Просвещение родителей в условиях дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема
статья
Семья является уникальным первичным социумом, который дает ребенку не только помощь в развитии и формировании основных навыков для жизни, но и поддержку, ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла». Несомненно, влияние происходит сильнее не со стороны улицы, детского сада или средств массовой информации, а именно со стороны семьи. Ведь семья была, и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosveshchenie_roditeley_v_usloviyah_doshkolnoy_.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Просвещение родителей в условиях дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема
Паленова Е.В., педагог-психолог д/с №179 «Подснежник»
Семья является уникальным первичным социумом, который дает ребенку не только помощь в развитии и формировании основных навыков для жизни, но и поддержку, ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла». Несомненно, влияние происходит сильнее не со стороны улицы, детского сада или средств массовой информации, а именно со стороны семьи. Ведь семья была, и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Современная семья – сложный, подверженный разным внешним (экономическим, социальным и политическим) влияниям, испытывающий немалые трудности, часто утративший представления о истинно семейных ценностях, но главнейший для воспитания и развития ребенка, социальный институт. Молодые родители не осознают всю важность благополучной семейной атмосферы на развитие ребенка, «самоценность» дошкольного периода его развития, не достаточно знают возрастные особенности своих детей и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Семья остро нуждается в помощи педагогов, часто не осознавая этого. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки родителей, поскольку в первую очередь семья формирует мировоззрение ребенка, его жизненную позицию.
Двадцать первый век ознаменовался тем, что дошкольное образование впервые признано первой ступенью общего образования, а родители – полноправными участниками педагогического процесса. В современных нормативных документах вопросу взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников уделяется особое внимание. Родители признаются «полноправными субъектами педагогического процесса». В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта проблема взаимодействия с семьей стала еще более значимой. Дошкольное образование определено первой и важной ступенью общего образования и ФГОС предъявляет конкретные требования по подготовке детей к школе. К концу дошкольного возраста детям необходимо овладеть теми целевыми ориентирами, на которые указывает ФГОС и наличие которых ждет школа. Справиться с этой задачей педагогам без участия родителей сложно. Именно поэтому важно строить новые пути взаимодействия с родителями, искать новые способы сотрудничества.
Возрастающая роль образования в нашей стране меняет отношение к дошкольным организациям в целом. Приоритетной становится педагогическая функция дошкольной организации: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольная организация должна пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. Важным условием успешного взаимодействия является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагогов.
Поскольку дошкольный возраст является максимально благоприятным периодом развития всех сфер и структур личности, то в реализацию задачи всестороннего развития личности ребенка должны быть включены все участники образовательного процесса: и родители, и педагоги. В этом плане особая роль отводится родителям. Современный родитель должен не только владеть основами знаний о развитии личности ребенка, обладать определенной педагогической культурой, способностью проектировать личностные и образовательные достижения детей, но и стать посредником между ребенком и социумом, проводником в накопленном человечеством опыте жизни в обществе. Родителям нужно дать понять, что развитие чувств и всех психических образований детей не должно идти стихийным путем. В большей степени оно должно определяться их стилем взаимодействия с детьми, а это зависит от ценностной ориентации семьи, стиля взаимоотношений к окружающим. Важно разъяснять родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности. Достичь высокого качества в развитии, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии педагогов и семьи. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут полноправными партнерами, т.к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. В основе должно быть «взаимодействие», предполагающее обмен мыслями, чувствами, т.е. конструктивное общение.
Проблема взаимодействия семьи и детского сада широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования, проведенные Т.Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии детского сада и семьи, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны методические рекомендации для работников дошкольных учреждений в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. Методологической основой организации сотрудничества педагогов и родителей являются общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, Т.Н. Доронова, Р.П. Дешеулина, Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина и др.).
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. В то же время преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.
Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями). Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную работу (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) которая предусматривает ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области психологии и педагогики, в большей степени с практикой работы с детьми.
Проблема взаимодействия образовательных учреждений с родителями стала актуальной в нашей стране со второй половины XIX века, когда первая общественно-педагогическая организация, Санкт-Петербургское собрание, начало курировать деятельность Временной комиссии детских садов. После этого общественное и семейное воспитание, задачи, функции и принципы сотрудничества работников дошкольных учреждений и родителей воспитанников стали объектом пристального внимания ученых и практиков.
Первая трудность в применении педагогических знаний и умений заключается в непредсказуемости конкретной ситуации, что требует от родителей постоянного педагогического творчества, экспромта, а не использование готовых стереотипов.
Вторая трудность исходит из недостатка родительского терпения в деле воспитания. Маме значительно легче самой убрать игрушки или покормить ребенка с ложки, чем ждать, пока он справиться с этим сам. Спешащие, нетерпеливые родители воспитывают иждивенческие черты у своих детей и, конечно, не являются педагогически просвещенными.
Третья трудность в применении самых прогрессивных знаний, самых светлых идей воспитания заключается в необходимости постоянности этого процесса. Воспитание не может носить фрагментарный характер. Фрагментарность стирает все достижения воспитания. Ребенок не должен разрываться между вчерашним «нельзя», сегодняшним «можно» и завтрашним «опять нельзя» из-за нашей непоследовательности и непостоянства.
Просвещенное родительство подразумевает отсутствие всех трудностей и ошибок на этапе собственного воспитания ребенка. Лучшее воспитание – личный пример, можно себе представить каких трудов требует самосовершенствование просвещенного родителя. Просвещенное родительство – это также и серьезный труд родителей и детей по совершенствованию, развитию и воспитанию друг друга в живом, реальном процессе жизнедеятельности.
В современной России семья испытывает кризис: она все хуже выполняет одну из основных своих функций – воспитание детей. Причинами этого кризиса являются ухудшение экономического положения большинства семей, высокий процент разводов, нарушение преемственности прогрессивных семейных традиций, отсутствие самодисциплины, пьянство, низкая культура общественной жизни, обострение конфликтов между поколениями. Снизился уровень педагогической культуры родителей, всего общества. Пришло в упадок педагогическое просвещение родителей и активистов-общественников, оказывающих помощь дошкольным учреждениям, школе и семье в воспитании детей.
Современная педагогика, образовательные организации и семья испытывают потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих повышению педагогической культуры общества.
Список используемой литературы:
- Алиева, Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства [Текст] / Т. Алиева [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 38.
- Грабик, Л. Приоритеты педагогики сотрудничества [Текст] / Л. Грабик // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 6. – С. 81.
- Дыбина О.В. Моделирование методической работы дошкольной образовательной организации в условиях инновационной деятельности // Научное мнение. 2016. № 11. С. 97-102.
- Казанцева Ж., Гладунчик Е., Бутина В. разнообразие форм взаимодействия педагогов с семьей // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 85.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М.: Просвещение, 1994.- 474с.
- Путляева, Л. Кто такой «просвещенный родитель»? [Текст] / Л. Путляева //Дошкольное воспитание. – 2004. – № 12. – С. 31-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и формы педагогического просвещения родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы педагогов по педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения...
ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ
Программа лаборатории дошкольного воспитания по организации деятельности ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семьи. Обоснование, цели, задачи, направления и содержание работы....
Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения
Дошкольное учреждение - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение.Поэтому та...
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»
Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи: - во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задо...
Статья "Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения"
Статья "Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения"...
СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...