Исследовательский проект «Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации» г. Москва
проект по коррекционной педагогике
Раннее развитие считается одним из значимых этапов жизни, определяющих здоровье, благополучие, обучение и поведение на протяжении всего жизненного цикла. Это период больших возможностей, на протяжении которого силы развития могут быть использованы в целях предотвращения или минимизации инвалидности и потенциальных вторичных состояний, но также и крайней уязвимости перед воздействием негативных факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17_issledovatelskits_proekt.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
участника I Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии – 2020
«Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации»
Сырцевой Анны Вячеславовны
Оглавление
Глава I. Теоретические основы проблемы организации ранней помощи семье на базе дошкольной образовательной организации 11
- Проблема организации ранней помощи семье в Российской Федерации и за рубежом 11
- 1.2. Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации 19
Глава II. Исследование проблемы ранней помощи в структуре работы мбцрр-детского сада №31 города Орла 26
2.1. Организация и проведение исследования 26
2.2. Анализ результатов анкетирование родителей, воспитывающих детей раннего возраста. 30
2.3. Анализ результатов анкетирования воспитателей мбцрр-детского сада №31 города Орла 35
2.4. Этапы сопровождения семьи с детьми раннего возраста в мбцрр-детском саду №31 города Орла 38
Введение
Современная семья, как фиксируют психологи, социологи и философы, живет сегодня интенсивной жизнью, где все меньше времени остается на взаимодействие, совместные занятия, времяпровождение. Являясь мощным фактором формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, семья способствует полноценному психическому и личностному развитию детей, которое на современном этапе заметно отличается от показателей середины XX столетия.
Несмотря на то, что родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников, у них отмечается слабость произвольной сферы, воображения, недостаточное развитие связной речи, слухового восприятия и понимания [Андреева Ф. Д., 2010, с. 3]. В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии.
По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из них 67% с нервно-психическими нарушениями. Отмечается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет и составляет 35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным Минпросвещения России на 2019 год в дошкольных учреждения от общего количества воспитанников 6,8% это дошкольники с ОВЗ [Дети с особыми образовательными потребностями, 2019].
Как сообщает издание «Коммерсант» со ссылкой на данные Минтруда в 2016-2018 годах количество россиян с инвалидностью значительно уменьшилось, однако детская инвалидность выросла. Это связано с психическими и нервными расстройствами и врожденными аномалиями у детей [Галимова Г., 2019].
Казалось бы очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка, но часто мы не уделяем этому особого внимания. Так как ранний возраст это период интенсивного развития, именно родители выступают образцом, ценителем достижений, источником удовлетворения потребностей, наблюдателем и первым диагностом. И здесь нельзя переоценивать роль семьи. Наиболее важные и фундаментальные человеческие способности закладываются в первые три года жизни. Не возникают сами по себе, а развиваются в соответствующих возрасту формах деятельности и требуют непременного участия взрослого и познавательная активность, и любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и творчество. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, и др. отмечается ранний возраст как чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Впервые весь комплекс характеристик, свойственных раннему детству был сформирован основательницей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной. Автором были выделены основные особенности периода: быстрый темп развития организма, тесная взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее, особое значение эмоций, преобладание ведущей роли взрослого. И выделены условия, обеспечивающие нормальное развитие детей раннего возраста - единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, учёт индивидуальных особенностей ребенка [Аксарина Н.М., 1977, с. 37].
Именно поэтому, раннее развитие считается одним из значимых этапов жизни, определяющих здоровье, благополучие, обучение и поведение на протяжении всего жизненного цикла. Это период больших возможностей, на протяжении которого силы развития могут быть использованы в целях предотвращения или минимизации инвалидности и потенциальных вторичных состояний, но также и крайней уязвимости перед воздействием негативных факторов. [Ранее развитие детей. Сайт Всемирной организации здравоохранения, 2020] .
Фактические данные свидетельствуют о том, что ранние мероприятия, направленные на устранение факторов риска, оказывают положительное воздействие на рост, когнитивное и социально-эмоциональное развитие ребенка. С одной стороны все большее распространение получают практики раннего обучения детей с целью их успешности в будущем. Однако в большинстве своем они заимствованы из школьной практики, и обучение сводится к формальному заучиванию бесполезных для актуальной жизни малыша знаний. При этом активность самого ребенка, его эмоционально-личностная и социальная сфера игнорируются. С другой стороны, недостаточная компетентность родителей и педагогов в области знаний о закономерностях психического развития ребенка, методах воспитания и обучения приводит к преуменьшению реальных возможностей и способностей маленьких детей. Тогда воспитание сводится к организации ухода и присмотра, заботе о физическом здоровье, а развитию познавательных способностей, личности ребенка, его инициативности, любознательности не уделяется достаточного внимания. Это может привести к деформации или недоразвитию качеств, что в будущем с трудом поддается коррекции [Галигузова Л. Н., 2009]. Становление в нашей стране системы ранней комплексной помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы образования. Однако ограничивается отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, ранней диагностики. Существуют реальные проблемы с практикой оказания помощи семьям с детьми раннего возраста.
В России в последнее десятилетие заметно вырос интерес к проблеме ранней диагностики и коррекции нарушении развития у детей. Этому посвящен ряд исследований Е.Ф. Архиповой, О. Г. Приходько, Ю. А. Разенковой и др. В настоящее время система комплексной помощи детям выделена в самостоятельное направление государственной политики. Это система целенаправленной деятельности определяющей подходы, стратегию, программы и организацию.
Теоретико-методологическая основа исследования опирается на учения отечественных и зарубежных авторов:
- о системном подходе к процессу развития ребенка, базирующимся на теории функциональных систем и системогенеза (Анохин П.К.), основоположниками которого в изучении ребенка с нарушениями в развитии в отечественной науке являются Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, А.Р. Лурия;
- о комплексном подходе к изучению и развитию психики ребенка, основанном на положениях теории Л. С. Выготского;
- о гуманистическом подходе к педагогической работе, когда внимание должно быть направлено не на недостаток, а на самого ребенка, отягощенного этим недостатком, на его особую социальную и образовательную ситуацию (Выготский Л. С.).
- о принципе психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением, сформулированный известными отечественными исследователями Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.;
- о теории единства законов развития нормального и аномального ребенка (Власова Т.А., Выготский Л.С., Кащенко В.П., Лубовский В.И., Лурия А.Р., Розанова Т.В., Стребелева Е.А. и др.);
- о системе ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. (Мастюкова Е.М., Стребелева Е.А., Печора Н.Н., Фрухт Э.Л. и др.).
- о принципах психолого-педагогического сопровождения, как специально организованной, проблемно ориентированной, субъектно-объектной деятельности, направленной на решение воспитательных, образовательных, коррекционно-развивающих, социальных задач в условиях конкретного микросоциума (Захарова А. В.) [Захарова А. В., 2012, с. 225]
Объект исследования – семьи с детьми раннего возраста.
Предмет исследования – организация психолого-педагогической помощи семье на базе дошкольного учреждения.
Цель исследования – определить теоретические основы и практические пути создания гибкой системы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.
Гипотеза:
а) организация психолого-педагогического мониторинга семей позволит выявить детей раннего возраста группы риска с ОВЗ;
б) создание гибкой системы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей в возрасте от 1 до 3 лет и их поэтапное сопровождение даст возможность оказать необходимую помощь детям и создаст благоприятную почву для их адаптации к ДОУ.
Задачи:
- Раскрыть понятие ранней помощи семье в Российской Федерации и за рубежом
- Изучить проблемы семей с детьми раннего возраста
- Выявить возможности оказание ранней помощи семьям на базе дошкольной образовательной организации
- Провести комплексное анкетирование родителей, воспитывающих детей раннего возраста и воспитателей ДОУ
- Выделить этапы сопровождения семей с детьми раннего возраста
Методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, синтез, обобщение, изучение опыта, анкетирование, количественный анализ данных анкет с помощью платформы Google Forms (см. приложение 9).
Опытно-экспериментальная база исследования – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад №31 города Орла.
Научная новизна работы состоит в создании и апробации новой практики взаимодействия с семьями с детьми от 1 года и до окончания адаптационного периода в детском саду. Это возможно благодаря подробному описанию процессов и механизмов реализации этапов комплексного сопровождения всех участников образовательных отношений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные обширные представления об особенностях организации сопровождения и ранней помощи детям могут существенно расширить возможности взаимодействия с родителями детей в возрасте от 1 года до 3 лет в условиях микрорайона на базе дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость состоит в разработке авторской программы по сопровождению семей с детьми, еще не посещающими ДОУ, что позволит своевременно проводить мониторинг детей и оказывать посильную помощь им и родителям на базе образовательной организации.
Ключевые слова: ранее сопровождение, ранняя помощь, дети раннего возраста, дошкольное образование, программа сопровождения, консультирование, анкетирование, развитие ребенка, развитие системы ранней помощи, ограниченные возможности здоровья.
Сокращения:
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
ДОУ – дошкольное образовательное учреждение
ДОО – дошкольная образовательная организация
СЭВ – синдром эмоционального выгорания
ССО – система специального образования
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
Мбцрр-детский сад №31 города Орла – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад №31 города Орла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»
Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи: - во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задо...
Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации
В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях дошкольной образовательной организации, а также определены возможности для организ...
Статья «Организация Службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации»
Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Анализир...
Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...
Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации
Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации...
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И МЕССЕНДЖЕРЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье авторами рассматривается влияние социальных сетейи мессенджеров на взаимодействие семей воспитанников и педагогов в дошкольной организации. Целью статьи является анал...
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И МЕССЕНДЖЕРЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Социальные сети и мессенджеры, как инструмент взаимодействия с семьями воспитанников в дошкольной образовательной организации....