Исследовательский проект «Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации» г. Москва
проект по коррекционной педагогике

Сырцева Анна Вячеславовна

Раннее развитие считается одним из значимых этапов жизни, определяющих здоровье, благополучие, обучение и поведение на протяжении всего жизненного цикла. Это период больших возможностей, на протяжении которого силы развития могут быть использованы в целях предотвращения или минимизации инвалидности и потенциальных вторичных состояний, но также и крайней уязвимости перед воздействием негативных факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_issledovatelskits_proekt.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

участника I Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии – 2020

«Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации»

Сырцевой Анны Вячеславовны

Оглавление

Введение        4

Глава I. Теоретические основы проблемы организации ранней помощи семье на базе дошкольной образовательной организации        11

  1. Проблема организации ранней помощи семье в Российской Федерации и за рубежом        11
  2. 1.2. Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации        19

Глава II. Исследование проблемы ранней помощи в структуре работы мбцрр-детского сада №31 города Орла        26

2.1. Организация и проведение исследования        26

2.2. Анализ результатов анкетирование родителей, воспитывающих детей раннего возраста.        30

2.3. Анализ результатов анкетирования воспитателей мбцрр-детского сада №31 города Орла        35

2.4. Этапы сопровождения семьи с детьми раннего возраста в мбцрр-детском саду №31 города Орла        38

Заключение        44

Список литературы        47

Приложение 1        52

Приложение 2        54

Приложение 3        56

Приложение 4        61

Приложение 5        65

Приложение 6        67

Приложение 7        68

Приложение 8        70

Приложение 9        72

Введение

Современная семья, как фиксируют психологи, социологи и философы, живет сегодня интенсивной жизнью, где все меньше времени остается на взаимодействие, совместные занятия, времяпровождение. Являясь мощным фактором формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, семья способствует полноценному психическому и личностному развитию детей, которое  на современном этапе заметно отличается от показателей середины XX столетия.

Несмотря на то, что родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников, у них отмечается слабость произвольной сферы, воображения, недостаточное развитие связной речи, слухового восприятия и понимания [Андреева Ф. Д., 2010, с. 3]. В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии.

По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из них 67% с нервно-психическими нарушениями. Отмечается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет и составляет 35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным Минпросвещения России на 2019 год в дошкольных учреждения от общего количества воспитанников 6,8% это дошкольники с ОВЗ [Дети с особыми образовательными потребностями, 2019].

Как сообщает издание «Коммерсант» со ссылкой на данные Минтруда в 2016-2018 годах количество россиян с инвалидностью значительно уменьшилось, однако детская инвалидность выросла. Это связано с психическими и нервными расстройствами и врожденными аномалиями у детей [Галимова Г., 2019].

Казалось бы очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка, но часто мы не уделяем этому особого внимания. Так как ранний возраст это период интенсивного развития, именно родители выступают образцом, ценителем достижений, источником удовлетворения потребностей, наблюдателем и первым диагностом. И здесь нельзя переоценивать роль семьи. Наиболее важные и фундаментальные человеческие способности закладываются в первые три года жизни. Не возникают сами по себе, а развиваются в соответствующих возрасту формах деятельности и требуют непременного участия взрослого и познавательная активность, и любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и творчество. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, и др. отмечается ранний возраст как чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Впервые весь комплекс характеристик, свойственных раннему детству был сформирован основательницей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной. Автором были выделены основные особенности периода: быстрый темп развития организма, тесная взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее, особое значение эмоций, преобладание ведущей роли взрослого. И выделены условия, обеспечивающие нормальное развитие детей раннего возраста - единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, учёт индивидуальных особенностей ребенка [Аксарина Н.М., 1977, с. 37].

Именно поэтому, раннее развитие считается одним из значимых этапов жизни, определяющих здоровье, благополучие, обучение и поведение на протяжении всего жизненного цикла. Это период больших возможностей, на протяжении которого силы развития могут быть использованы в целях предотвращения или минимизации инвалидности и потенциальных вторичных состояний, но также и крайней уязвимости перед воздействием негативных факторов. [Ранее развитие детей. Сайт Всемирной организации здравоохранения, 2020] .

Фактические данные свидетельствуют о том, что ранние мероприятия, направленные на устранение факторов риска, оказывают положительное воздействие на рост, когнитивное и социально-эмоциональное развитие ребенка. С одной стороны все большее распространение получают практики раннего обучения детей с целью их успешности в будущем. Однако в большинстве своем они заимствованы из школьной практики, и обучение сводится к формальному заучиванию бесполезных для актуальной жизни малыша знаний. При этом активность самого ребенка, его эмоционально-личностная и социальная сфера игнорируются. С другой стороны, недостаточная компетентность родителей и педагогов в области знаний о закономерностях психического развития ребенка, методах воспитания и обучения приводит к преуменьшению реальных возможностей и способностей маленьких детей. Тогда воспитание сводится к организации ухода и присмотра, заботе о физическом здоровье, а развитию познавательных способностей, личности ребенка, его инициативности, любознательности не уделяется достаточного внимания. Это может привести к деформации или недоразвитию качеств, что в будущем с трудом поддается коррекции [Галигузова Л. Н., 2009]. Становление в нашей стране системы ранней комплексной помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы образования. Однако ограничивается отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, ранней диагностики. Существуют реальные проблемы с практикой оказания помощи семьям с детьми раннего возраста.

В России в последнее десятилетие заметно вырос интерес к проблеме ранней диагностики и коррекции нарушении развития у детей. Этому посвящен ряд исследований Е.Ф. Архиповой, О. Г. Приходько, Ю. А. Разенковой и др. В настоящее время система комплексной помощи детям выделена в самостоятельное направление государственной политики. Это система целенаправленной деятельности определяющей подходы, стратегию, программы и организацию.

Теоретико-методологическая основа исследования опирается на учения отечественных и зарубежных авторов:

- о системном подходе к процессу развития ребенка, базирующимся на теории функциональных систем и системогенеза (Анохин П.К.), основоположниками которого в изучении ребенка с нарушениями в развитии в отечественной науке являются Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, А.Р. Лурия;

- о комплексном подходе к изучению и развитию психики ребенка, основанном на положениях теории Л. С. Выготского;

- о гуманистическом подходе к педагогической работе, когда внимание должно быть направлено не на недостаток, а на самого ребенка, отягощенного этим недостатком, на его особую социальную и образовательную ситуацию (Выготский Л. С.).

- о принципе психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением, сформулированный известными отечественными исследователями Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.;

 - о теории единства законов развития нормального и аномального ребенка (Власова Т.А., Выготский Л.С., Кащенко В.П., Лубовский В.И., Лурия А.Р., Розанова Т.В., Стребелева Е.А. и др.);

- о системе ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. (Мастюкова Е.М., Стребелева Е.А., Печора Н.Н., Фрухт Э.Л. и др.).

- о принципах психолого-педагогического сопровождения, как специально организованной, проблемно ориентированной, субъектно-объектной деятельности, направленной на решение воспитательных, образовательных, коррекционно-развивающих, социальных задач в условиях конкретного микросоциума (Захарова А. В.) [Захарова А. В., 2012, с. 225]

Объект исследования – семьи с детьми раннего возраста.

Предмет исследования – организация психолого-педагогической помощи семье на базе дошкольного учреждения.

Цель исследования – определить теоретические основы и практические пути создания гибкой системы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.

Гипотеза:

а) организация психолого-педагогического мониторинга семей позволит выявить детей раннего возраста группы риска с ОВЗ;

б) создание гибкой системы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей в возрасте от 1 до 3 лет и их поэтапное сопровождение даст возможность оказать необходимую помощь детям и создаст благоприятную почву для их адаптации к ДОУ.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие ранней помощи семье в Российской Федерации и за рубежом
  2. Изучить проблемы семей с детьми раннего возраста
  3. Выявить возможности оказание ранней помощи семьям на базе дошкольной образовательной организации
  4. Провести комплексное анкетирование родителей, воспитывающих детей раннего возраста и воспитателей ДОУ
  5. Выделить этапы сопровождения семей с детьми раннего возраста

Методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, синтез,  обобщение, изучение опыта, анкетирование, количественный анализ данных анкет с помощью платформы Google Forms (см. приложение 9).

Опытно-экспериментальная база исследования – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад №31 города Орла.

Научная новизна работы состоит в создании и апробации новой практики взаимодействия с семьями с детьми от 1 года и до окончания адаптационного периода в детском саду. Это возможно благодаря подробному описанию процессов и механизмов реализации этапов комплексного сопровождения всех участников образовательных отношений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные обширные представления об особенностях организации сопровождения и ранней помощи детям могут существенно расширить возможности взаимодействия с родителями детей в возрасте от 1 года до 3 лет в условиях микрорайона на базе дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость состоит в разработке авторской программы по сопровождению семей с детьми, еще не посещающими ДОУ, что позволит своевременно проводить мониторинг детей и оказывать посильную помощь им и родителям на базе образовательной организации.

Ключевые слова: ранее сопровождение, ранняя помощь, дети раннего возраста, дошкольное образование, программа сопровождения, консультирование, анкетирование, развитие ребенка, развитие системы ранней помощи, ограниченные возможности здоровья.

Сокращения:

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

ДОУ – дошкольное образовательное учреждение

ДОО – дошкольная образовательная организация

СЭВ – синдром эмоционального выгорания

ССО – система специального образования

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

Мбцрр-детский сад №31 города Орла – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад №31 города Орла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»

Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи:  - во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задо...

Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации

В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях дошкольной образовательной организации, а также определены возможности для организ...

Статья «Организация Службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации»

Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.      Анализир...

Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания  детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...

Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации

Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации...

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И МЕССЕНДЖЕРЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье авторами рассматривается влияние социальных сетейи мессенджеров на взаимодействие семей воспитанников и педагогов в дошкольной организации.  Целью статьи является анал...

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И МЕССЕНДЖЕРЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Социальные сети и мессенджеры, как инструмент взаимодействия с семьями воспитанников в дошкольной образовательной организации....