Способы эффективного взаимодействия педагогов ДОУ
материал на тему
Как известно, весь коллектив ДОУ подчинен общей цели – поддержанию и укреплению физического и психологического здоровья детей, содействию гармоничному развитию личности с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого воспитанника. В первую очередь, для ребенка важно чувствовать себя в зоне психологического комфорта и принятия, только в этих условиях он сможет раскрыть свои личностные качества и добиться высоких результатов в познавательной и творческой деятельности. Во вторую очередь следует учитывать свойственную детям эмпатию, то есть способность чувствовать внутреннее состояние человека, находящегося рядом. Поэтому очень важно грамотно выстроить общение со своими напарниками и коллегами, добиться благоприятного микроклимата и взаимопонимания в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы эффективного взаимодействия педагогов ДОУ | 86.73 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГОВ ДОУ
Приветствие
Психолог здоровается с аудиторией, объявляет тему занятия, дает информацию о характере предстоящей деятельности, просит участников отнестись с легкостью и понимаем к предстоящим заданиям и, по возможности, принимать участие в играх.
Значимость характера межличностного взаимодействия в ДОУ
Как известно, все мы, и воспитатели, и узкие специалисты и весь коллектив ДОУ подчинены общей цели – поддержанию и укреплению физического и психологического здоровья детей, содействию гармоничному развитию личности с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого воспитанника.
В первую очередь, для ребенка важно чувствовать себя в зоне психологического комфорта и принятия, только в этих условиях он сможет раскрыть свои личностные качества и добиться высоких результатов в познавательной и творческой деятельности.
Во вторую очередь следует учитывать свойственную детям эмпатию, то есть способность чувствовать внутреннее состояние человека, находящегося рядом. Поэтому очень важно грамотно выстроить общение со своими напарниками и коллегами, добиться благоприятного микроклимата и взаимопонимания в коллективе.
И самое главное, не стоит забывать, что стиль нашего взаимодействия с коллегами и с родителями является живым примером для подражания детей.
Все воспитатели разные, уникальные в своем роде, каждый по-своему старается внести свой вклад в общее дело.
А сейчас давайте все вместе подумаем о том, какими качествами все-таки на ваш взгляд должен обладать истинный воспитатель.
Упражнение 1 «Воспитатель, какой он?»
Каждому участнику предлагается написать на разных сторонах листочка значимое (необходимое) и нежелательное качество воспитателя.
Психолог их фиксирует и создает «портрет воспитателя» из наиболее часто повторяющихся вариантов. Делается вывод о том, что «идеальные» воспитатели с исключительно положительными характеристиками встречаются редко, а в реальных жизненных условиях можно встретить воспитателей с сочетанием представленных качеств.
В связи с этим, мы порой испытываем потребность «подкорректировать» наших напарников в той или ной мере, но не всегда в силу ряда причин можем себе это позволить.
Зато сейчас у нас есть хорошая возможность в игровой форме потренироваться.
Упражнение 2 «Позитивное представление»
Воспитатели делятся на пары. Участникам предлагается с опорой на положительные качества, указанные на листочке, тактично обозначить наличие отрицательных сторон, с целью их дальнейшей коррекции. Каждый из участников выступает в роли критика по очереди. После завершения работы в паре, участникам задаются вопросы: «Легко ли было подобрать нужные слова, чтобы корректно указать на нежелательные качества собеседнику?», «Какова была внутренняя эмоциональная реакция у педагога в ответ на полученную информацию? Захотелось ли что-то поменять в своем поведении после обращения?»
К сожалению, нерешенные скрытые и явные конфликты в педагогическом коллективе могут стать одной из причин отсутствия мотивации воспитателя к работе. Это проявляется в пассивном отношении к основной деятельности, отказе от использования современных методик, нежелании принимать участия в массовых мероприятиях и т.д.
Упражнение 3 Мозговой штурм «Причины отсутствия мотивации»
Участникам предлагается разбиться на 4 группы и в оперативном порядке в условиях ограниченного количества времени записать возможные причины отсутствия у воспитателей мотивации к работе и, как следствие, проявления ими нежелательных качеств. Все идеи, даже самые неожиданные, фиксируются, а после окончания мозгового штурма, еще раз озвучиваются психологом.
Делается вывод о том, что наряду с общей загруженностью и усталостью, в некоторых случаях имеются и более серьезные причины, на которые сложно повлиять, но к которым следует относиться с пониманием. Также встречаются, может быть, неожиданные причины, обратив внимание на которые достаточно легко изменить ситуацию в лучшую для всех сторону. Все люди разные и каждому требуется индивидуальный подход. Кому-то, возможно, просто необходимо лишний раз услышать доброе слово в свой адрес для поддержания стимула к работе, кому-то хочется иметь подтверждение своих профессиональных заслуг в более существенной форме.
Для наиболее полного погружения в возможные причины того или иного поведенческого и личностного проявления, предлагаю вашему вниманию классификацию воспитателей.
Условно, воспитателей ДОУ можно разделить на 4 типа.
- Воспитатель старой закалки: воспитатель с большим стажем работы с высшей категорией, в работе, как правило, использует морально устаревшие приемы и методы, основанные на диктатуре воспитателя, неукоснительной дисциплине, беспрекословном подчинении.
- Юный энтузиаст: молодой и инициативный воспитатель, не имеющий опыта работы в силу возраста, проявляющий большой интерес и положительное отношение к детям. В работе опирается на современные методики и новые формы взаимодействия с детьми, а прежде всего, на интуицию и здравый смысл. Нуждается в советах и наставничестве со стороны более опытного педагога.
- Классический воспитатель: достаточно опытный воспитатель традиционного типа, шагающий в ногу со временем, имеющий собственные наработки и отношение к педагогической деятельности. Ощущает себя успешным, гордится своими творческими достижениями. Считает свое мнение преимущественно верным.
- Прирожденный воспитатель: с любовью относится к детям и к своей работе. Без труда находит подход к любому ребенку, проводит очень интересные и увлекательные занятия, направленные на полноценное развитие каждого ребенка, исходя из его наклонностей и предпочтений.
Упражнение 4 «Письмо заместителю заведующей по образовательной работе»
Участники делятся на 4 группы соответственно типам воспитателей. Им предлагается на местах составить письмо-обращение от лица педагога определенного типа к заместителю заведующей по образовательной работе. Для облегчения задачи и более целенаправленной работы, каждой паре участников раздается бланк письма с направляющими вопросами и информацией для размышления. После окончания групповой работы, представитель каждой группы зачитывает результат совместного творчества.
После каждого выступления психолог резюмирует услышанное, делая акцент на самом главном. После прочтения всех обращений делается вывод о том, что в работе с педагогами обязательно нужно учитывать потребности и возможности каждого, стремиться их выявить и принять участие в решении возможных сложностей, идти навстречу.
Упражнение 5 «Приемы конструктивного взаимодействия»
Вниманию участников предлагаются приемы конструктивного взаимодействия. Психолог кратко раскрывает смыл каждого из них.
- Создание доверительной атмосферы
- использование простых фраз
- нейтральные/актуальные для собеседника темы
- позитивный настрой
- Компетентное и эмоционально-окрашенное предоставление информации
- поддержание своего авторитета
- способность вдохновлять, вести за собой
- Культура общения
- внутренняя безмятежность
- сохранение достоинства в ситуациях эмоциональной провокации
- Взгляд со стороны
- способность увидеть себя глазами окружающих
- Я - высказывание
- сообщение о своих чувствах «Я огорчена тем, что…»
- описание ситуации «…до сих пор нет результата...»
- пожелание «…я хочу, чтобы к следующей неделе …»
- Активное слушание
- эхо (дословный повтор последних слов с вопросительной интонацией)
- уточнение «я правильно поняла, что…»
- перефразирование «то есть вы хотите сказать…»
- присоединение (к интонации, жестам, позе собеседника)
- эмпатия «похоже, новость Вас порадовала…», «вы расстроены…»
- Предупреждение конфликтов
- снизить модальность негативных эмоций (авторитарно/подключиться к успокоению)
- уйти от ситуации (переключиться на другую тему/обратить все в шутку)
- Позитивное представление
- подчеркивание положительных качеств и достижений
- корректное указание на изменение определенного поведения
- Положительное послание
- «Я верю, что у тебя все получится!»
- «В Вашем успехе я не сомневаюсь!»
- Поддержание инициативы
- приветствие интереса и стремления педагога к самовыражению
- рассмотрение и учет всех предложений
- Привлечение к общему делу
- включение в реализацию важного мероприятия
Упражнение 6 Проблемные ситуации между участниками образовательного процесса
Ситуация 1
Воспитатель с большим стажем работы с высшей категорией использует морально устаревшие приемы и методы работы с детьми, основанные на диктатуре воспитателя, неукоснительной дисциплине, беспрекословном подчинении, что не способствует раскрытию личности ребенка и проявлению его индивидуальных особенностей. Данное положение удивляет и возмущает юного педагога-энтузиаста. Ведь, согласно современным стандартам, в ДОУ необходимо создавать условия для поддержки разнообразия детства, инициативы детей в различных видах деятельности, учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, содействовать сотрудничеству детей и взрослых, признавая ребенка полноценным участником образовательных отношений. Плюс к тому, на фоне диктатуры напарника, начинающему педагогу трудно удерживать авторитет перед детьми. С учетом столь разного подхода, грандиозные планы о совместной реализации проектов с использованием современных технических средств и методов представляются затруднительными. Что следует предпринять молодому специалисту, чтобы добиться от напарника положительного отклика и поддержи в начинаниях?
Ситуация 2
В группе имеется ребенок, который отличается стремлением к лидерству, сообразительностью, низкой произвольностью поведения и агрессивными проявлениями своего недовольства чем-либо. Случай физической агрессии, произошедший накануне по отношению к другому ребенку группы, вынуждает воспитателя обратиться к родителям обидчика. Мама ребенка, в процессе разговора проявляет неустойчивость эмоционального состояния путем смены настроения (это может быть защитная реакция, растерянность, гнев, отчаяние). Как педагогу корректно донести информацию до мамы ребенка и прийти к конструктивному решению проблемы?
После проигрывания каждой ситуации проводится обсуждение участниками и наблюдателями.
- Удалось ли воспитателю прийти к поставленной цели?
- Каким образом?
- Остались ли довольны педагоги результатом взаимодействия?
- Легко ли было собеседникам слышать критику в свой адрес и вносить изменения в привычные установки?
Делается вывод о том, что в работе воспитателя приходится сталкиваться с решением множества проблемных ситуаций, в том числе и конфликтов между педагогами и другими участниками образовательного процесса. Поэтому стоит использовать психологические приемы взаимодействия с людьми, и к каждой ситуации стараться найти особый подход, с учетом множества нюансов, сохраняя при этом спокойствие и демонстрируя своим поведением оптимизм и достоинство.
С какими бы сложностями в работе ни сталкивался воспитатель, его эмоциональное состояние часто зависит от теплоты общения в коллективе.
Старайтесь с пониманием относиться друг к другу, делитесь опытом работы, прислушивайтесь к мнению коллег.
Будьте оптимистичны и сохраняйте культуру общения, тогда ситуация обязательно разрешиться наилучшим для вас образом.
А если проблема кажется вам неразрешимой, то всегда можно обратиться за помощью к заместителю заведующей по образовательной работе, которая точно сможет дать дельный совет, вдохновить и повести за собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Групповой родительско-детский тренинг как способ эффективного взаимодействия с семьями воспитанников»»
Доклад о тренинге как методе работы психолога с родителями дошкольников...
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....
Маршрут выходного дня», как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ
просвещение родителей...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования....
Мастер-класс для педагогов «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного о...
Семинар-практикум для педагогов «Мы одна команда! Способы эффективного взаимодействия»
Семинар-практикум для педагогов (технология «Тимбилдинг»)...