Семинар-практикум для педагогов «Мы одна команда! Способы эффективного взаимодействия»
учебно-методический материал

Китаева Светлана Юрьевна

Семинар-практикум для педагогов (технология «Тимбилдинг»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для педагогов

 «Мы одна команда! Способы эффективного взаимодействия»

(технология «Тимбилдинг»)

Цель: формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.

Задачи:

- Формирование  и  усиление  общего  командного  духа,  путем  сплочения  группы  людей;

- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

- Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

- Осознание себя командой.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение уровня коммуникации;
  • улучшение взаимодействия между сотрудниками;
  • увеличение скорости принятия командного решения;
  • умение разрешать спорные ситуации.
  • формирование позитивного взгляда на возможности команды.

Ход семинара

  1. «Игра-приветствие»

Цель: выработка доверия у участников друг к другу, позитивный настрой на дальнейшую работу.

Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

  1. Актуализация темы

Здравствуйте. Предлагаю вам начать нашу встречу с чего-нибудь теплого, доброго и светлого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно, хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча.

Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит:

Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Жизнь- игра командная…

В современных условиях главным ресурсом эффективной работы является команда специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих трудовой процесс. От вашей квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития нашего учреждения.

Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.

  1. Тренинг командной сыгровки (улучшения коммуникаций)

Цель: уметь работать коллективно,  быстро и четко распределять задания между собой. Создание положительного эмоционального фона.

Упражнение  «Счет в темноте»

Закройте глаза. Теперь всей командой нужно досчитать от 1 до 10. При этом один человек не может произнести две цифры подряд – в счете должна участвовать вся команда. Если двое говорят одновременно, все начинается сначала. Важно почувствовать друг друга и объединиться в единый процесс.

Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись?

Что помогало понимать, как выполнять задание?

Упражнение  «Рисунок на спине»

А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали.

Что помогало понимать и передавать ощущение?

Что чувствовали первые и последние стоящие в команде?

 Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись?

Упражнение «Дадим отпор».

Все участники становятся в круг. Ведущий называет всевозможные страхи и опасности. Если кто-то из участников боится того, что было озвучено ведущим, то он должен встать в круг. Если остальные участники, оставшиеся за кругом, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошел в круг) и громко, дружно скажут: «Дадим отпор...», то считается, что упражнение выполнено правильно и оставшиеся в кругу защищены. Основные критерии этого упражнения быстрота, громкость и дружность защиты. Фразы ведущего всегда начинается со следующего выражения: «На нас напали». Ответ участников начинается с фразы: «Дадим отпор».

Примерные фразы:
На нас напали маленькие зелёные человечки
На нас напали вечно недовольные родители
На нас напало слишком требовательное начальство
На нас напало чувство вины
На нас напало предательство
На нас напали злость и агрессия
На нас напала неуверенность в себе
На нас напала нехватка времени
На нас напала неудовлетворённость
На нас напала большая ответственность
На нас напали большие деньги

На нас напала неуверенность

На нас напала тревога

На нас напала страх

На нас напала внутреннее напряжение

На нас напала отчаяние

На нас напала беспокойство

На нас напала боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих

Упражнение   «5 фактов о нас»

Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

Участники разбиваются на 2 мини-группы,  за 3 минуты необходимо найти и записать 5 фактов, которые их объединяют. Например: "Мы из Зернограда", «Мы любим готовить» и т. д.

- Справились? Отлично! 

- Как много в нас общего, в команде собрались не случайные люди и все мы оказались здесь потому, что нас что-то объединяет.

Упражнение «Метафора».

Цель. Это упражнение дает участникам возможность составить представление о команде как о едином целом, об особенностях и основных способах ее работы, о царящей в ней атмосфере.

 Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение команды как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например, можно сказать: "Она похожа на клетку со львами, где прекрасные могучие звери втиснуты в очень маленькое пространство, и поэтому мешают друг другу. Прутья мешают им двигаться, теснота делает их агрессивными, и, помимо всего этого, их еще недостаточно кормят". Другую команду можно было бы описать так: "Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед". Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы к вашей команде...

 

- Все ли образы вам понравились?

- Почему возникли те или иные образы?

- Какие вопросы мы должны себе задать, чтобы понять, что привело команду к нынешнему состоянию?

- Придумаем метафору, характеризующую  идеальную команду, то есть такую, в которой они могли бы работать с радостью и увлечением.

Упражнение «Я в пространстве группы»

Цель. Диагностика особенностей взаимоотношений в коллективе.

Ведущий кладет в центр круга (или прикрепляет к стене) лист ватмана. «Это пространство нашей группы», объясняет он, показывая на чистый лист.
Из набора цветных маркеров каждый участник должен взять маркер какого угодно цвета и на листе очертить область любого размера и любой формы, которая для него обозначала бы его место в группе. Области могут перекрываться, это вполне допустимо. Место для своего «островка» каждый выбирает по желанию: в центре, ближе к краю, у самого края или еще где-то.

 - Какие  чувства вызывает картина в целом?

- Устраивает ли вас тот факт, что ваш «островок» оказался перекрыт «островками» других (или наоборот не перекрыт)?

 
Упражнение «Мы – команда!»

Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист. «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы –а команда»!»

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы –команда!»

  1. Команда  форма взаимодействия, в которой проявляется «синергетический эффект». Синерги́я (от греч. syn — вместе, ergos — действующий, действие) - знания и усилия нескольких человек могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются. Можно передать  фразой «целое больше суммы отдельных частей» (Аристотель).

За счет взаимодополнения, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия. В этом случае 10 человек, обладающих 10-ю единицами энергии каждый, способны совершить полезной работы на 130 единиц. 10*10=130

При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается волшебство командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «Я выиграю, тогда, когда выиграешь ты», «Я выиграю, когда мы все выиграем».

В профессиональной деятельности нам с вами  часто приходится собираться в  те или иные команды и использовать их возможности для достижения целей.

1. Перераспределяйте процесс принятия решений.

2. Планируйте и организовывайте вместе с командой. Нет смысла брать всю работу на себя, используйте опыт и мнение членов команды, не отказывайтесь от их помощи. При этом важно поддерживать сплочённость в коллективе, а для этого иногда нужно оставлять своё эго «за дверью».

3. Хорошо, если вы будете  опираться на три принципа:
• знания — это сила;
• знания, которым делятся, делают сильнее вдвойне;
​​​​​​​• знания, полученные в коллективе, делают сильнее всех.

  1. Тест « 30 пословиц»

Бланк теста« 30 пословиц»:   

1-тип

2-тип

3-тип

4-тип

5-тип

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11-

12-

13-

14-

15-

16-

17-

18-

19-

20-

21-

22-

23-

24-

25-

26-

27-

28-

29-

30-

Инструкция к тесту:

Представьте себе, что вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что:   не удовлетворяющие из них лично вас - 1 или 2 балла, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему -  4 или 5. Оценивается каждое суждение без раздумий, чтобы не затягивать процедуру «экзамена». Оценки ставятся по первому впечатлению напротив номеров суждений в таблице.

  • Худой мир, лучше доброй ссоры.
  • Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
  • Мягко стелет, да жестко спать.
  • Рука руку моет.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
  • Кто сильнее, тот и прав.
  • Не подмажешь - не поедешь.
  • С паршивой овцы, хоть шерсти клок.
  • Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
  • Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
  • Слово «победа» четко написано только  на спинах врагов.
  • Убивай врагов своей добротой.
  • Честная сделка не вызывает ссоры.
  • Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
  • Дерись подольше, да ума набирайся побольше.
  • Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  • Добро слово победит.
  • Ты –мне, я- тебе.
  • Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
  • Кто спорит - ни гроша не стоит.
  • Кто не отступает – тот обращает в бегство.
  • Ласковый теленок двух маток сосет.
  • Кто дарит - друзей наживает.
  • Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
  • Лучший способ решить конфликт – избежать его.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Кротость торжествует над злом.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. В какой колонке больше баллов, тот ваш тип.

Интерпретация:

1-тип «черепашка».

У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.

2-тип «акула»

Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы»- надо лишь ограничить ее притязания. «Акулы» очень важны для коллектива, потому, что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.

3 тип- «медвежонок»

Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4- тип «лиса»

Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми может отойти от главных заповедей ( пользуются принципом « не обманешь - не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.

5 – тип «сова»

Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

  1. Упражнение «Закон гармонии»

В цивилизованном социуме существует не писаный закон гармонии общения и межличностных отношений. Следуя ему можно не допустить зарождение многих противоречий, конфликтов, обид. Звучит он так: «Позволяя себе – позволяй другим. Запрещая другим – запрещай себе». Довольно справедливо, что выполнение этого правила избавляет нас от взаимных упрёков. Но понятие нормы отношений и общения мы воспринимаем, понимаем, оцениваем субъективно. Так, например, мы не позволяем другим повышать на нас голос, указывать, критиковать нас, устанавливать нам запреты.

Вместе с тем, порой сами кричим на других, ругаем и поучаем их, стараемся ограничить их действия. Каким же образом контролировать свои действия в тех или иных ситуациях общения?

«Разделите лист на две части:

1.«Позволяю себе, запрещая другим». Перечислите ваши поступки, направленные на получение преимущества за счёт окружающих. Определите степень свободы ваших действий. Позволяете ли вы себе: опаздывать, повышать голос на других, игнорировать чье-то мнение (товарища, ребенка, подчиненного и др.), высмеивать кого-то и так далее.

2.«Запрещаю другим, позволяя себе». Перечислите, на какие действия окружающих налагаете запрет, но разрешаете себе. Например: критиковать, оценивать, чинить беспорядок, бездельничать.

Это будет вашим домашним заданием.

  1. Упражнение «Связующая нить».

Встаньте в круг на расстоянии вытянутых рук и закройте глаза. Сейчас я рассажу вам

историю:

Много лет назад на земле жил мудрец, который долгие годы провел сначала в путешествиях по всем удивительным городам, а затем посвятил годы размышлениям о сущности человеческой. И сплел мудрец длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной тончайшей нитью.

Ведущий рассказывает историю и обходит участников, вкладывая каждому в руки нить. На последнем участнике ведущий отрезает нить и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Воистину, нить была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая её тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно становился «узловатым». Но, главное, у каждого появилась способность протягивать нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами. 

Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется, и будет резать руки. Такие отношения называются натянутыми.

Если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет это делать. Равновесие круга нарушится. Кто-то будет чувствовать более устойчиво. О таких ситуациях говорят: «Он тянет одеяло он себя». Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Ощутили, как больно нить режет шею? В подобных ситуациях говорят: «Посадил себе на шею». Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Многие люди даже посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят. Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех нас будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой своего тела.

Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения в команде, комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить: натянутом или свободном. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Главное, не смотря ни на что, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

  1. «Прощание»

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый! 

Ну что ж наш тренинг подошел к концу. Мне хочется поблагодарить каждого из вас за активное участие и желание взаимодействовать. Желаю вам успехов в вашей трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с особыми возможностями здоровья

Использование такой формы взаимодействия с родителями, как родительский клуб, способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень с...

Способы эффективного взаимодействия педагогов ДОУ

Как известно, весь коллектив ДОУ подчинен общей цели – поддержанию и укреплению физического и психологического здоровья детей, содействию гармоничному развитию личности с учетом индивидуальных возможн...

Семинар – практикум «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

Цель семинара-практикума: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности....

Семинар-практикум для коллег педагогов: ЭСТАФЕТА – ОСНОВНОЙ ВИД ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ, ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАЮЩИЙ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.

Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств и интереса к занятиям физической культурой у дошкольников....

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....