее продолжительное. Среди различных функций семьи (экономическая, репродуктивная, воспитательная, терапевтическая) важнейшими функциями для формирования готовности к обучению являются социализирующая и эмоционально-нравственная. Это происходит потому, что семья выступает ячейкой первичной социализации ребенка. Для становления личности ребенка, его нравственных качеств, имеет значение не только тип семейных отношений, но и преобладающий эмоционально-психологический климат в семье.
Ученые Л.М. Денякина, В.В. Зайцева, Н.Д. Никандров указывают в своих исследованиях на «кризис семьи». В качестве признаков они перечисляют следующие: резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей вследствие болезненного перехода к рыночным отношениям, что привело к нивелированию привычной системы ценностей, резкому падению авторитета родителей и педагогов. Помимо того, духовный, экономический, политический, социальный кризис привел к увеличению числа семей с социальной, психологической или структурной дезорганизацией.
Вместе с тем, в настоящее время образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации образовательного потенциала страны и края. Таким образом, процесс развития дошкольного образования в современном мире характеризуется максимальным развитием способностей ребенка посредством внедрения инновационных форм работы с их родителями (законными представителями). В этих условиях, родителям (законным представителям) необходима консультационная помощь специалистов ДОО в проблеме воспитания детей, организации образовательного процесса в условиях семейного образования для оказания поддержки всестороннего развития личности детей и обеспечения равных стартовых возможностей их детям при поступлении в общеобразовательные организации.
Анализ опыта консультативной работы К.Л. Печора, Л.Г Голубевой, М.В. Лещенко, С.А. Козловой на базе кафедры поликлинической педиатрии позволил выделить ряд проблем, возникающих при воспитании детей раннего возраста (1-3лет):
1. В условиях семейного воспитания у детей раннего возраста чаще запаздывают в развитии психические новообразования. Это негативно отражается на дальнейшем развитии ребенка.
2. Около 75% детей раннего возраста имеют девиантное поведение (стойкие проявления негативизма и упрямства). Распространены неврозоподобные состояния (тики, заикание и др.)
3. Функциональная незрелость ребенка приводит к снижению его адаптационных возможностей к изменениям внешней среды и окружения.
4. В среднем на 34,0% - 44,3% наблюдается увеличение частоты случаев отклонений в речевом развитии. Среди проблем особое место занимает развитие речи. Дети раннего возраста с ограниченным словарным запасом ярко выделяются на фоне сверстников. Это «группа риска» по речевой патологии. Основной особенностью речи этих детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ней «задержка речевого развития».
Для решения данных проблем, с целью улучшения качества реализации ООП ДОО у педагогического коллектива возникла идея апробации инновационного проекта консультационного центра, где родители могут получить квалифицированную помощь по развитию и воспитанию раннего возраста детей.
Консультационный центр представляет собой объединение специалистов ДОО, организуемое для комплексной поддержки семей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является библиотека игр и педагогической литературы по адаптации к ДОО, а также обратная связь через интернет-ресурсы (вопрос-ответ). Интеграция семейного и общественного воспитания детей, анализ теории и практики является важнейшим условием сохранения, укрепления социального, эмоционального и физического здоровья детей, развития.
Положительный результат достигается при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество в образовательном процессе между специалистами консультационного центра и родителями детей раннего возраста, не посещающих ДОО.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Поэтому ДОО взаимодействует с психолого-медико-педагогической комиссией Туапсинского района, основное назначение которого — обеспечение психологического здоровья и эмоционального комфорта детей; психологическое сопровождение детей в период адаптации и создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Специалисты консультационного центра в случае выявления различного вида нарушений развития у детей рекомендуют обратиться за дальнейшей помощью в психолого-медико-педагогическую комиссию Туапсинского района.
Современная семья нуждается в систематической помощи специалистов в силу того, что не только старшее поколение (бабушки, дедушки), но и родители не всегда понимают особенности развития современного ребенка, а имеющиеся в арсенале традиционные методы воспитания недостаточно эффективны. Вследствие этого необходимо усилить внимание к подготовке специалистов психолого-педагогического профиля, нахождению новых моделей взаимодействия с семьей, дифференцированной помощи семьям в зависимости от ее типа, структуры, этапа становления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/03/picture-13195-1706928767.jpg)
Реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Обучающие коррекционно-развивающие занятия для родителей – одна из вариативных форм работы логопеда в консультационном центре дошкольной организации. Задачи логопедической помощи семье в де...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/09/picture-1131480-1554836479.jpg)
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/22/picture-1244184-1608627243.jpg)
Статья «КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ДОУ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ 0-3 ЛЕТ»
В статье отражен опыт дистанционной работы Консультационного центра на базе МБДОУ «Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты, оказывающего методическую, психолого-педагогическую, диагно...
Просвещение родителей в условиях дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема
Семья является уникальным первичным социумом, который дает ребенку не только помощь в развитии и формировании основных навыков для жизни, но и поддержку, ощущение психологической защищенности, «...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-383034-1389978885.jpg)
Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации
Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-253819-1635788859.jpg)
Исследовательский проект «Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации» г. Москва
Раннее развитие считается одним из значимых этапов жизни, определяющих здоровье, благополучие, обучение и поведение на протяжении всего жизненного цикла. Это период больших возможностей, на протяжении...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-908411-1490282692.jpg)
Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...